1.1 Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС
материал

Лохова Мария Андреевна

Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС Лоховой Марии Андреевны, воспитателя начальной школы-детского сада п. Красная Горка.

Формирование общей культуры воспитанников, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой, отмечено в ФГОС ДО, требует совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в группах. В моей группе развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.

В группе создана обогащенная, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая высокий уровень эмоционального, интеллектуального и творческого развития детей, а также условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.,  и  содержит  разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, которые подобраны на основе гармоничного рационального и логичного их соотношения.

Нормативно-правовой и организационной основой  обновления и обогащения развивающей предметно-пространственной среды в моей группе является:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)»;
  • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
  • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».

В моей группе расположение мебели, игрового и другого оборудования – отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей и специфики работы на четвертом жизни. Руководствуясь, основными положениями и рекомендациями программы дошкольного образования «Детство», материалы для игр и занятий детей располагаются в разных функциональных пространствах – игровых центрах. Ведущая задача моей деятельности, в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование её отдельных элементов.

В нашем групповом помещении организованы все требуемые Программой центры.

Каждому ребенку представлена свобода в выборе средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

РППС начинается с раздевалки, где мы встречаем наших детей. У каждого ребенка есть свой индивидуальный шкафчик, на котором наклеена картинка, которые дети хорошо знают. В группе ведется постоянная педагогическая работа с родителями, которая представлена разнообразным наглядным методическим материалом в информационных уголках для родителей.

Основными задачами для нас является: забота о здоровье, эмоциональное благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка, а также создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными.

Группа оснащена как традиционными материалами, так и пособиями Лохой М.А. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

Среда в группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. В группе я использую не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены). Ребенок в зависимости от его интереса может располагаться, сидя на стульях, на полу, стоя у магнитной доски с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Тематические центры позволяют объединяться по общим интересам. Имеются подручные материалы (ленточки, банки, коробки разного размера и т. п.), которые используются для решения различных игровых ситуаций или как маркеры.

Игровой материал периодически меняется. Появляются новые предметы, схемы, мнемотаблицы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Выставляются наглядные пособия по текущей теме, дидактические игры, игрушки. Создаются временные выставки по различным темам. По сезонам года оформляются выставки из природного материала, календари, макеты и т. п., таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Год

Результаты анализа развития РППС в группе

Планируемые направления развития РППС

Результаты реализации запланированных направлений развития РППС

2018

РППС служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. В группе имеются необходимые средства обучения, материалы (расходные), игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. В группе созданы центры развития детей по всем направлениям работы. Центр безопасности необходимо пополнить моделью действующего светофора. Дидактическое оснащение речевого центра в старшей группе точно соответствует содержанию программных задач для детей старшего дошкольного возраста, их индивидуальным и возрастным особенностям. Моя задача - выстроить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. РППС я старалась организовать так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

В учебной зоне необходимо пополнить и обновить дидактические игры. Для речевого развития изготовить новые пособия и тематические альбомы. Центр уединения: обновить альбомы с семейными фотографиями воспитанников; пополнить различными дидактическими играми по изучению эмоциональных состояний. Центр сюжетно-ролевых игр: внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье»; подобрать атрибуты для игры «Салон связи». Центр математических и логических игр: оформить занимательный и познавательный математический материал, дополнить разнообразными играми и пособиями. Внести учебные приборы: линейки, сантиметры; Центр творчества: необходимо внести образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д. Центр безопасности и ПДД: оснастить атрибутами к сюжетно-ролевым играм, для закрепления знаний ПДД: транспортные средства, светофор, схемы жестов регулировщика.

Учебную зону пополнили играми на развитие логического мышления, памяти, внимания. Приобретены дидактические игры, счётный материал. Оформили альбомы с демонстрационным материалом по математике: «Геометрические фигуры», «От 0 до 10». В результате повысился интерес детей к математике, у детей активно развиваются анализ, синтез, классификация, вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности. В центр сюжетно - ролевых игр внесли журналы с выкройками и моделями. Пополнила модуль атрибутами для с/р игры «Салон связи». Пополнили центр изобразительной деятельности альбомами «Городецкая роспись», "Поэтапная лепка", "Поэтапное рисование". Приобрели трафареты и др. Приобрела книгу о символике города. В групповом пространстве обновила и пополнила элементы сюжетно-ролевых игр, в которых дети отражают полученные представления о профессиях; впечатления об окружающем мире, воссоздают социальные отношения, трудовые навыки. Изготовила игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

2019

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе раннего возраста, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Развивающая предметно-пространственная среда оборудована с учетом возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Так для детей второго и третьего года жизни имеется свободное пространство, где дети могут быть в активном движении – катание с горки, лазание. Детям предоставлена возможность играть игрушками – двигателями, широко предоставлены игры и материалы по сенсорному развитию, игры по развитию речи. На четвертом году жизни детям предоставлены уголки сюжетно-ролевых игр с яркими атрибутами. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обладают максимальным для разного возраста эффектом. Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма.

Планировала: внести новые атрибуты для сюжетно- ролевых игр. Центр конструирования пополнить конструкторами Лего большими, крупной мозаикой В зону двигательной активности приобрести: коврики- массажеры, атрибуты для гимнастики; изготовить шапочки для подвижных игр, составить картотеку дыхательной и пальчиковой гимнастик. В центр познавательного развития добавить развивающие игры: «Ферма», "Собери зайку", "Домашние животные", "Одень мишек (маму, папу, сына", лото «Животные», игры-вкладыши, игры с прищепками. В уголок книги подобрать книги с произведениями русского фольклора и красивыми иллюстрациями. Изготовить игры для развития речевого дыхания: -Листочки -Бабочки -Шарики для поддувания. Пополнить центр творчества трафаретами по теме «Транспорт», «Животные», «Птицы».

Приобрела новые атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница» «Семья», крупная мозаика, конструкторы Лего, коврики - массажеры. Добавила атрибуты для гимнастики ( листочки, мелкие мячики, флажки, ленточки на колечках), шапочки для подвижных игр. В уголок развивающих игр добавила игры: "Одень мишек", "Собери зайку", «Ферма», лото «Животные», игры с прищепками. Внесла в уголок книги сказки с красивыми крупными иллюстрациями по возрасту детей. Составила картотеки дыхательной и пальчиковой гимнастик. Изготовила игры для речевого дыхания. Центр творчества пополнила трафаретами для рисования.

2020

Главным условием освоения детьми образовательной программы является предметно-развивающая среда, которая согласно требованиям ФГОС должна соответствовать содержанию пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. Я создавала и продолжаю создавать предметно – развивающую среду группы безопасной, вариативной, мобильной, здоровьесберегающей. При создании среды я опиралась на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. В группе имеется игровой центр для девочек и игровой центр для мальчиков. Пособия для девочек по своей форме и содержанию привлекательные дли них. Например, домик для Барби, оборудование для кухни, парикмахерской и т.д. В развивающей среде для мальчиков преобладают яркие современные машинки и разнообразные конструкторы. С учетом всех основных направлений развития детей в моей группе были созданы следующие развивающие центры: - центр физического развития; - центр для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Дом»); различные виды театров (социально-коммуникативное развитие); игротека развивающих игр с логико-математическим содержанием, строительно-конструктивные игры, - центр изобразительного искусства, где размещаются материалы и оборудование для детского творчества; музыкальный центр (художественно-эстетическое развитие); -центр книги, игротека речевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок (речевое развитие).

В учебной зоне пополнить и обновить дидактические игры. Пополнить сектор изобразительной деятельности недостающими альбомами, трафаретами и материалами для нетрадиционного рисования, обновить карандаши и фломастеры, а также восковые мелки. Для речевого развития изготовить новые пособия и тематические альбомы. Центр ПДД дополнить игровыми материалами, дидактическими играми, настольными играми, атрибутами для сюжетно - ролевых игр и макетом дороги.

В групповом пространстве обновила и пополнила элементы сюжетно – ролевых игр, в которых дети отражают полученные представления о профессиях и окружающем мире. Игровые центры пополнила атрибутами, подобранными с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей, отражающих различные сюжеты. Подвижный модуль позволяет изменять сюжет игры, например, чемоданчик из игры «Больница» можно взять и перенести, организовав игру в любом месте группы. Совершенствую РППС с учетом современных требований, мобильности и эргономичности пространства. Пополнила игровое оборудование для мальчиков: машины, набор военной техники, инструменты. Разные виды транспорта: спецтехника, строительная, грузовая, легковые машинки. Машинки разного цвета и размера. Пополнила игровое оборудование для девочек – коляски, куклы, комната с игрушечной мебелью, набор парикмахера и др.

2021

РППС я старалась организовать так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. РППС служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества до-школьников и их жизненный опыт. В группе имеются необходимые средства обучения (технические), материалы (расходные), игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. В группе созданы центры развития детей по всем направлениям.

Обновлено содержание центра физического развития. Для него были приобретены: кегли, шары суджоку, дартс, а также настольно-спортивная "Баскетбол". В центр по развитию речи были изготовлены различные игры.

Для театрального уголка был приобретен пальчиковый театр, состоящий из трёх сказок. Центр творчества обновили новыми фломастерами, карандашами. восковыми мелками, трафаретами.

Центр физического развития: обеспечить необходимым оборудованием (большие и маленькие мячи, набивные мешочки, кегли, кольцеброс, мешочки с песком), создать условия для закаливания.

В центр сюжетно – ролевых игр: приобрести атрибуты для игры: чайный сервиз, пирожные. Центр строительных игр: пополнить конструкторами с разнообразными способами крепления деталей. Центр изобразительной деятельности: пополнить наглядность о народных художественных промыслах, иллюстраторах детских книг. Пополнить материалы для свободной изодеятельности детей. Трафареты, штампы, раскраски по темам. Центр книги и речевого развития: поместить книги, знакомые детям, с небольшим количеством текста и крупными красочными иллюстрациями.

        Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад п. Красная Горка реализует основную общеобразовательную программу муниципального дошкольного образования «Детство».  

Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда второй младшей группы спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

РППС оборудована с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Предметно-развивающая среда группы отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Все пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и представлено центрами активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада

Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже ...

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаЭффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-про...

Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»

Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС....

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Методические материалы для заведующих  и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды  с целью повышения качества образовательных услуг, построения эф...

"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"

Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...

Требования и подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах

Обновление системы дошкольного образования ставит задачу воспитания «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей...