ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
материал на тему

ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

И. Л. Герасимова, педагог – психолог

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад

общеразвивающего вида № 19 “Ласточка”

г. Новоалтайска Алтайского края

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения. Дошкольное образование является первой и подготовительной ступенью для всего  дальнейшему обучение.

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От  того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.[2, c.61]

Готовность  к школе можно определить как некоторый уровень  психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения. Причем следует подчеркнуть многокомпонентность данного образования, в котором немаловажное значение имеет познавательно - речевое развитие.

Познавательно - речевая деятельность является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка на протяжении всего дошкольного периода, но по-новому значимой эта проблема становится в старшем дошкольном возрасте как одно из условий успешного обучение в школе.  Это связано с тем, что именно с помощью речи ребенок усваивает всю систему знаний.

Всем известен тот факт, что полноценно  развитая речь возможна только при условии хорошего познавательного развития ребенка, то есть такие процессы, как внимание, память, мышление, воображение являются психологической базой речи.

Диагностика когнитивного развития детей подготовительных к школе групп МБДОУ № 19 “Ласточка” города Новоалтайска Алтайского края показал, что на начало 2012-2013 учебного года 61%   воспитанников имеют низкий уровень развития тех или иных познавательных процессов и, следовательно, такой же уровень развития связной речи. Поэтому педагогом-психологом нашего детского сада была разработана психо-коррекционная программа «Познавательная готовность детей к школе», целью которой являлось развитие познавательных интеллектуальных навыков у детей  подготовительных к школе групп детского сада, а также способности   произвольной регуляции поведения.

Программа структурно разделена на три этапа: ознакомительный или вводный, основной (практический) и заключительный.  Цикл состоит из 15 занятий продолжительностью 25-30 минут. Занятия состоят из пяти частей: ритуал приветствия, разминка, основная (практическая) часть, рефлексия и ритуал прощания.

Каждое занятие ориентировано на возрастные и индивидуальные возможности  ребенка.  Игровые упражнения подобраны в соответствии с уровнем подготовки детей по программе обучения и воспитания в детском саду. Это психогимнастические упражнения; игры и упражнения на развитие познавательных процессов, произвольной регуляции поведения и коммуникативных навыков.  

Итоговая диагностика когнитивного развития детей показала эффективность проводимой психо-коррекционной  программы, то есть наблюдается стойкое улучшение развития познавательных процессов у детей. Так, например, количество детей не умеющих классифицировать  и обобщать с  88 %  уменьшилось до 27 %; а количество детей  с низким уровнем развития связной речи  - с 40%  до 10 %. Кроме того, у некоторых детей  уровень развития связной  стал соответствовать высокому  и выше среднего.

Однако нельзя забывать, что всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Поэтому работа педагога - психолога с ребенком не будет достаточно эффективной, если он не приобщил к своему делу взрослых, которые общаются с малышом постоянно. Следовательно, психолог, родители, педагоги — главные участники в процессе развития познавательных возможностей каждого ребенка.[1, c.3]

С целью активного включения значимых для ребенка взрослых в воспитательно-образовательный  процесс на базе нашего МБДОУ № 19 “Ласточка” г. Новоалтайска с 2010 года функционирует консультативный пункт для родителей, целью которого является оказание им консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей.  В рамках консультативного пункта проводятся как индивидуальные консультации по результатам диагностической работы с ребенком или индивидуальным запросам,  так и групповые в форме круглых столов, семинаров-практикумов (“Скоро в школу”, “Будущие первоклассники”) и пр. Целью данного вида работы в предшкольный период является формирование осознанного отношения родителей к процессу подготовки ребенка к школе.

Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:

-доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

-личностная заинтересованность родителей – определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной;
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия – во – первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками, во – вторых, они для нас не ученики, а партнеры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать  их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;
- утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность – этот принцип, во – первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во - -вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в–третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

-эмансипация родителей – этот принцип предполагает во-первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей. [ 3 ]

Работа с педагогами также является очень значимым моментом  в процессе сопровождения познавательно- речевого развития детей, так как именно педагог проводит больше всего времени с ребенком вместе, рядом, и именно у него есть возможность мягко и деликатно направить ребенка, вовлечь его в развивающую деятельность. Конечно, в нашем саду проводятся групповые тематические консультации  и индивидуальные по запросам самих педагогов, но основное значение мы придаем умению осуществлять сотрудничество со всеми участниками образовательного пространства (детьми, родителями, коллегами). В течение всего года были организованны    семинары-практикумы «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия», «Конструктивное разрешение конфликтов», тренинговые занятия «Коммуникативная культура педагога», где педагоги имели возможность   получить опыт эффективного построения диалога, как с детьми, так и взрослыми и  конструктивного решения конфликтных ситуаций.

На наш взгляд такая система взаимодействия всех участников образовательного поля является наиболее эффективной и продуктивной, так как ведущее значение в   развитии ребенка дошкольного возраста являются  особенности   взаимоотношений  окружающих его взрослых.

Литература:

  1. Широкава Г. А., Жадько Е. Г.  Практикум для детского психолога/ Г. А Широкава., Е. Г.  Жадько . – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314.
  2. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс – диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений/ Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. – М.: Генезис, 2011. – 80.
  3. Севостьянова Е. О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. -  М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников....

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования определяет,  важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...

Проект Психолого-педагогической деятельности по экологическому развитию детей дошкольного возраста. «Прикоснись к природе сердцем»

Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи:Учить детей понимать и оценивать при...

Проект Психолого-педагогической деятельности по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с помощью лего конструирования. «Здравствуй! Я твоя эмоция!»

Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, ...

Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

В последние годы появляется все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития. Эмоционально-нравственное развитие дошкольников - педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с ...