Семинар – практикум: «Подготовка детей к школе, через использование педагогических технологий».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Яганова Ольга Валентиновна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно- образовательном процессе - «Я сам учусь, а не меня учат!» и отношение к ребенку взрослых - «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Педагогическая (образовательная) Технология (Б.Т.Лихачёв): это совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Это организационно - методический инструментарий педагогического процесса

Педагогические образовательные технологии:

•      Личностно-ориентированные технологии - ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития.

Технология сотрудничества - равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Гуманно-личностные технологии - направлены на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

•      Технология портфолио педагога и ребенка  - позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

•      Технология исследовательской деятельности – при организации работы воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции и способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

-эвристические беседы;

-постановка и решение вопросов проблемного характера;

-наблюдения;

-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

-опыты;

-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

-«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

-подражание голосам и звукам природы;

-использование художественного слова;

-дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

-трудовые поручения, действия.

•      Технологии проектной деятельности - представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности.

Цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация проектов:

- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- «экскурсионные» - направленны на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные» - при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

- «конструктивные» - нацеленные на создание конкретного полезного продукта.

•         Здоровьесберегающие технологии - это воспитание валеологической культуры  и  культуры здоровья дошкольников, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

В комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие и хорошую физическую готовность к школе.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы (физкультминутки, минутки здоровья), подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, методика «Су – Джок», гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, утренняя гимнастика, прогулки.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж, физкультурные развлечения и праздники.

3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия.

•         Игровые технологии - строится как целостный процесс, охватывающий определенную часть образовательного процесса и объединенный общим содержанием.  

В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Готовность к школьному обучению возникает, как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности.

•         Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) - Основная задача ТРИЗ- технологии – это привить дошкольнику радость творческих открытий.

Цель:

1.развитие качеств мышления - гибкости, подвижности, системности, диалектичности;

2.развитие поисковой активности, стремления к новизне;

3.развитие речи и творческого воображения.

Сказки, игровые, бытовые ситуации – это среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения для проблем встающих перед ним.

•         Технология развивающего обучения - взаимодействие педагога и детей на основе распределительной деятельности,  для поиска различных способов решения задач в исследовательской и поисковой деятельности.

•         Технология проблемного обучения - активизирует мысль детей, постановку проблемной задачи и процесс ее решения, который происходит в совместной деятельности воспитателя и детей.

•         Сайтостроение - одним из популярнейших источников получения информации для большинства жителей нашей планеты стал интернет, который многогранен и безграничен;

Благодаря созданным САЙТАМ происходит:

- развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством общения  на страницах сайта;

- информирование родителей о развитии и воспитании детей, о деятельности ДОУ;

- педагогическое просвещение  (полезные ссылки, статьи);

- непосредственный обмен видео-фото-материалами на страницах сайта.

·        Информационно - коммуникационные технологии.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата в современных условиях.

«Информационные технологии» - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

Коммуникационные технологии – определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Актуальность:

Современный мир сегодня предъявляет новые требования  к использованию ИКТ в работе с детьми:

Ø компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет;

Ø информационные технологии несравнимы с другими средствами;

Ø современные дети отличаются от предыдущих поколений.

Развитие ИКТ в дошкольных учреждениях обусловлено рядом документов:

-  Нормативные документы,

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации",

- «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Сущность технологического образовательного процесса:

- социальный заказ (родители, общество);

- образовательные ориентиры;

- цели и содержание образования

Грамотное использование современных ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, успешно готовить их к школе, способствует широкому раскрытию способностей и активизации умственной деятельности дошкольников.

ИКТ.

1.Развивают у детей интерес к обучению.

2.Воспитывают самостоятельность.

3.Развивают мыслительную

деятельность (включаются три вида памяти детей - зрительная, слуховая, моторная).

4.Позволяют  им развиваться в духе современности.

5.Дают возможность обновить образовательный процесс в  ДОУ и повысить его эффективность.

Интерактивные игры  для детей в ДОУ.

Педагоги нашего детского сада начинают постепенно овладевать элементами компьютерной грамотности. Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения  не обязательно проходить специальные курсы.  В сети Интернет  масса сайтов, которые научат  вас работать с доской.

Задачи,  решаемые при работе с интерактивной доской:

•         развитие познавательной и творческой активности детей;

•         формирование готовности ребенка к школьному обучению;

•         овладение навыками работы с интерактивной доской.

ИД позволяет:

Ø показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;

Ø в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал;

Ø привлечь внимание детей движением, мультипликацией, звуком;

Ø способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

Ø поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Непосредственно образовательную деятельность с использованием ИД для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 раза в течение дня и не чаще 3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.

Продолжительность интерактивных игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и  для детей 6-7 лет - 15 минут. По окончании НОД с детьми проводят гимнастику для глаз.

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры станут отличными помощниками в диагностики развития детей.

ВЫВОД.

                1.       В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

2.      Несомненно, применение ИКТ способствует развитию ребенка и подготовке детей к школе в условиях ДОУ.

3.      Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.

4.     Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, не следует забывать о живом общении педагога с ребёнком.

Педагогический коллектив успешно применяет новые формы, методики и технологии в работе с детьми. Все это позволяет улучшить качество образования дошкольников и подготовку их к школьному обучению. Созданная в ДОУ развивающая  предметно – пространственная среда, стимулирующая познавательное развитие и активность детей в различных видах деятельности и способствует целостному гармоничному развитию ребенка.

Творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Буклеты для воспитателей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе через игру в шахматы

Смена парадигмы дошкольного воспитания ставит в центр воспитательного процесса личность ребенка с присущей ей неповторимостью и своеобразием развития. Ведущая идея современного дошкольного воспитания ...

Районный семинар по подготовке детей к школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Психологическая готовность формируется на протяжении всего дошкольного воз...

Всероссийский семинар "Вопросы подготовки детей к школе: нейропсихологический аспект"

В настоящее время готовность ребенка к школьному обучению определяется его физическим и психическим развитием. Состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, то есть имеет значение весь компл...