Практические приемы поддержания и развития внимания
материал (подготовительная группа)

Лаптева Марина Александровна

Практические приемы поддержания и развития внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

 «Практические приемы поддержания и развития внимания»

Внимание является психическим познавательным процессом личности и, как и память нуждается в каждодневной тренировке. К основным свойствам внимания можно отнести: переключаемость, объем, концентрацию, устойчивость, распределяемость, избирательность – все эти параметры и характеристики следует развивать, используя определенные приемы.

        Психологический и эмоциональный настрой на работу и учебную деятельность;

        Комфортные условия работы;

        Отсутствие отвлекающих факторов;

        Сохранение внимание возможно при условии отчетливого понимания конкретной задачи ребенка;

        Желательно использовать привычные условия для работы ребенка, к ним можно отнести режим и распорядок дня, план работы, оборудованное рабочее место, которое находится всегда в порядке и пр.

        Сохранение и поддержание внимания возможно при поддержании познавательного интереса ребенка;

        Для поддержания внимания желательна спокойная обстановка с отсутствием помех и негативных факторов;

        Использование технических средств обеспечения учебного процесса;

        Однако важно отметить, что чрезмерная тишина также не оказывает благотворного воздействия на психику ребенка и, поэтому в комнате не помешает легкий шум, который не разрушает внимание;

        Сохранить внимание ребенка возможно приемом смены предъявляемого объекта, предмета, явления и прочего. Так, на  неподвижном или неизменяемом объекте внимание сохраняется в течение примерно пяти секунд, после чего начинает отвлекаться;

        Установление связи между теоретическим материалом и практическим;

        Монотонная, однообразная и неинтересная работа не способствует сохранению внимания, а разнообразная, увлекательная работа или деятельность привлекает внимание;

        Новизна и контраст предъявляемого учебного материала способствуют сохранению и поддержанию внимания;

Для работы по данной теме мне понадобилась литература:

  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения

дошкольников.

       2.    Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.

       3.    Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. 

ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОГО ВНИМАНИЯ

Выкладывание палочек

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание . Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13-14).

а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к

работе».

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание . Ребенку предлагаются:

а)серия картинок (листы 16-17) по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок (листы 18-19), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу (листы 20-21) выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Нанизывание бусинок

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

Описание . Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нанизывать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание . Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

По новым местам !

Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Взрослый говорит: «На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню или врассыпную. По команде взрослого: «По новым местам!» - играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места последними проигрывают.

Найди мяч

Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Водящий выходит на середину круга.

Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: «Руки!» По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч, или кто уронил мяч, становится водящим.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО

ВНИМАНИЯ

Разведчики

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

Оборудование: стулья.

Описание . В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».

Примечание . Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.

Слушаем тишину

Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.

ТЕМАТИКА БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ

Тема 1. Внимание и его роль в учебной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Преднамеренное внимание как одно из непременных условий успешного

обучения в школе.

2. Типичные проблемы школьного обучения, возникающие вследствие

несформированности произвольного внимания.

  1. Своевременная помощь детям с нарушениями внимания.

Тема 2. Развитие внимания у дошкольника

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика нормально развивающегося внимания у детей 5-7 лет.

2. Пути и способы развития внимания через формирование познавательных

способностей ребенка: мышление, памяти, восприятия, воображения.

3. Характеристика игр и упражнений, направленных на развитие внимания и

возможности их использования в домашних занятиях с детьми.

Игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях:

1. Домино, лото, шашки, мозаика.

2. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по образцу.

3. Выкладывание из палочек, спичек фигур, предметов, узоров по образцу.

4. Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу», «Будь

внимателен», «Слушай хлопки».

5. Игры на развитие зрительного внимания: «Чего не стало?», «Что

изменилось?», «Чем отличаются две картинки?», «Оригами всей семьей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук.

Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук....

Практические методы и приемы обучения детей развитию речи.

Профессиональным умением для будущего воспитателя является умение, а затем и навык экспромтом (т. е. без предварительной подготовки) вести содержательный (развивающий) разговор с детьми — с отдельным ...

Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук"

Улучшить знания родителей в области мелкой моторики и здоровья сбережения детей...

Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра­вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу­аций в групп...

«Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада»

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку табл...

Практические советы родителям по развитию внимания

Советы родителям по развитию внимания...

Консультация для родителей "«Практические советы родителям по развитию внимания ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей по равитию внимания ребенка дошкольного возраста...