Тренинг для родителей «На пороге школы»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Овада Анна Валерьевна

Цель тренинга - снизить уровень родительской тревожности, связанный с переходом ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу,  помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе.

Задачи тренинга:

1. Установление доверительных отношений в родительском коллективе.

2. Развитие потребности в самонаблюдении и самоанализе действий по отношению к ребёнку.

3. Тренировка навыка вербального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_podgotovka_k_shkole.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «На пороге школы»

Тренинг для родителей дошкольников "На пороге школы"

Цель тренинга - снизить уровень родительской тревожности, связанный с переходом ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу, помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе.

Задачи тренинга:

1. Установление доверительных отношений в родительском коллективе.

2. Развитие потребности в самонаблюдении и самоанализе действий по отношению к ребёнку.

3. Тренировка навыка вербального общения.

МАТЕРИАЛЫ: стулья, малярный скотч, фломастеры, смайлики трех настроений, символы для правил тренинга, магнитная доска, магниты, 2 листа формата А4, ручки для участников, маркер для доски, губка

Вступительное слово: Добрый день, уважаемые родители. Я рада Вас приветствовать на тренинге, посвященном поступлению Ваших детей в школу. Сегодня я прошу Вас уйти от суеты повседневной жизни и побыть самим собой. Для начала давайте познакомимся.

Упражнение 1. Знакомство

На отрезках малярного скотча каждый родитель пишет свое имя. Все становятся в круг, называя свое имя каждый участник говорит как его называли родители, когда он был маленьким.

Упражнение 2. Правила тренинга

А теперь настало время обсудить правила тренинга (На карточках нарисованы символы, которые обозначают правила) .

Позвольте вам их пояснить:

- Правило «Здесь и сейчас»: все, что происходит, все что сказано на тренинге остается между участниками и не выноситься за эти стены нашего зала.

- Правило отключенного мобильного телефона - на время тренинга участники выключают или ставят на беззвучный режим мобильные телефоны.

- Правило открытости: все участники тренинга должны быть искренни в своих высказываниях.

- Правило активности: каждый участник тренинга должен быть активным настолько, чтобы при этом не перебивать участников.

- Правило взаимоуважения: все участники уважают мнение других.

- Правило «Стоп». Каждый участник имеет право отказаться от участия в задании без объяснения причин. Если в какой-то момент тренинга участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп».

Упражнение 3. Палитра настроений

Теперь давайте определим, с каким настроением на данный момент вы думаете о школе. Обратите внимание - на столе лежат смайлики трех настроений. Выберите смайлик с настроением, который отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка.

Вопросы для обсуждения :

- «В чем вы видите проблему вашего беспокойства»?

- «От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия»?

Упражнение 4. «Мозговой штурм».

Ни для кого ни секрет, что вступление в школьную жизнь является переломным этапом в жизни ребенка, потому что вместе с изменением социальной роли ребенка, меняется и его режим для. К тому же изменения входят и в семейный уклад. Чаще всего родители начинают гиперопекать ребенка, делать за него уроки и вообще освобождают его от всяческих физических и умственных нагрузок. Для того, чтобы определить степень самостоятельности ребенка на начальном этапе обучения в школе предлагаю Вам назвать плюсы и минусы того, когда родители помогают выполнять домашние задания и когда не помогают.

Если родители помогают ребенку

1. Ребенок чувствует, что близкий ему человек поддерживает его и интересуется его проблемами.

2. Когда ребенок вырастет, то скорее всего, он тоже, как и вы будет понимающим и помогающим человеком.

3. Получает опыт перекладывания ответственности на другого человека.

4. Формируется опыт ожидания помощи и готовности ее принять.

5. Возможно появление неуверенности в своих силах, формирование чувства зависимости от других.

Если родители не помогают ребенку

1. Ребенок учиться самостоятельно принимать решения и нести ответственность за содеянное.

2. Когда ребенок вырастет, скорее всего станет требовательным родителем, начальником.

3. Возникает риск развития недоверия к другим.

4. Увеличивается дистанция между детьми и родителями.

5. Учится самостоятельно планировать свое время и усилия.

Подводя итог нашему обсуждению следует выделить главную мысль о том, что необходимо в адекватном количестве предоставлять ребенку самостоятельность, оставляя за собой право на наставничество и помощь в разумных пределах.

Упражнение 5. «Парное приседание».

Для того, чтобы выполнить следующее упражнение Вам нужно разделиться на пары. Станьте друг к другу спиной, облокотившись о партнера так, чтобы вам обоим было удобно. Теперь без помощи рук пары должны присесть и встать, это станет возможным только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.

Упражнение 6. «Что слышит ребенок, когда его ругают»

Рано или поздно наступает такой момент, когда Ваш ребенок не справляется с возложенными на него обязанностями. Касаемо школы о таких ситуациях можно говорить, когда первоклассник "принесет" первую двойку. Давайте представим такую ситуацию. Вспомните слова, фразы, интонации, которые вы используете для выражения своего недовольства ребёнку. Теперь мы выберем участника, который возьмёт на себя роль «ребёнка». Остальные встанут в круг и образуют «взрослых». «Ребёнок» присядет на корточки в середине круга, а «взрослые» все вместе пойдут по кругу в одном направлении и хором будут ругать «ребёнка». (Упражнение повторяем несколько раз с разными «детьми»).

Теперь давайте поделимся своими впечатлениями об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и «взрослого» и сделаем заключение на основе личного опыта.

Упражнение 7. «Неформальное общение».

Для выполнения следующего упражнения мы снова делимся на "родителей" и "детей". «Дети» выходят за дверь и каждый придумывает себе проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка, объясняя такое поведение занятостью, усталостью. В течение некоторого времени идет ролевое проигрывание ситуаций. После этого "родители" и "дети" меняются ролями. Но теперь «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку.

Данное упражнение ярко продемонстрировало нам то, какими бывают отношения между детьми и родителями: формальные отношения, как правило, они закрыты, равнодушны и неискренни; неформальные отношения - открытые, эмпатийные, искренние.

В конце упражнения все участники делятся своими чувствами и эмоциями.

Упражнение 8. «Заключение»

Уважаемые родители! Скоро настанет тот торжественный и волнующий день, когда Ваш ребенок станет первоклассником. Что уготовила школьная жизнь для ребенка? Как пройдет этот Важный этап становления личности? Конечно, Вы волнуетесь - это нормально и естественно. Только помните что, ваша тревога не должна стать основой формирования школьной тревожность Вашего чада. Пускай первоклассник идет в школу с уверенностью в том, что у него все получится, что он все сможет, ведь ему еще многому придется научиться, и конечно же вы ему во всем станете первым помощником! Родители, будьте готовы к неудачам ребенка, это грустно, обидно, но это не должно становиться поводом для ссоры. Помните, что любая сложная ситуация - это повод для того, чтобы сблизиться со своим ребенком, оказать ему поддержку!

Теперь, вы снова возьмете смайлики трех настроений, и скажете изменился ли Ваш взгляд на предстоящие школьные хлопоты или нет? Если изменился, то постарайтесь объяснить, что повлияло на перемену. Чем этот тренинг был полезен для Вас? Что нового о ваших взаимоотношениях с ребенком или о себе самом вы узнали?

Сегодняшний тренинг я хочу закончить словами Л. Венгера:

- «Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Дети и родители на пороге школы»

помощь родителям в преодолении трудностей при подготовке детей к школе...

Тренинг для родителей "На пороге школы"

Подготовка семьи к обучению ребёнка в школе....

Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...

Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...