Статья "Жизнь в цветном мире" (О воздействии цвета на человека)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кизейкова Тамара Владимировна

Цвет - это то, что нас окружает, то, что на нас воздействует, жизнь в цветном мире не безопасна. Как цвет влияет на наше самочувствие, эмоции, психическое состояние? Можно ли скорректировать поведение ребёнка, применяя знания о цвете? Как с помощью ассоциаций научить ребёнка называть множество оттенков цвета? Для тех, кому это интересно и предназначена эта статья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О воздействии цвета на человека.36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребёнка – детский сад № 2 Колпинского района Санкт-Петербурга

«Жизнь в цветном мире»

 (ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА)

Материал статьи подготовила

педагог

дополнительного

образования

Кизейковой Т.В.

Жизнь в цветном мире

Давайте на один миг представим, что наш мир стал вдруг черно-белым, как старое кино или фотографии в бабушкином альбоме. Каждый день – серое утро, серые облака, черные тени, серые люди, не видно улыбок, не слышно смеха. Даже цветы лишились своего аромата…Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Эта работа – желание проникнуть в чудо цвета и попытаться понять, каким образом цвет может влиять на человека.

Гете заметил: «Что, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает, боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет, отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель».

Красоту отдельного цвета нельзя отождествлять с его насыщенностью или светлотой. Красота цвета может выражаться даже в простом узоре цветовых пятен, в том, как они расположены по отношению к соседним краскам. Красивыми могут быть даже цветовые пятна от бензина на лужах. Мы не можем точно сказать, почему одно сочетание цветов нам кажется красивым, а другое нет, но совершенно ясно чувствуем, что именно это сочетание является красивым. Чувство красоты цвета постепенно менялось в ходе истории. Причем в разных культурах даже в наши дни чувство красоты цвета может быть различным. Чувством цвета обладают люди, которые адекватно воспринимают красоту цвета и цветовых сочетаний.

В работе с дошкольниками в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, его характеристики, оценки самих цветов и отношения их друг к другу. Именно удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу выразительной. Педагог вместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета.

Когда художник подбирает сочетание красок, он не всегда умеет объяснить свой выбор и часто делает это интуитивно. Но эту интуитивность необходимо и возможно развивать. Красота цветовых сочетаний и изобразительная сила цвета в первую очередь используются художником для выражения его чувств и идей. Причем выразительность – это внутренняя основа образа. Выразительность же цвета – основа колорита картины.

Краски, используемые художником, сами по себе могут быть не очень красивыми. Они могут быть приглушенными и даже почти не иметь цвета, но их выразительность и единство должны быть подчинены колориту картины. Как и красоту цвета, его выразительность трудно объяснить. Но несомненно, что и то и другое прямо связано с эмоциональным и художественным опытом человека.

Какое же психологическое воздействие цвет оказывает на человека?

Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Каждый цвет имеет свое значение лишь в рамках определенной культуры. Например, для европейца белый - символизирует чистоту и невинность, а для жителя Китая - смерть и похороны. В то же время в китайской традиции цвет знаний - голубой, а в европейской - желтый: именно он активизирует деятельность мозга.

Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой. Активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно «подпитываться» энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей,  рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма

Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечнососудистой системы, астме, бессонницы.

Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие на нервную систему.

Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений.

С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:

 А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.

 Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.

 Цвета группы «А» действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях:

- в детском художественном творчестве;

- в молодежной моде на одежду;

- в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара;

- в самодеятельном «городском фольклоре», творцы которого - люди неинтеллигентного труда;

- в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский).

 Цвета группы «Б» скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы «Б» предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.

Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе.

Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ «Психология эстетики» говорится, что «на такое ранжирование  лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам».

Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма.

Существуют еще и цветовые ассоциации. Они бывают легкие, тяжелые, воздушные, теплые, холодные, горячие, ледяные, мягкие, жесткие, колючие, близкие, далекие, тихие, громкие, звонкие, глухие, сладкие, вкусные, горькие, весенние, летние, зимние, мужественные, смелые, сентиментальные и т.д.

Обобщенные выводы: чем чище цвет, тем устойчивее его реакция. Неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные. Например, пурпурные цвета вызывают разные ассоциации, в зависимости от условий их применения.

В работе с младшими дошкольниками бывает трудно найти название цвета или оттенка, т.к. жизненного опыта у детей еще нет. Тут на помощь как раз приходят ассоциации. Многим цветам и оттенкам даются названия как раз по этим ассоциациям. Ниже представлены некоторые названия оттенков цветов.

Цвет Красный. Оттенки: свекольный, клюквенный, брусничный, багровый, гранатовый, рубиновый, алый, кровавый, кумачовый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, вишневый, малиновый, медный, рябиновый, червленый, маковый...

Оранжевый. Огненный, морковный, кирпичный, таракотовый, рыжий, апельсиновый, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый...

Желтый. Охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, конореечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, бежевой, чайная роза, виноградный, банановый...

Зеленый. Горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, цвет еловой хвои, полынный, цвет плесени, цвет медной патины, купоросный, травяной, лягушачий, кабачковый, фосфорический...

Голубой. Бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, электрик...

Синий. Сапфировый, ультрамарин, кобальтовый, индиго, сливовый, баклажанный...

Фиолетовый. Аметистовый, сиреневый, лиловый, чернильный, гиацинт, Ренессанс, фанданго, орхидея, вербена...

Пурпурный. Цвет мальвы, цвет кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови, каприз, портвейн, Веласкес, Медичи, Бахус, амарант...

Белый или Серый. Белая ночь, аллюминевый, стальной, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, цвет яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, свинцовый, альбатрос, цвет пыли, цвет тумана, цвет облака...

Черный.  Цвет воронового крыла, цвет маренного дуба, антрацит, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, "сон перед ревизией", "нелетная погода"...

Коричневый. Бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, кофейный, каштановый, беж, эскимо, красное дерево, мокасин, Тонагро, Пикадили...

Ассоциативное восприятие цвета зависит от настроения человека, его пола, образа жизни, возраста, характера и др.

Где могут пригодиться знания о влияние цвета на человека? Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях.

Возбуждающие цвета применяются там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где надо взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-физический тонус. К возбуждающим цветам относят: Красно-Оранжевый, Красный, Пурпурный. Применяется в ресторанах, кафе, клубы, аттракционы, ярмарки, психиатрические больницы, где находятся больные с угнетенным состоянием. Т.е. в основном, это места с коротко-временным пребыванием. В дополнение к вышеперечисленным цветам, часто могут применяться контрастирующие сочетания (например Красный + Зеленый).

Тонизирующие цвета. Это Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый травяного типа). Они применяются в интерьерах, где ставятся задачи особого направленного духовного воздействия на человека, но где также надо поддерживать в нем деловую бодрость и работоспособность, т.е. тонизировать.

Успокаивающие цвета. Это Зелено-Голубой, Голубой, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый). Применяются в помещениях для пассивного отдыха: холлы, спальни, фае зрелищных учреждений, в некоторых залах собраний и аудиториях. В многолюдных помещениях гамма должна быть спокойной, независимо от остальных условий.

Влияние цвета на ребенка.

Промышленность,  выпускающая детскую одежду или игрушку, а также фирмы специализирующиеся на производстве детской мебели и оформлении интерьеров детских комнат давно сотрудничают с психологами. Последние утверждают, что детки лучше всего реагируют на красный, желтый и синий цвета и все их оттенки. Этот вывод основывается на том, что малыши, в первую очередь, реагируют на предметы и игрушки именно этих цветов. Вместе с этим, некоторые цвета, хоть и привлекают внимание ребенка, могут быть сильнейшими раздражителями, или напротив, действовать угнетающе. Вот, что советуют нам специалисты:

Красный, безусловно, лидер всех цветов – он сразу же привлекает к себе внимание  и ассоциируется с энергией и лидерством. Вместе с этим это самый агрессивный и раздражающий цвет, созерцание которого способно в очень короткий промежуток времени  может в разы повысить активность даже у флегматичного ребенка, что уж говорить о холерике.

Желтый цвет – напротив, практически не имеет негативного воздействия на психику ребенка. Желтый цвет  вызывает ощущение внутренней гармонии, тепла, стабильности. Это жизнеутверждающий цвет, способный прогнать самую глубокую хандру.  В противовес красному, он не провоцирует к нарушению общеустановленных норм, а наоборот пробуждает стремление к порядку и спокойствию. Детская комната,  выполненная в желтых тонах, как нельзя лучше подходит для перевозбужденного и нервного ребенка, склонного к истерическим состояниям. К тому же,  желтый является хорошим стимулятором аппетита.

Синий цвет тоже хорошо подходит для оформления детских помещений. Дело в том, что синий – это цвет мужества, порядка, силы воли, внутренней собранности и ответственности, к тому же он способствует проявлению духа коллективизма. Правда, если ваш малыш итак не слишком активен и эмоционален, лучше избегать преобладания синего цвета. Он может усилить флегматическую составляющую характера.

Если вы хотите пробудить в вашем ребенке любознательность, желание развиваться, учиться, то нужно делать акцент на зеленый цвет. Он укрепит в нем уверенность в своих силах и здоровую смелость. Вместе с этим, если ребенок склонен к  излишнему самоанализу, замкнут и у него проявляются все признаки интроверта,  лучше зеленого избегать.

Оранжевый цвет очень важен для здорового развития детей, поэтому он обязательно должен присутствовать в гардеробе и мальчиков, и девочек. Дело в том, что оранжевый настраивает все системы организма на здоровый лад. Это цвет психоэмоциональной устойчивости, физической выносливости и пытливого ума, вместе с этим это, пожалуй, один из самых жизнеутверждающих цветов, который создаёт атмосферу праздника. Такое цвет рекомендуется деткам склонным к ипохондрии, застенчивым малышам с чувствительной нервной системой. Однако тут важно помнить, что оранжевый не должен быть единственный цветов, да он может преобладать, но рядом обязательно должны быть и другие цвета.

Еще два цвета, которые заслуживают внимания особенно применительно к малышам – это голубой и розовый. Испокон веков повелось, что новорожденных девочек одевают во все розовое, а мальчиков сине-голубое, покупают в соответствии с этим и приданое, и колясочки. В этом скрыт глубокий смысл. Ведь розовый – является символом нежности и женственности, а голубой – верности, стойкости и преданности, да к тому же этот цвет укрепляет младенца мужского пола на физическом уровне.

Как писал В. Ван Гог: «краски сами по себе что-то выражают». Иными словами, цвет — не «чистая доска», на которую человек волен записать все, что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Повторяя избитое сравнение, можно сказать, что цветовая символика — лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.

Литература и интернетисточники:

Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие.  Ярославль, 1981. 65 с.

Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М., 1973.

Миронов «Цветоведение». М.1974.

Кравков С.В. Цветовое зрение. М., 1951.

Б. А. Базыма «Цвет и психика» http://psyfactor.org/lib/colorpsy1.htm

http://world-of-parents.ru/3/3-9/602-vliyanie-czveta-na-rebenka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация ко Дню Матери из цветной бумаги " Горшок с цветами"

Аппликация для детей подготовительнгой группы. Дети сами вырезают по контуру горшок для цветов и пять цветов по заготовкам.Затем обводят свою ладонь с пальчиками,вырезают-это будут стебли для цветов. ...

Технология воздействия Цветом

В данном материале дано подробное описание цветотерапии в детском саду, которая является универсальным методом, позволяющим не только выявить основные психологические характеристики каждого ребенка,...

Воздействие музыки на человека

Материал для родителей...

Воздействие музыки на человека

материал для родителей...

Психологическая характеристика и воздействие цвета

В статье описано влияние различных цветов на психологическое состояние человека....

Семинар-практикум «Технология воздействия цветом»

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. На нашем семинаре мы познакомимся со здоро...