Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Водица-царица».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Погарцева Дарья Викторовна

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

5. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

6. Умение использовать разные способы и приемы познания.

7. Интерес к экспериментированию у детей.

8. Готовность к логическому познанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_sosh.docx790.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №323(3) дошкольное отделение.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Водица-царица».

Воспитатель: Погарцева Дарья Викторовна.

Москва 2015.

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

- Развивать речь, мышление, любознательность;

- Воспитывать экологическую культуру;

- Развивать умение делать выводы, умозаключения;

- Воспитывать аккуратность при работе.

Предполагаемый и конечный результат:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

5. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

6. Умение использовать разные способы и приемы познания.

7. Интерес к экспериментированию у детей.

8. Готовность к логическому познанию.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы, игровые приемы

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия

I часть: Вводная

Звучит запись журчания ручейка. Дети с воспитателем заходят в группу. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель читает стихотворение

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова.

Дети проходят в группу и садятся за столу (полукругом).

Воспитатель: Сегодня у нас не обычный урок, мы с вами будем исследователями. Кто такие исследователи и чем они занимаются?

Ответы детей: узнают новое, неизведанное, не обычное с помощью опытов.

Воспитатель: отгадайте загадку (звучит шум воды):

Я и туча и туман,

И ручей и океан,

И летаю и бегу

И стеклянной быть могу(вода).

Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?

Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

Воспитатель: А для чего нужна вода?

Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

Воспитатель: Все верно вы говорите и исследовать мы будем воду! А какие правила безопасности необходимо соблюдать исследователям при проведении опытов?

Ответы детей: Не навредить, быть спокойными, осторожными.

Воспитатель: Все верно, а теперь приступим к самому интересному - к опытам.

 

 

II часть: Опыты:

Какой формы вода?

 На столе лежит кубик и шарик.

 Воспитатель: Какой формы эти предметы?

Дети (ответы)- Кубик имеет квадратную форму, шарик – шарообразную.

 Воспитатель: А имеет ли форму вода?

какая форма у воды 

Воспитатель: Возьмем несколько емкостей разной формы и нальем в них воду. Как выяснилось вода принимает любую форму, так как свою она не имеет. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Воспитатель: Какого цвета вода? 

Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?

Дети(ответы)- да.

Воспитатель: А теперь поставим картинку за стаканом с молоком.

 Что мы обнаружили?

 Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.

Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Воспитатель: Вода – растворитель. 

А есть ли у воды вкус?

Дети : пробуют воду и высказывают свое мнение.

Воспитатель: (предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту).

После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

Воспитатель: Что изменилось?

Дети:  У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Дети: они растворились в воде, и вода приобрела вкус: стала саленой , кислой, сладкой.

Воспитатель: Исследователи мои, для чего нам на столе лук и картофель? Какое отношение они имеют к опытам с водой?

Ответы детей: в них есть вода (если дети не отвечают, воспитатель переходит к опыту).

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент и узнаем (разрезает овощи и прикладывает разрез к бумажной салфетке). Наблюдаем влажные следы. Что это? (вода)

Воспитатель: Этот опыт говорит о том, что все живое состоит из воды! Интересно быть исследователем! А теперь немного разомнемся.

Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.

Двое детей выполняют это задание.

Воспитатель: (Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку).

Что же мы видим?

Дети: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

III-часть опытов.

Воспитатель: ну а как же без фокусов? Сейчас я вам покажу как можно сделать фокусы с водой!

Фокусы с водой:

 «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401446.jpg

«Не замочив руки»

В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив

руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

«Заставим яйцо плавать»

Возьмем стакан с водой, опустим в него сырое яйцо. Яйцо утонуло, потому что оно тяжелее и плотнее воды. Достаем яйцо из стакана, добавляем в воду несколько столовых ложек соли и размешиваем ее. Снова опускаем яйцо в стакан, теперь оно не тонет! Можно на него надавить пальцем, яйцо все равно выпрыгнет на поверхность.

плотность водыопыты с водой: плотность воды

Растворенная в воде соль повышает плотность воды, поэтому яйцо и всплыло на поверхность. Именно поэтому учится плавать в море гораздо легче, чем в пресной воде.

Итог:

 Воспитатель: ребята, сегодня на занятии мы с вами узнали :

  1. Для чего нужна вода !
  2. Где встречается,
  3. Правила безопасности необходимо соблюдать исследователям при проведении опытов?
  4. Какой формы вода?
  5. Какого цвета вода?
  6. Что вода это растворитель.
  7. Своего вкуса у воды нет.
  8. Что все живое состоит из воды!
  9. Не все вещества могут растворяться в воде.
  10. И конечно, фокусы, которые вместе с родителями вы можете показывать дома дедушкам и бабушкам.

Воспитатель: Всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?

Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель: Все верно! И эти правила должен соблюдать каждый человек на планете Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

Встреча в опытно - экспериментальной лаборатории с детьми подготовительной группы "Эксперименты с мукой"

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.Образовательные задачи:Расширять и уточнять знания детей о зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.Закреплять умение ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Водица-Царица»

Конспект занятияпознавательно-исследовательская деятельностьв подготовительной группе«Водица-Царица»...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...