План-конспект нод по познавательно-исследовательской деятельности
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

План-конспект нод по познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krahmal.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Где прячется крахмал?»

Задачи:

  • Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека
  • Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов
  • Развивать умение принимать самостоятельные решения
  • Учить рассуждать и сравнивать
  • Развивать умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты
  • Создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков
  • Учить детей выполнять требования техники безопасности во время выполнения работы

Методы и приемы:

Практические: получение крахмала, сравнение сахара, соли, муки и крахмала друг с другом

Наглядные: рассматривание картинок

Словесные: беседы, обсуждение, отгадывание загадок

Материал и оборудование:

Для детей: чистые салфетки,  куски марли, емкости с водой, чашки с тертым картофелем, ложки – по числу детей.

Для воспитателя: чистые салфетки,  кусок марли, емкость с водой, чашка с тертым картофелем, ложка, наглядный материал

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижная игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, НОД (образовательная деятельность) в спортзале.

Игровая

Игровая ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно – ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Продуктивная

Изготовление макетов, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Познавательно – исследовательская

Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно – исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные игры, настольно – печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкально – художественная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально – дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

Чтение худ. Литер.(восприятие)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры – драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Трудовая

Поручения (в том числе подгрупповая), познавательные опыты и задания, дежурства, практика – ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

  1. Введение в игровую ситуацию

Организационный момент

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в «Музей Овощей». Вы знаете, что такое музей? Музей - это большое здание, где хранятся картины или скульптуры. Люди ходят в музей, чтобы посмотреть на них. Как вы думаете, как нужно вести себя в музее? Правильно! Тихо, не бегать, не прыгать. Ведь мы с вами там не одни будем, и если мы будем кричать, мы будем мешать, другим посетителям музея, рассматривать картины.

Дети отвечают на вопросы

Дети рассматривают картины и отгадывают загадку

Создана мотивация на предстоящую деятельность

  1. Затруднение в игровой ситуации

Экскурсия. Первый зал.

Вот мы и пришли в музей! В этом музее экскурсоводом буду я. Вы знаете кто такой экскурсовод? Правильно, это человек, который проводит экскурсии в музее и рассказывает о картинах.

Первый зал, в который мы пришли, называется «Картинная галерея». Посмотрите, как много овощей изображено. Я вам сейчас загадаю загадку про один овощ, который здесь изображен, а вы попробуйте угадать этот овощ и найти его на картинке.

В борозду меня кидают,

И землёю засыпают.

А потом меня окучат,

- Раза три земельку в кучу

соберут вокруг ствола.

Вот цвести я начала.

С того самого момента,

Собираю я крахмал,

Чтобы на закате лета,

Или осенью копал

Ты меня не понарошку,

- Для еды. Ведь я (Картошка, картофель) .

Дети отвечают на вопрос и проходят в следующий зал

Развита мыслительная активность с помощью проблемных вопросов

  1. «Открытие» нового знания или способа действий

Экскурсия. Второй зал.

Ребята, вы видели, как сажают картофель и как он растет? Вы хотите узнать, как растет картофель? Тогда я приглашаю вас во второй зал. Он называется зал Наблюдений.

Ой, ребята, посмотрите, кто нас встречает в этом зале? Правильно, Экотоша. Давайте поздороваемся с Экотошей.

В.: Экотоша, ты тоже решил посетить «Музей Овощей?»

Э.: Да, я услышал, что вы отправляетесь в «Музей Овощей» и решил сделать вам сюрприз. Я захотел рассказать вам, ребята, как сажают картофель и как он растет. Вы хотите узнать?

Физминутка

Ребята, картофель мы с вами научились выращивать. А теперь давайте с вами немного поиграем.

Мама чистила картошку,                          

 Сзади подошёл Тимошка.                        

Он картошку тихо взял                              

И сложил в свой самосвал

Мама-глядь! А где картошка?

В доме только пёс и кошка...                    

 Ах! Ещё же есть Тимошка.                      

Что-то он притих как мышь.                    

Где ты спрятался, малыш?                      

А Тимошка не скучает,                            

Он картошку сам считает.                        

 Разве можно нам ругать                            

 Тех, кто учится считать.                          

Исследовательская деятельность

Ребята, а вы знаете из чего состоит картофель? Правильно, из крахмала. Давайте пройдем с вами в следующий зал, зал Научных открытий и попробуем найти крахмал.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть 4 вещества белого цвета: сахар, соль, муку, крахмал.

Задание: определить названия веществ по внешнему виду; уточнить сходство и различие веществ. Воспитатель предлагает детям взять в каждую руку по щепотки муки и крахмала, сравнить их, растерев их между пальцами.

Уточнить разницу (крахмал поскрипывает) .

Как вы поняли, что это крахмал? Зачем нужен крахмал?

Вопросы к детям

Зачем людям нужен крахмал? (Если дети не знают что рассказать, что крахмал используют для приготовления киселя, добавляют при выпечки тортов и пр., также крахмал добавляют в таблетки; крахмалом можно накрахмалить рубашки, юбки.)

Из чего получают крахмал? (Выслушать предположение детей и, если никто не даст правильного ответа, объяснить, что его получают из картофеля.)

Дети слушают рассказ Экотоши рассматривают картинки

Дети выполняют упражнения согласно тексту физкультминутки

Предполагается, что дети сумеют определить соль, сахар, муку. Если не смогут назвать последнее вещество, его называет воспитатель.

Дети отвечают на вопросы

Мясорубку, терку, кухонный комбайн, нож

В кашицу.

Дети рассматривают предметы

Да.

Получать крахмал, промывая картофельную массу в воде

Обеспечена потребность детей в движении, снятии мышечного и умственного напряжения

Развиты  коммуникативные навыки

  1. Включение нового знания в систему знаний ребенка или воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации

Сегодня я вам предлагаю получить крахмал.

Что нужно для этого сделать? (Рассмотреть пути решения, которые предложили дети. Если это возможно, выполнить некоторые действия.)

Воспитатель. Хотите, я вам расскажу, как можно получить крахмал? Вы

Когда-нибудь если драники? Кто видел, как готовить их мама? Какой предмет кухонной утвари нужно использовать. Чтобы измельчить картофель?

Показать детям терку, рассказать о техники безопасности при работе с ней.

Воспитатель. Ребята, разрешите сегодня выполнить эту работу. (Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу.) Во что превратился клубень? На столах заранее приготовлено на каждого ребенка следующее оборудование: чистая салфетка,  кусок марли, емкость с водой, чашка с натертым картофелем, ложка.

Воспитатель. Рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмала.

Выслушать предложение детей, если н никто не отвечает, то рассказать о процессе получения крахмал: часть натертого картофеля положить в марлю и промыть в воде.

Воспитатель. Вы хотите самостоятельно получить? Что мы сейчас будем делать?

Каждый ребенок промывает картофельную массу в марлевом мешочке.

Когда дети это сделают, воспитатель спрашивает: «Обнаружили крахмал? » (сквозь мутную воду дети его могут не увидеть). Посоветовать им слить воду из своих емкостей, тогда на дне можно увидеть осадок – это и есть крахмал. Предложить детям рассмотреть его, потрогать, рассказать о нем.

Ответы детей

Доказали, что он есть в картофеле.

Созданы условия для выявления и проверки способов получения крахмала

Развито умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты

  1. Повторение и развивающие задания

Воспитатель. Как вы получили крахмал? Что доказали?

Воспитатель. Что теперь делать с полученным крахмалом? Мы с вами попросим нашего Экотошу отнести на кухню полученный нами крахмал, где наши повара сварят нам кисель,

Дети отвечают на вопросы

Развиты коммуникативные навыки

  1. Итог занятия

А пока он ходит, я покажу вам еще один вариант как можно узнать есть ли крахмал в овоще или нет. Капаю капельку йода на овощи.

Заходит Экотоша и приносит с собой кисель.

Дети наблюдают за действиями воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....