Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений
материал на тему

Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_razvitie_logicheskogo_myshleniya_bloki_i_palochki.docx106.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.

                                          паровозик копия.png

                                     

                                                                                       Выполнила: Лебедева Л.Б.

                                                                                      Воспитатель МБДОУ детский сад№10 п.Красное -  Эхо.

Идея опыта: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.

Осознав актуальность вопроса развития способностей, работая по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой  которая направлена на развитие умственных способностей, мы пришли к выводу, что не достаточно развивать способности только на специально организованных занятиях. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности.

Благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.

На протяжении долгого времени мы изучали новинки психолого-педагогической литературы, с целью выявления возможностей детей определённого возраста, собирали в различных информационных источниках игры, игровые упражнения, методики и методические приёмы, применение которых помогут нам в реализации нашей темы: " Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры"

Актуальность данной темы очевидна. Ведь вопрос обучать или развивать, эта проблема, вероятно, так же стара, как и сама школа. Между понятиями " обучение" и "развитие" имеется скрытое противоречие. В детском возрасте обучение и развитие идут параллельно, и это ни у кого не вызывает сомнения. Но вот тождественны ли они?

   В соответствии с требованиями, которые нам диктует жизнь и которые заложены в Законе РФ " Об образовании", национальной доктрине образования, образовательное учреждение ( независимо от того, по каким программам строится образовательный процесс и какими проблемами занимается) обязано:

  • Обеспечить индивидуализацию для каждого ребёнка;
  • Обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  • Помнить, что ребёнок - активный участник педагогического процесса;
  • Привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интересы к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  • Реализовать право ребёнка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • Обеспечить эмоциональное благополучие, Эмоционально- личностное и социально- нравственное развитие ребёнка.

     Любой ребёнок " заполнен" собственным опытом, который и определяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимального обогащения личного опыта.

   Игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья".

Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели, и родители, что точно так же как взрослый человек обязан работать, ребёнку необходимо играть. И то и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребёнок - "существо играющее".Игра - это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности".

   Зажечь желанием получать новые знания, заинтересовать увлекательной игрой, совместить полезное с приятным. Какими же средствами и методами этого добиться? Нам в этом помогают наши педагогические находки.

Несомненно, очень важно развивать у детей представление об окружающем мире, учить детей конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять и т.д. Но не менее важно развивать у ребёнка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

Мышление ребёнка-дошкольника в целом ещё является наглядно-образным, ребёнок мыслит образами, представлениями. Но у ребёнка 6-7 лет могут быть развиты и элементы словесно- логического мышления. Какой бы предмет ребёнок не изучал, он использует в своей познавательной деятельности логические приёмы мышления.

Итак, в чём заключается суть моего опыта?

Это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учётом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс, различных игр, игровых приёмов на развитие логического мышления, способствующих росту интеллектуальной культуры, а так - же применение в работе современных методик.

Использование блоков Дьенеша  и палочек Кюизенера

в развитии логического мышления у старших дошкольников

                                            Блоки Дьенеша

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

 Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

    Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

   Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один—два набора объемных логических блоков и 5—8 наборов плоских логических фигур.

    Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет месйки, убирает, прячет, ищет, делит между "поссорившимися" игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

  • для развития умений выявлять и абстрагировать свойства
  • для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
  • для развития действий классификации и обобщения;
  • для развития способности к логическим действиям и операциям.

Некоторые игры и упражнения направлены на развитие внимания и памяти. В отличие от вышеуказанных они не имеют строго определенного места в системе работы с детьми. Их всегда можно предложить ребенку, чтобы потренировать его память, внимание, восприятие.

    Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, мы предлагаем ему одно—два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, то предлагаем более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.

    Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

    Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых И практических задач, которые можно предложить ребенку, например проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.

   С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.

   Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, мы предоставляем  детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине "блок" не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом "фигура", хотя вполне допустимо и использование слова "блок".

    В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:

  • найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
  • найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
  • найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
  • назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

        После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

        Игры и упражнения с логическими блоками мы предлагаем детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.

                                                    Палочки Кюизенера

   Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

   Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

   Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т.д.

   Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

    С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования").

Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше—меньше", "больше—меньше на...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "каждый", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.

   Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно "семейство", или класс.

   Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа, кратные двум, "семейство зеленых" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость), или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно "играть" и на полу.

Возможны разные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец, чередование того и другого набора, предоставление возможности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.

Набором палочек (полосок) обеспечивается каждый ребенок. Если не удалось приобрести готовый набор, то его легко сделать самим. Храниться набор может в целлофановом пакете, коробке или ящике с ячейками, в которые ребенок раскладывает палочки сам, ориентируясь на цвет и величину одновременно. Раскладывание палочек по ячейкам само по себе является полезным обучающим упражнением.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада.

В процессе выполнения заданий используются инструкция (целостная для старших, расчлененная для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т.д.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

  • Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  • Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  • Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.
  • Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
  • Перечисли цвета всех палочек на столе.
  • Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.
  • Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
  • Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
  • Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. 'Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
  • Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.

Используемая литература

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.

www.danilova

www.smartkids

www.stoschet.ucos

www.u-mama

Дети могут делать то, что они хотят.

                                               А вот захотеть они должны то,

                                               что хочет взрослый.

                       Ж.Ж.Руссо

       

Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме:

«Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста»

Актуальность.

       Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах

       Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

       Идея опыта: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.

      Цель: Формирование интеллектуальных способностей дошкольника по средствам развития логического мышления.

      Задачи:

  • Создавать условия для полноценного развития детей.
  • Способствовать росту зоны ближайшего развития, повышение зоны актуального развития детей дошкольного возраста.
  • Внедрять в воспитательно-образовательный процесс новые

     формы развития дошкольников.

      Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.

      А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда играhttp://cdncache-a.akamaihd.net/items/it/img/arrow-10x10.png остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка, гражданина”

        Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении  трёх  лет.  

      Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, центр «Занимательной математики», куда вошли разнообразные дидактические игры, математические развлечения. Работая   над опытом формирования  логического  мышления  у старших дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при  развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:

    1.Изучение эффективности развития мышления дошкольников с использованием дидактических  игр, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

    2.Определить педагогическую эффективность дидактических игр, как одной из форм развития логического мышления в дошкольном возрасте                                                   

   

         Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,(сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации, кодирования со знаком отрицания.

Поэтому мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.  

       Результаты диагностики показали:  с высоким уровнем -     % детей, со средним  уровнем -    %  детей, с низким уровнем -     % детей.

      Работая по программе «Детство» В.И, Логиновой и Т. И. Бабаевой   я определила цели и задачи своей работы.

Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).

Задачи, которые я поставила перед собой:

1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Наблюдая за игровой деятельностью детей я отметила, что наибольший  интерес   для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания  настольных , творческих и дидактических   игр. Я составила перспективный план, который определяет следующие формы работы по решению основных задач:

                -организация предметно развивающей среды

                -организация работы на непосредственно образовательной

                  деятельности

                -организация совместной и самостоятельной деятельности

     Организация работы на непосредственно образовательной деятельности , я предпочла перспективное планирование.

      На непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию внесла Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Танграм», счетные палочки и другие развивающие игры

      В ходе непосредственно образовательной деятельности использую следующие игровые приемы:

1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому  мною материалу, создание эмоционального фона занятия.

4. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.

•  Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).                                   

• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).

•  Индивидуальная работа.

    Считаю целесообразным детей с низким уровнем  с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общей непосредственно образовательной деятельности и способствует, как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.

•  Предлагаемые мною игры предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у  друга.

       .

       Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю   план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности Здесь я определила следующие пункты:

• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в

самостоятельную;

• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• Учитывание  временных рамок.

Совместная  деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3-5человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.                 

                                       

        В группе организована работа с родителями по развитию интеллектуальной культуры детей. Провожу анкетирование родителей         с целью осведомлённости по теме: «Логическое мышление в развитии интеллектуальной культуры детей». Организован  информационный стенд для родителей  «Занимательная математика», система адресных консультаций, картотека игр «Поиграем дома», оказывается  методическая помощь  в  их проведении.  

        Ежеквартально проводятся дни открытых дверей «Приходите в гости к нам»,  совместные праздники   «Весёлые встречи».

Родители привлекаются к изготовлению дидактических  материалов  и атрибутов к играм.

 Результативность опыта

       Проанализировав результаты своей работы, я провела диагностику на конец учебного года  и пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты.

      Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.

Результаты диагностики  показали динамику роста развития детей.     %%%%%%%%%%

      Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все дети  знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации.

б)   Дети  испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.  

     Результаты диагностики  показывают , что за время работы   мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.  

       

       Дидактические    игры    дают    большой    заряд    положительных    эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие.

       В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». ...  

                                       

Благодарю  за  внимание!

Содержание

1.Повышение собственной профессиональной компетентности
2.Создание предметно-развивающей среды
3. Педагогическое просвещение родителей
4. Выявление уровня развития детей
1. Внедрение системы
2.Информирова-ние родителей по проблеме
3.Работа с педагогами
Оценка выполнения
Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».
Оценка выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений"

Концептуальное изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике»Тема: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражне...

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша»

Введение Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, с...

План по самообразованию педагога по теме "РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ"

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. ...

Творческий отчет «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр и игровых упражнений».

Актуальность   данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста....