Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Пермякова Любовь Владимировна

Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. 

С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.

В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детского сада. Одно занятие проводила сама, другое помогала подготовить и провести воспитателям параллельных групп.

Также к семинару оформили выставку "Животный мир нашего края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_imeni_3.odt31.69 КБ

Предварительный просмотр:

МДОКУ ЦРР - детский сад «Солнышко» пгт Стрижи – семинар «Приобщение дошкольников к экологической культуре

через воспитание интереса и бережного отношения

к живой природе».

 

Воспитание экологической  культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Уважение к жизни, к природе – вот принцип экологической этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.   

     И наша цель, цель педагога - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.

       Экологическая подготовка, конечно же, должна начинаться с детского сада.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно относиться к окружающему миру.

Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагают, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

Поэтому мы стараемся использовать в своей работе разнообразные методы и приёмы. Некоторые из них мы вам и показали: занятия, интеллектуальный досуг, экологическую выставку.

Чтобы создать эффективную систему экологического образования в нашем детском саду, основанную на интегрированном подходе, мы стараемся реализовывать образовательный процесс через разные виды деятельности ребёнка: наблюдение, экспериментирование, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.

Основная общеобразовательная программа нашего детского сада составлена на основе комплексной программы Радуга, в которой говорится: «Отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. И если мы хотим вырастить человека-созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребёнок понесёт это отношение через всю свою жизнь. А приобретаемые в последующем знания будут накладываться на эти отношения».

Сегодня мы для нашего семинара взяли тему «Мир животных». Вот, что говорится в Радуге: «Дети дошкольного возраста любят животных, т.к. они подвижны, непредсказуемы, очень разнообразны. Систематизация представлений о животном мире проходит в рамках одной из общепринятых классификаций. Мы подразделяем животных не по классам и видам, а по их взаимосвязи с человеком. Иными словами, подразделяем представителей животного мира на диких и домашних. Такое подразделение является наиболее оптимальным для детей дошкольного возраста.

В дошкольном детстве у ребёнка закладывается прежде всего отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе. А именно:

*Человек не хозяин природы, а лишь часть её.

*Человек обязан считаться со всеми живущими на земле, находящимися рядом с ним. Например, есть домашние животные, которые живут рядом с человеком , нуждаются в его заботе и уходе; и есть животные, которые живут по законам дикой природы и не терпят вмешательства в их жизнь.»

 

 

 

 

 

 

Экологический досуг в средней группе

«Дикие и домашние животные»

 

Воспитатели: Архипова Л.В., Рысева Т.Е.

Музыкальный руководитель: Хорошавина Л.В.

 

Задачи:

Познавательное развитие: Уточнить и обобщить знания детей о диких и домашних животных, их детёнышах внешнем виде, повадках, об условиях и образе жизни.

Закреплять умение узнавать животных по описанию.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Речевое развитие: Активизировать речь детей. Учить правильно называть взрослых животных и детёнышей. Использовать в речи слова-определения и слова-действия.

 

Предварительная работа: беседы о животных с показом картинок и иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рисование, составление описательных рассказов о животных, дидактические, словесные игры, настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Подбери картинку», «В лесу, в поле, на лугу», пазлы.

 

Оборудывание: игровой сундучок, экран, картины «Дикие животные», Домашние животные», набор картинок о животных и их детёнышах., картинки с изображением пищи для животных, игрушки: щенок, ёжик, раскраски и пазлы.

 

Ход:

Дети под музыку входят в зал.

1 Воспитатель: Добрый день! Сегодня в нашем зале мы рады приветствовать ребят из группы «Улыбка» и группы «Почемучки».

1 воспитатель: Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да!

1 воспитатель: Я предлагаю вам сегодня поиграть. Для нашей игры у меня есть сундучок. Сундучок непростой, сундучок игровой Какой красивый!! А что на нём изображено?

Дети: Животные.

1 воспитатель: Вот сегодня мы поиграем и поговорим о животных.

2 воспитатель: Мы знаем, что животные бывают дикие и домашние. Назовите их, пожалуйста.

«Улыбка» называют диких животных, «Почемучки» - домашних.

2 воспитатель: сундучок открывается, игра – начинается! Что же тут лежит?

Под музыку воспитатель достаёт загадки.

2 воситатель: Игра «Загадки-отгадки», если правильно отгадаете, увидите картинку на экране.

1 воспитатель для группы «Улыбка»:

Словно ёлка весь в иголках (ёж)

Кто с рождения слепой, а живёт под землёй? (крот)

В лесу обитает, дичью питается да в курятник забирается, хитрым зверем называется. (лиса)

2 воспитатель для группы «Почемучки»:

Пробираюсь по забору, на охоту выхожу, мышки спрятались по норам, я их долго сторожу (кошка)

Голодная мычит, сытая – жуёт, детям молоко даёт. (корова)

Травку щиплет на лугу, молоко даёт и пух. Бородата и рогата и бодается, однако! (коза)

Воспитатели: Молодцы, все загадки отгадали1

На экране появляется изображение человека с тенью.

2 воспитатель: У всех людей есть тень. И у животных тоже. Следующая игра: «Угадай животное по тени».

Задание гр. «Улыбка» - дикие животные (волк, лось, медведь, белка, рысь).

Гр. «Почемучки» - «Домашние животные» (корова, свинья, собака, овца, кролик)

На экране появляется тень, а после правильного ответа – изображение животного.

1 воспитатель: Ну и молодцы, ребята, всех узнали. А сейчас я приглашаю вас на звериную зарядку.

Танцевальная физкультминутка под музыку «Звериная зарядка»

2 воспитатель: У всех животных есть хвосты и все они разные. Ещё одна игра «Угадай, чей хвост». Его хвостик летом серый, а зимой белый (заячий)

1 воспитатель: Живёт под крылечком, хвостик колочком (собачий)

2 воспитатель: её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток (беличий)

1 воспитатель: спереди пятачок, сзади крючок, пятачок дырявый, а крючок вертлявый (поросячий)

2 воспитатель: её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей ххитрой хозяйки, особенно на снегу (лисий)

1 воспитатель: её хвост расчёсывают, подстригают, заплетают в косички (лошадиный)

Дети из группы «Улыбка» называют хвосты диких животных, а из группы «Почемучки» - домашних животных. Воспитатели из игрового сундучка достают и показывают картинки с изображениями хвостов.

1 воспитатель: И снова вы всё правильно назвали. Ну и молодцы!

2 воспитатель. У каждого из вас, ребята, есть мама и папа. И у детёнышей животных тоже есть мама и папа. Вот вам трудная, но интересная игра «Собери семью животных» (достаёт из сундучка).  Вам нужно из картинок собрать семью: папу, маму и детёныша.

Дети на полу собирают семью животных.

Воспитатели спрашивают, что у детей получилось: медведь-медведица-медвежонок, конь.-лошадь-жеребёнок и т.д.

1 воспитатель: А ещё у каждого животного есть любимая еда. Следующая игра: «Кто что ест?»

Воспитатели поочереди показывают картинки, дети называют:

Малину любит медведь.

Молоко пьёт кошка.

Грибы собирает белочка,ёжик.

Косточки грызёт собака.

Кору деревьев грызёт заяц.

Траву щиплют корова, коза, лошадь.

Мышкует лиса.

Морковку любит кролик.

2 воспитатель.Ребята, жаль, конечно, но наша игра заканчивается. И волшебный сундучок почти пуст. Но кое что здесь ещё осталось. Посмотрим.

Достаёт игрушку – щенка.

Кто это?

Дети: Щенок!

1 воспитатель: Дети из группы «Почемучки» знают песню «Про щенка».

Звучит песня.

2 воспитатель: А дети из группы «Улыбка» споют песню «Ёжик».

Достаёт из сундучка игрушку-ёжика. Звучит песня «Ёжик».

1 воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поиграли. Вам понравилось играть?

Дети: Да!

2 воспитатель: Вы много знаете о животных, любите их. Животные – наши меньшие братья и друзья.

А у нас здесь для вас есть ещё сюрприз: раскраски о животных и настольные игры-лото «Дикие и домашние животные»

Звучит песня в записи «Не дразните собак»

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД по познавательному развитию в средней группе

«Молоко коровье нам даёт здоровье»

 

Воспитатель: Пермякова Л.В.

 

Задачи:

Познавательное развитие: закрепить знания детей о домашних животных. Обогатить знания детей о пользе, которую приносит корова, о пользе молока и молочных продуктов. Уточнить представления детей о разнообразии продуктов молочного происхождения.

Речевое развитие: активизировать речь детей, учить отвечать на вопросы, называть разные виды каш и молочных продуктов, использовать в речи обобщающее понятие «молочные продукты», чётко произносить звукоподражания. Продолжать учить сопровождать проговаривание стихотворения имитацией действий. Развивать интерес к художественному слову, желание запоминать и повторять текст.

Физическое развитие: воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию; развивать мелкую мускулатуру кистей рук посредством массажа крупой.

 

Предварительная работа: Беседа о животных и детёнышах. Рассматривание альбома «Животные». Игра «Из чего что сделано?». Загадки, стихи о животных. Беседы «Кто живёт у тебя дома?», «Твоё любимое животное». Словесные и дидактические игры «У кого кто?», «Кто что ест?», «Кто где живёт?». Н/п игры о животных. Беседы о ЗОЖ. Чтение рассказов, сказок о животных. Рассказывание сказки «Горшок каши». Пение «Манная каша».

 

Оборудывание: Игрушки: дом, домашние животные. Картина «Корова с телёнком». Игрушка-кошка, блюдечко, муляж-пакет молока. Глубокие миски с крупой. Картинки на магнитах. Магнитная доска. Красивая сумка с муляжами молочных продуктов. Книга о домашних животных.

 

Ход: Дети с воспитателем входят в зал и подходят к столу, на котором расположен игровой материал: дом и рядом домашние животные.

В. Отгадайте загадку:

Они мяукают, мычат,

Дом сторожат, ласкаются.

Живут с хозяином они,

Как, дети, называются?

В. Правильно, домашние животные.

Назовите, каких вы знаете дом. животных. Дети называют. А почему они называются домашними? (ответы детей)

 

В. Да, потому что они живут рядом с человеком. Хозяин о них заботится, кормит.

В. Угадайте, о ком я сейчас расскажу.

Это крупное домашнее животное. У неё есть рога, вымя, копыта. Летом она пасётся на лугу и ест траву.

Дети. Корова.

В. Выставляет на мольберт картину «Корова с телёнком» (дети садятся на стульчики)

Правильно, корова.

Рассматривание картины. Что есть у коровы? Зачем ей вымя? Кто рядом с коровой?

Что корова ест зимой? Где она живёт? Что делает летом?

Хороводная игра «Далеко, далеко на лугу пасётся ко…?»

Дети садятся на стульчики.

В. Мяу… Ой, кто это там?

Вносит игрушку – кошку.

Посмотрите, кто это к нам пришёл?

Какая кошечка пушистая, мягкая, добрая, игривая.

Дети гладят.

В. Посмотрите, какая у неё густая, блестящая шёрстка. Кошечка весёлая и шустрая.

А знаете почему?

Потому что она ест полезную пищу.

Я вам открою один секрет здоровья.

Это полезный, чудодейственный напиток, который называется, угадайте как?

Загадка про молоко.

Дети отгадывают.

В. Конечно, это молоко.

Достаёт пакет молока (муляж), наливает кошке в блюдечко.

В. Откуда берётся молоко? Да, мы уже про это говорили, что его даёт нам корова.

Стих. Пейте дети молоко, будете здоровы.

Молоко коровье принесёт здоровье (повторить с детьми)

В. Молоко даёт человеку силу, красоту, здоровье, потому что в нем много витаминов и других полезных для здоровья и роста детей веществ. Кто пьёт молоко – у того растут крепкие кости, белые зубки, появляется хорошее настроение.

А что можно сварить из молока?

Дети. Кашу.

В. Очень полезно кушать кашу на завтрак. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: он мало каши ел!

Дети.

 

 

В. Да, так говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каш.

А у нас с утра много дел, занятий, игр, на всё это нужно тратить немало сил, поэтому нам надо сначала хорошо подкрепиться.

Давайте мы с вами сварим кашу.

Физминутка. 1-2-3 кашу, горшок, вари!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем.

Наливаем молоко,

Сыплем соль и сахар,

А потом ещё крупу.

Все продукты поместили,

Ничего не позабыли.

Каша варится: пых-пых,

Для друзей и для родных.

Пых-пых, пых-пых!

В. Вот какая каша получилась! Вкусная, нежная, очень полезная.

Какую кашу сварила Маша, а ты, Вова, а ты Тая…?

В. Каждая каша по-своему вкусна и полезна. Но её можно сделать ещё вкуснее, если положить разные добавки.

Какие?

Игра «Найди добавку» с массажем пальчиков. На столе тарелочки с крупой. Дети в крупе ищут картинки на магнитах и помещают их на магнитную доску. (ягоды, орехи, фрукты, мёд, варенье)

В. А мы что-то ещё забыли положить в кашу. С чем мы едим кашу в садике? Конечно, это масло. Даже есть такая пословица: кашу маслом не испортишь (повторить с детьми).

Стих. С детства каши кушать надо,

Они лучше шоколада.

Кашу скушай ты с утра,

День пройдёт как на ура!

В. А у меня, ребята, для вас есть ещё сюрприз!

Вот какая красивая волшебная сумка.

А какая тяжёлая. Что в ней лежит? Сейчас посмотрим.

Воспитатель выкладывает из сумки муляжи молочных продуктов: кефир, сыр, масло, йогурт, сметану и т.д.

В. Ребята, из чего сделаны все эти продукты?

Дети. Из молока.

В. А как вы думаете, они полезные или нет?

Дети.

В. Конечно, очень полезные. В них, как и в самом молоке, много витаминов и других полезных веществ.

И всё это делается из молока.

Белая водица всем нам пригодится.

Из водицы белой всё, что хочешь  делай:

Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок,

Кушай, Ванечка, дружок!

А кому мы скажем спасибо за все вот эти продукты?

Дети.

В. Конечно нашей коровушке.

Пейте, дети, молоко,

Будете здоровы!

Не забудьте, что его

Нам дают коровы!

Я вам дарю книгу про домашних животных, которую вы посмотрите в группе и прочитаете, какую пользу приносят другие домашние животные.

И волшебную сумочку можете забрать к себе в группу для игры в магазин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы»

Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...

«Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе».

«Приобщение дошкольников к экологической культуречерез воспитание интереса и бережного отношенияк живой природе»....

Конспект НОД по формированию экологической культуры «Бережное отношение к живой природе»

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.Задачи:* Вспомнить и систематизировать  правила поведения в природе, расширить кругозор детей.*  Развивать связную речь и навыки...

Консультация "Воспитание интереса и бережного отношения к книге в младшем дошкольном возрасте"

Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает даром легко «входить» в содержание услышанного или ...

Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"

Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....