Главные вкладки

    Творческий отчет «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр и игровых упражнений».
    материал (средняя группа)

    Алексеева Светлана Александровна

    Актуальность   данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие логического мышления детей  дошкольного возраста  посредством математических  игр и игровых упражнений».

     Используя  математические   игры  и игровые упражнения, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена

     Цель: способствовать дальнейшему развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения математического содержания.

    В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

     

    Разработать перспективный план по формированию  логического мышления.

    Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

    Создание предметно-развивающей среды в группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskiy_otchet_alekseeva.docx494.75 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Росинка» п. Пионерский»

     

    Творческий отчет

    «Развитие логического мышления детей  дошкольного возраста  посредством математических  игр и игровых упражнений».

    Воспитатель: Алексеева С.А.

    2019

    Актуальность   данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие логического мышления детей  дошкольного возраста  посредством математических  игр и игровых упражнений».

     Используя  математические   игры  и игровые упражнения, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена

     Цель: способствовать дальнейшему развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения математического содержания.

    В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

    Разработать перспективный план по формированию  логического мышления. 

    Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

    Создание предметно-развивающей среды в группе.

    Работа по достижению поставленной цели предполагает три этапа:

    1.Этап. Подготовительный 2015-2016 уч.год

     Осуществила:

    1. Определение основных критериев диагностики согласно основной

    Образовательной Программе дошкольного образования «От рождения до

    школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, в соответствии ФГОС ДО

    Критерии диагностики логического мышления детей старшего дошкольного возраста

    • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
    • Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
    • Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
    • Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

    Оценка уровня развития логического мышления старших дошкольников:

    • Высокий уровень:

     Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет

    мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен  объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

    • Средний уровень:

    Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

    • Низкий уровень:

     Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими  понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.

    Исследование проводилось  по методике З.А. Михайловой  «Диагностика уровня логического мышления», которая позволяет  выявить умения детей владеть следующими логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.

    2. Создание предметно-развивающей среды в группе.

     Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей  организовала «Уголок занимательной математики», в котором находятся игры, пособия и материалы. Созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, согласно возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке  разместила  разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

    3. педагогическое просвещение родителей.

     

    2 Этап. Основной 2016-2017 уч.год

    2.1 Внедрение системы работы по использованию дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников предполагает следующие мероприятия:

    - составление перспективного плана работы по формированию логического

    мышления и элементарных математических представлений у детей

    дошкольного возраста.

    - составление плана - схемы использования развивающих игр в  совместной и

    самостоятельной деятельности детей.

    - организация и проведение непосредственно образовательной деятельности в течение учебного года.

    - систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам

    деятельности.

    - организация индивидуальной работы – в течение года

      -информирование общественности (работа на сайте)

    2.2 Дети:

    При совместной деятельности с детьми использую  элементы технологии:

     - А.Никитина « Сложи узор» развитие умения понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов

     - Систему авторских игр с блоками Дьенеша, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к  усвоению математики.

    В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают

    умение   выявлять и абстрагировать  в  предметах одно свойство (цвет, форму,

    размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по

    одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать,

    сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам

    (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько позже по

    трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.)и по четырём

    свойствам(цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое

    мышление детей.

     - Методику «Счетные палочки Кюизенера» Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

    числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»,

    «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует

    развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной

    активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания,

    пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и

    конструкторских способностей.

    Игры Воскобовича  «Квадрат Воскобовича»  «Математический планшет» развивает пространственное воображение, внимание, память; закрепляет умение детей ориентироваться на плоскости;

    совершенствовать мелкую моторику

    Огромную радость доставляют детям  игры в шашки.- развитие логического мышления;  умение находить способы решения в сложной ситуации; формирование усидчивости и целенаправленности.

    Конструирование  - развивает мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.

      При совместной деятельности с детьми использую математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность

     

     

     При решении поставленных задач применяла следующие методы:

    1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности,

    указание,  пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение,

    порицание, одобрение; похвала, разъяснение.

    2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий,

    показ образца.

    3. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов,

    выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание

    загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации,

    упражнение, тренировка, моделирование.

     

    2.2 Работа с родителями

    Успех в работе по развитию детей может быть  достигнут, в соответствии с

    ФГОС, только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников,

    поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны

    подкрепляться в условиях семьи.

    Всю свою работу я веду в тесной взаимосвязи с родителями.

    Взаимодействие сними строю на основе:

    -установления доверительных отношений с родителями; открытия перед ними

    неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

    -обеспечение общей готовности к школьному обучению.

    В ходе работы я использую следующие формы работы с семьей:

    -Круглый стол с мамами. «Игры на кухне»

    -индивидуальные (беседа,  консультирование)

    -групповые   консультации ( «Логика  и дошкольник?» «Учим математику дома» «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»)

    -коллективные (собрание, дни открытых дверей, совместные праздники)

    - наглядно – информационные (памятки  «Игры  с  геометрическими

    фигурами»,  «Дидактические игры  по математике рекомендуемые для проведения их дома».)

       Родители часто обращаются за советом и рекомендациями. В ходе бесед, консультаций даю конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр, о создании домашней игротеки; о том, как важна увлеченность играми такого рода всех членов семьи, что является одним из условий развития детского интереса к умственному труду.

     3 этап. Заключительный 2017 - 2018 уч. год

    3.1 Мониторинг развития игровой деятельности детей.

    3.2 Опрос родителей

    Результаты диагностирования показаны в диаграмме.

     

    Таким образом, наблюдается положительная динамика формирование  логического мышления посредствам математических игр и игровых упражнений

    Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

    Для решения поставленных задач мною была проведена следующая

    работа:

    1. Создана   соответствующая развивающая  среда (в группе создан математический уголок,  где расположены развивающие игр математического содержания ,индивидуальный раздаточный материал  для развития логического мышления)

    2.Разработана модель педагогического процесса: перспективный план

    по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;  

    3. Составлена картотека  математических игр;  

    4. Оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.   

      

    Проводя  анализ своей работы,  могу отметить, что  дети   стали   более  точно сравнивать,   сопоставлять  предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять  и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнения, обобщения, счета предметов в доступном  для каждого предела, научились классифицировать, сформировались простейшие речевые, логические высказывания.

    Список литературы

    1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения

    до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии ФГОС , - 3-е изд., испр. И

    доп. – М.,: Мозаика-Синтез, 2015.

    2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников.- С.-П.: Изд. «Детство –

    Пресс», 2010.

    3.Попова Г. П., В. И. Усачёва. Занимательная математика: Материалы для занятий

    и уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В.: Изд. «Учитель», 2011.

    4.Стасова Л. П. Развивающие математические игры – занятия в ДОУ:

    Развивающие математические игры для детей дошкольного возраста. – В.: Изд.

    «Учитель», 2010.

    5.Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для

    организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2010.

    6.Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками

    и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2011

    7.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.:

    Детство-Пресс, 20010.

    8. Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки детей

    к школе» Школьная пресса 2011 г.

    9. «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление» Дом

    ХХIвек 2010 г.

    10.Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М.:

    АСТ, Слово, 2012.

    11.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников.

     

     

     Приложения 

    РАБОТА С ДЕТЬМИ

    1. Приложение №1 -  Перспективный план работы по теме «Развитие логического мышления у детей 6-7 лет

    2. Приложение №2 - Итоговая таблица исследования логического мышления детей старшей группы 

     

    4. Приложение №3 - Игры с логическими блоками Дьенеша.

    5. Приложение №5  

    6. Приложение № 6 - Интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Сложи узор».    

    Приложение № 6

    Приложение № 6

    Приложение № 6

    Приложение № 6

     

    Приложение №1

      Перспективный план работы по теме «Развитие логического мышления у детей 6-7 лет

    месяц

    Задачи обучения

    Логические игры, задачи, упражнения

    Сентябрь

    -упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета;

    -совершенствовать навыки счёта в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке;

    -развивать логическое мышление, внимание, память;

    -продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли.

    д/у «Сосчитай-ка»

    Задания из альбома «Давайте вместе поиграем»   (блоки Дьениша)

    д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)

    д/и «Математические корзинки» (Игры Воскобовича)

    Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки

    Октябрь

    -закреплять умение оперировать знаками +, -, =, >, <;

    -закреплять умение оперировать алгоритмами;

    - Развитие способности к анализу.абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий ( разветвлённый алгоритм – ( «выращивание дерева» ) ; творческого мышления, воображения.

    - закрепить знания о геометрических фигурах

    - воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей

    д/з «Напиши в пустых квадратах нужные знаки»

    д/и «О чем говорят числа» (палочки Кьюизенера)

    Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»

    д/у «Узнай код»

    д/и «Выращивание дерева» (блоки Дьениша)

    д/и «Чудо-крестики»,

    д/и «Квадрат» (Игры Воскобовича)

    д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия А, Б)

    Ноябрь

    -  развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

    -учить детей решать кроссворды;

    -закреплять знания о цифрах, буквах;

    -закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

    - ориентировка во времени

    -развивать быстроту мышления, соображения, смекалку.

    д/и «Конфетная фабрика»,

     Задания из альбома «Давайте вместе поиграем»   (блоки Дьениша)

    д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия В)

    Шашки

    д/и «Пифагор»

    д/и «Колумбово яйцо»

    д/у  «Какое время показывают часы»

    Кроссворды, ребусы, лабиринты

    Декабрь

    - Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

    - учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве «левый», «правый», «между».

    -  развивать способность к математическим рассуждениям и соответствующим  математическим действиям

    - развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.

    д/з «Выполни задание от Незнайки», «Олимпийские кольца»

    Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьениша)

    д/и«Путешествие на поезде»

    д/и «Как разговаривают числа»

    «Пазлы» (мелкие)

    д/з «Впиши такую цифру, что бы ответ был правильным».

    д/у «Реши задачу»

    д/и «Геоконт»

    д/у «Поработай рукой»

    д/з «Перепутанные линии»

    Игры и упражнения с цветными счетными палочками

    Задачи-шутки

    Январь

    -закреплять умение классифицировать по трём признакам: цвет, форма, размер;

    -закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру;

    -развивать внимание, логическое мышление.

    - учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, формировать умение строить числовой ряд, развивать зрительный глазомер.

    -  воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей

    Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»

    д/и «Наведи порядок»

    д/и «Игра с тремя обручами» (блоки Дьениша)

    д/у «Помоги Вини Пуху»

    д/и «Трамвай» (палочки Кьюизенера)

    д/и «Волшебный круг»

    д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)

    Февраль

    -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом;

    -упражнять в преобразовании геометрических фигур;

    -упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

    -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

    Задания из альбома «Давайте вместе поиграем»   (блоки Дьениша)

    д/и «Вьетнамская игра»

    д/и «Листик»

    д/и «Сфинкс»

    д/и «Гексамино»

    Шашки

    Пазлы (мелкие)

    д/у «Поработай рукой»

    д/з «Перепутанные линии»

    Март

    -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом;

    -упражнять в преобразовании геометрических фигур;

    -упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

    -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

    Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьениша)

    д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Д)

    Задания из альбома «Страна блоков и палочек»

    д/и «Вьетнамская игра»

    д/и «Листик»

    д/и «Сфинкс»

    д/и «Гексамино»

    д/у «Помоги Незнайке решить задачи»

    Апрель

    - развитие памяти, логического мышления, творческого воображения

    - освоение приемов арифметических действий в пределах 20

    -закрепить умение ориентироваться в пространстве;

    -развить графические навыки.

    - развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.

    Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»

     д/и «Найди все дороги» (блоки Дьениша)

    д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)

    д/и «Пифагор»

    д/и «Колумбово яйцо»

    «Графические диктанты»

    Задачи-шутки

    Май

    -  развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

    -учить анализировать и сравнивать две группы фигур;

    -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

    д/и «Посади цветы на клумбе» игры из альбома «Спасатели»   (блоки Дьениша)

    Задания из альбома «Страна блоков и палочек»

    д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)

    д/у «Поработай рукой»

    д/з «Перепутанные линии»

    Приложение №2  

     Диагностика (по данным на 2015 – 2016 уч.г.)

    Критерии

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Умение сравнивать  

    7%

    41%

    52%

    Умение классифицировать

    12%

    40%

    48%

    Умение обобщать  

    4%

    32%

    64%

    Ориентировка в пространстве  

    9%

    41%

    50%

    Умение самостоятельно рассуждать

    5%

    23%

    72%

    Память

    9%

    36%

    55%

    Итого

    7,6%

    35,5%

    56,8%

    Диагностика (по данным на 2016 – 2017 уч.г.)

    Критерии

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Умение сравнивать  

    15%

    61%

    22%

    Умение классифицировать

    12%

    70%

    15%

    Умение обобщать  

    10%

    62%

    24%

    Ориентировка в пространстве  

    20%

    81%

    30%

    Умение самостоятельно рассуждать

    15%

    70%

    35%

    Память

    15%

    53%

    32%

    Итого

    12,5%

    60%

    22,5%

    Диагностика (по данным на 2017 – 2018 уч.г.)

    Критерии

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Умение сравнивать  

    54%

    33%

    13%

    Умение классифицировать

    58%

    33%

    9%

    Умение обобщать  

    47%

    44%

    9%

    Ориентировка в пространстве  

    68%

    27%

    5%

    Умение самостоятельно рассуждать

    51%

    34%

    5%

    Память

    43%

    47%

    10%

    Итого

    53,5%

    36,3%

    8,5%

    Приложение №3

    Игры и упражнения с логическими блоками

    Игра «Сколько?»

    Материал: логические фигуры.

    Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

    Описание игры: дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько…». За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

    «Карточки с символами свойств»

     Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств - важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире «мемори». Изображение

    Игра «Найди пару»

    Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.
    Цель: ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
    Описание игры: карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.

    Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх, стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки ... и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше  парных карточек. Изображение

    «Логические кубики»

    Материал: 5 кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)

    Педагогические возможности материала: логические кубики, как и карточки - символы, помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь, будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасывание кубика), а это всегда нравится детям.

    «Угощение для медвежат»

    Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

         Цель игры:

    1. Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.
    2. Понимание слов: «разные», «одинаковые».
    3. Подведение к пониманию отрицания свойств.

         Описание игры:

    1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье? Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», то правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условии игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

     2 вариант: с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством. Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством. Угощает мишку. «Записывает», как угощал мишку. Например, выбрана карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру : большой, красный треугольник; второе печенье - маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам. В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша. В играх можно использовать логические кубики кроме цифровых. В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

    «Художники»


    Материал: «эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков

     Цель игры:

    • развитие умения анализировать форму предметов;
    • развитие умения сравнивать по их свойствам;
    • развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции ).

          Описание игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали), - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена, - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В  конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

    «Магазин»

        Материал: товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.
         Цель игры: 

    1. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
    2. Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
               

    Описание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить: выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
    ИзображениеИзображение

    «Украсим ёлку бусами»

           Материал: изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
       
      Цель:

    1. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
    2. Умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета.

                 Описание игры: надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка - маленький желтый круг, вторая - большой желтый квадрат, третья - маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

    «Архитекторы»

          Описание игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки; выбрать необходимый строительный материал; построить объекты детской площадки. Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал»? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1. Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово «начало» подсказывает нам, откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: «красный наш блок?» - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» - Нет, и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос «красный?» отвечаем «да» и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос: «красный?» отвечаем «нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?» отвечаем «да» и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом, к концу наш блок будет синим квадратным большим.
    Таким образом, весь наш строительный материал будет не красным и некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2 (идея игр принадлежит О.Финкельштейну).
    Изображение

    «Логический поезд»

    Материал:

    • Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).
    • На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.
    • 4 вагона .
    • Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами.
    • Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.
      Цель игры:

                   1.   Развитие способности к логическим действиям и операциям.

    2. Умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.

    3. Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

    4. Умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

    Описание игры: 

    В игре может участвовать вся подгруппа детей: 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

    ИзображениеИзображение

    Последовательность действий.

               Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное * - это 3.  Значит,  его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)

     
    * Перевозка груза: свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне (от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма: он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник). Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания. Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груз.

     Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т.д.). Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид (шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1 - 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).

    «Мозаика цифр»


             
    Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров;12 числовых карточек.

    Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина);15 предметных карточек; блоки Дьенеша

    Цель игры:

    1. Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.
    2. Умение выбирать блоки по заданным свойствам.
    3. Закрепление навыков вычислительной деятельности.

         
      ИзображениеИзображение

    Описание игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: красный, круг, не большой, не толстый, 6-4, следовательно, блок он должен взять красный круглый маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.

    Приложение №4 

     

    Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»

    Материал: 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета (4 грани одного цвета – жёлтая, синяя, белая, красная и 2 грани – жёлто-синяя и красно-белая).

    Цель игры: 

    1. Развивает способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям;
    2. Способность к комбинированию.

    Описание игры: Сначала дети учатся составлять по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.

    Картинки к кубикам Никитина - Справочник полезных материалов про компьютеры, high-tec, аудиоадаптеры, программирование, wordpresКартинки к кубикам Никитина - Справочник полезных материалов про компьютеры, high-tec, аудиоадаптеры, программирование, wordpresСхема кубиков никитиных

    Приложение №5  

    Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера.

    Игровые задачи цветных палочек

    Цветные палочки являются многофункциональным математическим

    пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

    числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»,

    «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует

    развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной

    активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания,

    пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и

    конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как

    игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками,

    конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором

    этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут

    дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических

    понятий.

    Игры и упражнения с волшебными палочками  

    1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите,

    потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

    2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

    3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда,

    квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

    4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей

    (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно

    посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

    5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для

    остальных палочек.

    6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки,

    избушки и т.п.

    7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

    8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?

    71

    9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.

    10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в

    дальнейшем ритм усложняется).

    11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом,

    пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться,

    какая палочка исчезла.

    12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть

    все на место.

    13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая

    короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

    14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая

    длинная? Какая самая короткая?»

    15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

    16. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

    17. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и

    т.п.

    18. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.

    19. Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг

    на друга; а теперь рядом друг с другом.

    20. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки

    одной длины. Какого они цвета?

    21. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из

    палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?

    22. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек

    желтая, то можешь определить цвет другой палочки?

    23. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

    24. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

    25. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и

    красной.

     

    Игра «У кого больше»

    Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить

    составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать

    воображение.

    Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для

    остальных по 3 красные.

    Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.

    Вопросы

    – Какого цвета треугольники?

    – У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?

    – Какие треугольники по величине?

    – Почему получились разные треугольники?

    – Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы

    (косынка, колпак, елка).

    Игра «Столбики»

    Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть,

    какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

    Материал. Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.

    Описание: Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов

    и сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или

    горизонтально).

    Задания

    – Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу вверх.

    – Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже.

    – С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?

    Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они

    расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»).

    73

    Игра «Треугольники»

    Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять

    в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет,

    отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в

    пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

    Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.

    Описание: Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте

    треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с

    другой – красный».

    Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой стороны.

    Вопросы

    – Сколько получилось треугольников?

    – Расскажите, как расположены треугольники.

    – Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого.

    – Который по счету красный треугольник? Голубой?

    – Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет.

    Игра «Разноцветные флажки»

    Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении

    отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

    Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 бордовые, 10 голубых, 10

    красных.

    Описание: Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек

    «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой

    веревочке повесим “флажки”. Сделайте из трех палочек флажок треугольной

    формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок

    прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова

    сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»

    Вопросы

    – Какой формы флажки?

    74

    – Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок

    прямоугольной формы?

    – Сколько всего фигур?

    – Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок

    треугольной формы?

    – Какие стороны треугольника? (Равные.) Как это проверить?

    – Какая сторона длиннее – сторона прямоугольника или сторона треугольника?

    Как это можно узнать?

    Игра «Бусы»

    Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы

    предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами

    результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).

    Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка.

    Описание: Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет

    правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из

    этих палочек бусы в такой последовательности: сначала положите белую, потом

    розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».

    Вопросы и задания

    – Какого цвета «бусинки» в этой цепочке?

    – Какое число обозначает каждый цвет?

    – Какое число обозначает самая длинная «бусинка»?

    – Цепочка разорвалась, и «бусы» рассыпались. Перемешайте все «бусинки». Как

    узнать, каких «бусинок» больше? Меньше?

    – Что для этого надо сделать?

    Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого

    цвета больше.

    После этого можно предложить детям собрать «бусы» снова в той же

    последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить их.

     

    Игра «Скворечник»

    Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по

    длине; преобразовывать конструкцию предмета.

    Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1

    черная и 1 белая.

    Описание: Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик.

    Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их

    построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола

    и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой

    формы она была.

    Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет

    готов, читает загадку:

    Между веток новый дом,

    Нету двери в доме том,

    Только есть одно окошко,

    Не пролезет даже кошка.

    Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но

    вслух отгадку пока не произносить.

    Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее.

    Вопросы

    – Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?

    – Какое число самое большое из них?

    – Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая,

    красная палочка… (Короче.)

    Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике:

    – В какое время года вывешивают скворечники?

    – Какие птички в них живут?

    76

    – Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем

    отличается скворечник от домика?

    – А чем похожи скворечник и домик?

     

    РАБОТА С СЕМЬЕЙ

    Приложение №6 

    Анкета для родителей

    Цель: выяснить математические представления детей.

    1. Что интересует Вашего ребенка (область знаний, предмет, явление)? В чем это

    выражается?

    2. С какими вопросами познавательного характера обращается к вам чаще всего?

    3. Чему ребенок мечтает научиться?

    4. Когда он научился считать? Как это произошло? Помогал ли ему кто-нибудь?

    5. Имеется ли у Вас возможность поиграть с ребенком в математические или

    другие игры познавательного характера?

    6. Считаете ли Вы, что игре с ребенком следует уделить внимание или

    необходимо предоставить ему полную самостоятельность?

    7. Какие вопросы задает ребенок? Какого ответа добивается от вас?

    8. Интересно ли ребенку рассчитываться в магазине настоящими деньгами.

    Выбивать чек, получать сдачу?

    9. Ребенок сам об этом просит или Вы ему предлагаете оплатить покупку?

    10. Какие, по вашему мнению, математические представления ребенка нужно

    совершенствовать?

    11. В чем он испытывает трудности?

    12. Привлекаете ли Вы ребенка к приготовлению пищи, сервировке стола, другим

    домашним делам? В чем выражается его помощь? Что Вы ему поручаете?

    13. Кто в семье имеет возможность больше всего заниматься с ребенком? Как это

    происходит?

    14. С кем Вы советуетесь по поводу занятий с ребенком дома?

    15. Как ребенок ориентируется в пространстве?

    104

    16. Хочет ли ребенок научиться определять время по часам? Запомнить название

    месяцев?

    17. Любит ли Ваш ребенок рассуждения вслух? О чем?

    18. Если ребенок хочет что-то доказать или объяснять, как он это делает?

    19. Интересует ли ребенка форма предмета? Обращает ли он на это внимание?

    20. Хочет ли ребенок научиться решать арифметические задачи?

    21. В каких математических представлениях ребенок больше всего разбирается?

    22. Как ребенок применяет свои математические знания?

    23. Добивается ли он ответа на вопрос, который ставит его «в тупик» ? Каким

    способом?

    24. Любит ли ваш ребенок задачи на сообразительность?

    25. В чем, на Ваш взгляд, у ребенка проблемы в детском саду?

    26. рассказывает ли Вам ребенок о своих математических достижениях или

    трудностях в детском саду?

    27. Как Вам удается ему помочь?

    28. Есть ли положительные результаты? Какие?

    29. Вы были бы абсолютно счастливы, если бы Ваш ребенок…

    Ключ:

    Оценка ребенка с точки зрения разностороннего познавательного развития

    содержится в ответах на вопросы 1,2,3,7,17,18,24;

    О математических представлениях

    3,4,5,7,8,10,11,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28.;

    О том, как складываются взаимоотношения детей со своими близкими в семье

    свидетельствуют ответы на вопросы 5,6,8,12,13,22,27.

    Приложение №7

    Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

    посредством логико-математических игр»

    Мастер-класс для родителей

    Цель мастер-класса: — осуществление педагогического просвещения родителей

    по использованию логико-математических игр для развития логического

    мышления детей.

    Задачи мастер-класса: — познакомить родителей с логико-математическими

    играми для развития логического мышления детей;

    -обучить участников мастер-класса методам и приемам использования

    развивающих игр в домашних условиях

    -реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в

    детском саду

    -развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание

    применять на практике полученные знания

    -вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

    I часть. Теоретическая: «Что такое логическое мышление?»

    Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических

    процессов.

    Одним из наиболее важных процессов является логическое мышление. Что такое

    логическое мышление?

    Логика — очень важный навык для человека, поэтому важно развивать в детях

    логическое мышления с раннего детства. Развитие логики способствует развитию

    мышления, анализированию действий и учат детей решать проблемы

    Логическое мышление — это способность и умение производить простые

    логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у

    дошкольников не может происходить само собой. Важно осуществлять

    целенаправленную работу совокупно, как воспитателям, так и родителям

    106

    Развития логического мышления часто осуществляется в игровой форме.

    Стартовые игры несут в себе предметно-манипуляционные характеристики, сюда

    относятся простые игры типа собирания пирамиды, построения дома из кубиков и

    так далее. Затем идут интеллектуальные игры, особо важная роль здесь отдается

    математическим видам игры.

    Развитие логического мышления у дошкольников идет через игру. Важно

    постоянно менять задания, побуждая ребенка постоянно думать и искать другие

    пути решения. Какие игры помогают развитию логики у детей?

    Сейчас я познакомлю вас с игровым материалом, который вы можете

    использовать дома:

    1. Игры на запоминание картинок отлично развивают зрительную память и

    помогают применить метод группировки предметов. Наверняка вы знаете

    игру, когда берутся карточки с парными рисунками, раскладываются в

    произвольном порядке картинкой вниз и за определенное время ребенок

    должен найти пару каждому предмету, не видя перед собой все картинки

    сразу.

    2. Отличная игра, когда берутся различные предметы, которые можно

    обобщить группой, например, домашние животные, зимние вещи, рыбы,

    посуда и так далее. Пусть предметов каждой группы будет равное

    количество. Затем можно убрать предметы одной группы и спросить —

    какой группы не стало. Потом можно усложнить задание, убрав по одному

    предмету из каждой группы и спросив у ребенка, каких картинок не стало.

    3. Можно взять геометрическую фигуру, разрезать ее на различные части и

    попросить ребенка составить фигуру из частей. Например, разрезать квадрат

    на треугольники и так далее.

    4. Можно взять палочки, спички и попросить выложить геометрическую

    фигуру или рисунок.

    5. Игры с присутствием загадок тоже положительно влияют на развитие

    логического мышления.

    Очень важно развивать память у дошкольников, ведь в школе им это очень

    пригодится. Можно развивать память не только традиционными

    стихотворениями, но и вопросами типа «Какого цвета твоя любимая книга?»,

    ребенок напряжет память, чтобы вспомнить. Головоломки, смекалки — все это

    должно присутствовать в развития логического мышления.

    Игры из разряда «съедобное — несъедобное», «найди отличия» учат детей

    усидчивости, повышают концентрацию внимания. Не обязательно отводить

    специальное время для занятий, можно тренироваться в любом месте. Например,

    во время прогулки или похода из детского сада домой, а можно на кухне пока вы

    готовите кушать.

    Задавайте вопросы, которые требуют обоснованного ответа. Например Какие

    ингредиенты нужно положить в борщ? Что будет, если за места соли, я положу

    лимонную кислоту или сахар?; правильно ли себя повел пешеход на переходе»,

    если видите, что человек не по правилам переходит дорогу. Попросите ребенка

    объяснить — что именно правильно или неправильно.

    II часть. Практическая. Предлагаю поиграть со мной в логические блоки Дьенеша

    – это комплект геометрических фигур, который состоит:

    -из фигур четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);

    -из фигур трех цветов (красный, синий, желтый);

    -из фигур двух размеров (большие и маленькие);

    -из фигур двух видов толщины (толстые и тонкие).

    Каждая геометрическая фигура имеет 4 признака: форму, цвет, размер,

    толщину, которые закодированы. Сейчас мы предлагаем вам поиграть в блоки

    Дьенеша.

    1Задание

    1. Найдите квадрат, желтого цвета, большой, тонкий.

    2. Найдите треугольник, красного цвета, маленький, толстый.

    3. Найдите прямоугольник, синего цвета, большой, толстый.

    2.Задание

    Прошу выйти на ковер двум мамам. Вам нужно разложить фигуры в два обруча,

    в красный обруч положите все желтые фигуры, а в синий обруч – все круглые.

    (Если затрудняются – объяснить про зону пересечения)

    3.Задание

    Дается схема

    108

    «Жираф» (педагог представляет родителям схему жирафа, затем называет

    фигуру с признаками, родители находят нужную фигуру и кладут ее согласно

    схеме).

    Прямоугольник- желтый, большой, толстый

    Квадрат- красный, маленький, тонкий.

    Квадрат- красный, маленький, толстый.

    Квадрат- красный, маленький, тонкий.

    Квадрат- желтый, маленький, толстый.

    Квадрат- красный, маленький, тонкий.

    Треугольник, синий, маленький, тонкий.

    Хвостик-треугольник, синий, маленький, толстый.

    Ноги-треугольники красные маленькие тонкие

    III часть. Итог мастер-класса.

    Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения

    ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются

    умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные

    связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться,

    проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для

    успешного освоения школьной программы.

    Приложение №8  

    Круглый стол с мамами. Игры на кухне - как форма развития мышления,

    воображения, сенсорного развития. Делимся своими опытами.

    Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой

    деятельности у детей дошкольного возраста; Родители получают знания о

    значении игры в развитии ребенка, учатся играть с ребенком в условиях семьи.

    Задачи:

    1.Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития

    интеллектуально-познавательной деятельности.

    2.Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с

    собственным ребенком.

    3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и

    семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

    Участники: воспитатель, мамы.

    Оборудование:

    - столы, (на них чашки с чаем для мам);

    - подборка лого-математических игр, которые можно проводить на кухне.

    1. Вступительная часть

    – Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим

    круглым столом. Спасибо за то, что вы нашли время, и мы надеемся, что

    проведем его с пользой. Сегодня мы поговорим с Вами о играх, с которыми

    можно поиграть с детьми дома, а точнее сказать на кухне. Ведь и правда, где

    мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне –

    приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди , перемыть

    и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А

    ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она

    соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А

    может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?

    Общаться и играть с ребёнком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на

    кухне?

    Что может получиться в результате? (ответы родителей)

    110

    Как можно заинтересовать, привлечь ребенка, какими средствами можно

    воспользоваться? (ответы родителей)

    Уважаемые мамочки, и вот я сегодня хочу познакомить Вас, с рядом игр,

    которые смогут помочь Вашим детям в развитии мышления, внимания,

    воображения, в развитие мелкой моторики, в сенсорике в домашних условиях.

    2.Практическая часть

    Давайте окунемся в мир детства. И поиграем… Представьте, мы на кухне. Я

    мама, а вы мои дети.

    «Съедобное-несъедобное».

    Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

    Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка,

    торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или

    «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

    Отгадываем «Вкусные» загадки.

    В поле родился,

    На заводе варился,

    На столе растворился.

    Ответ: Сахар

    ****

    Маленькое, сдобное

    Колесо съедобное.

    Я одна его не съем,

    Разделю ребятам всем.

    Ответ: Бублик

    ***

    Дедушка смеется, на нем шубонька трясется.

    Ответ: Кисель

    111

    ***

    Холодок в пакете

    Едят и взрослые и дети

    Холодок, холодок,

    Дай лизнуть тебя разок!

    Ответ: Мороженое

    «Цвет, форма, размер»

    Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

    Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на

    кухне) определенного цвета, формы, размера.

    «Угадай»

    Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития

    творческого мышления, воображения, памяти.

    Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на

    заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы

    отгадываете!

    «Кто больше»

    Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

    Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по

    очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

    «Назови ласково»

    Цель: формирование навыков словообразования.

    Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его

    ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.

    Задания на развитие мелкой моторики:

    1. рассортировать белую и красную фасоль;

    112

    2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;

    3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-

    сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;

    4. посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…

    5.а если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить

    отделить маленькое от большого – развитие сенсорики

    3.Заключение:

    Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре

    не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в

    обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов,

    любви между ними в дальнейшем.

    Фантазируйте и играйте на здоровье!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений"

    Концептуальное изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике»Тема: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражне...

    Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

    Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

    Творческая работа «Развитие логического мышления детей на занятиях по математике»

    Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать...

    Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления у детей посредством игр и упражнений математического содержания».

    Никто не будет отрицать, что для успешного усвоения программы, ребенку необходимо развитое логическое мышление....

    Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

    Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

    Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...