Главные вкладки

    «ИКТ - технологии в работе с детьми»
    консультация на тему

    Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий нет. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt_-_tehnologii_v_rabote_s_detmi.docx24.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования и молодежной политики администрация

    Городецкого муниципального района Нижегородской области

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 29» г. Городца ______________________________________________________________________________

    606503 Нижегородская область, г.Городец, ул.Фурманова,  д.17    тел. (883161) 9-07-63

    .

    «Утверждаю»

    Заведующий МБДОУ

    «Детский сад № 29»

    ________________  А.И. Перанова

    от «_____» ______________20 __ г.

    приказ № ___ от«___» __________20 __г.

    «ИКТ - технологии в работе с детьми»

    Консультация для педагогов ДОУ

    Разработала воспитатель:

    Олонцева Ирина Сергеевна

    Городец

    2014-2015 уч.г.

    Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

    Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий нет. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

    Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.

    Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

    Информационные образовательные технологии  это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио,  кино, видео) для достижения педагогических целей.

    Новые информационные технологии (НИТ) – технологии активного использования компьютера в процессе обучения.

    Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

    Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

    • Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
    • Подбор дополнительного познавательного материала.
    • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
    • Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
    • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
    • При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

    В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

    В психологических исследованиях ученых отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Доказано, что дети особенно в младшем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как он помогает передать информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

    Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, активно пополняется словарный запас детей. Малышам интересно слушать сказку или рассказ по новому, а не по традиционным картинкам, книжкам или театру. Ребёнок с интересом включается в работу, при этом, не отвлекаясь на посторонние предметы, быстрее запоминает основные цвета и геометрические фигуры, догадывается, как правильно размещать предметы по свойствам: одинаковые по форме, но разные по цветам или одинаковы по цвету, но различные по фигуре. Так непринужденно происходит активизация познавательной активности детей. Дети стремятся к поисковой деятельности и пополнению знаний, умеют классифицировать, сравнивать и сопоставлять, могут высказать свою точку зрения, не бояться ошибиться.

    Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

    Это прежде всего:

    преобразование предметно-развивающей среды,

    создание новых средств  для развития детей,

    использование новой наглядности.

    В своей деятельности я выделила следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:

    создание презентаций;

    работа с ресурсами Интернет;

    использование готовых обучающих программ;

    разработка и использование собственных авторских программ.

     ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

    Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

    Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

    Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

    Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

    Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

    ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

    ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

    В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

    Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

    Как информационно-обучающее пособие

    Для контроля усвоения материала детьми.

                    В тоже время при внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

    не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером,

    недостаточная оснащенность дошкольных учреждений,

    недостаток помещений,

    высокая цена на мультимедийное оборудование.

    И допустить следующие ошибки:

    несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,

    неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,

    бесплановость, случайность применения ИКТ,

    нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,

    несоответствие возрасту детей.

    Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в нашем детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

    Помимо создания и использования презентаций мы очень эффективно пользуемся ресурсами Интернета.

    ИКТ используем в подготовке и проведении праздников.

    Большое подспорье информационные технологии оказывают в исследовательской и проектной деятельности детей: это поиск информации по теме работы и подготовка презентации.

    То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа того, где можно применять ИКТ.

    Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

    Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в детском саду.

    В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

    В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

    Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

    Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

    Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми

    Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...

    Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

    Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

    Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

    laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

    Современные игровые технологии в работе с детьми дошкоСовременные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста.льного возраста.

    В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...