ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
статья (средняя группа)

Аннотация: Автор, опираясь на собственный опыт, рассказывает о воспитании у детей бережного отношения к родной природе и приводит в качестве эффективного средства художественную литературу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit.berezh.otnosh.k_prir.cherez_hudozh.lit-ru.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Аннотация: Автор, опираясь на собственный опыт, рассказывает о воспитании у детей бережного отношения к родной природе и приводит в качестве эффективного средства художественную литературу.

Ключевые слова: природа, литература, экология, воспитание.

Дошкольное детство – период, когда формируется личность ребенка, время, когда закладываются фундаментальные принципы экологического воспитания и бережного отношения к окружающей среде. В нашем современном мире экологические вопросы становятся все более актуальными, и чаще всего это вызвано неправильными действиями человека. Чтобы сократить риск возникновения экологических катастроф, важно начинать воспитывать рациональное и бережное отношение к природе с самого раннего возраста.

Эффективным и доступным методом педагогики, направленным на развитие гуманного отношения к окружающей природе, является художественная литература. Благодаря сказкам, рассказам, стихам, загадкам и пословицам о природе, дети дошкольного возраста восхищаются ее красотой и величием, изучают различные явления и объекты, в них просыпается чувство любви к родной природе и зарождается ответственное к ней отношение.

Для нас является приоритетным развитие важных нравственных качеств детей посредством экологического воспитания. Сделать это можно, грамотно подобрав литературу для чтения детям. Мы считаем, что знакомство воспитанников с произведениями выдающихся авторов, таких как Е. Чарушин, В. Бианки, М. Пришвин, С. Есенин, Ф. Тютчев и многих других, имеет огромное значение и помогает детям лучше понять красоту и значимость природы.

Произведения великих русских писателей - натуралистов позволяют нам легко и с удовольствием рассказать детям о чудесах природы, раскрыть перед ними ее законы и тайны. Всеми любимые «Лесные силачи» Николая Сладкова, «Про Томку» Егора Чарушина, «Беспризорная кошка» Бориса Житкова и, конечно, рассказы «Лесная газета», «Синичкин календарь» и «Наши птицы» Виталия Бианки знакомят юных читателей с сезонными изменениями в природе, жизнью различных растений и животных в разные времена года.

Рассказы «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» Ю. Дмитриева, «Ребята и зверята» О. Перовской, «Слон» Б. Заходера - эффективный способ пополнить и систематизировать знания детей о природе, а также научить их бережному отношению ко всему, что их окружает. Эти произведения помогают ребятам расширить свое понимание мира и развить принципы экологической ответственности.

Кроме того, чтение с дошкольниками поэтических произведений таких авторов, как Е. Баратынский («Весна, весна»), Ф. Тютчев («Зима недаром злится») и А. Плещев («Сельская песня. Весна»), помогают детям почувствовать великолепие природы и ее разнообразие. Они могут насладиться звучанием слов, ритмом и красотой, которые переданы в этих произведениях.

С учетом особенностей детей дошкольного возраста, активное использование разнообразных методов воспитания будет способствовать глубокому усвоению материала и быстрому достижению желаемых результатов в экологическом воспитании. У нас в распоряжении имеется большой арсенал инструментов, которыми можно обогатить чтение литературы и сделать занятия более интересными и увлекательными.

Одним из таких методов является использование красочных иллюстраций, которые сопровождают чтение текста. Благодаря этому дети имеют возможность не только ознакомиться с содержанием книги, но и визуализировать представленные в ней образы. Иллюстрации помогают укреплять зрительное восприятие и позволяют углубить понимание прочитанного.

Важным элементом экологического воспитания являются также беседы по содержанию книг. Обсуждение прочитанного позволяет детям выразить свое мнение и делиться эмоциями.

Творческая самостоятельная работа позволяет детям самостоятельно выразить свои мысли и представления о природе. Рисунки и поделки на тему, освещенную в прочитанной книге, развивают творческое мышление и воображение детей, закрепляя полученные из произведений знания.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что художественная литература играет огромную роль в экологическом воспитании детей. Через прочитанные произведения и сопутствующую работу на их основе дети могут научиться ценить и беречь природу. Они узнают о том, как она влияет на нашу жизнь и почему так важно заботиться о ней, сохраняя для будущих поколений.

Список информационных источников

Методическая литература:

  1. Богина Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина. - М.: Мозаика — Синтез, 2014.

Электронные ресурсы:

  1. Воспитание бережного отношения к природе посредством художественной литературы. – URL: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы»

Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"

Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...

«Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе».

«Приобщение дошкольников к экологической культуречерез воспитание интереса и бережного отношенияк живой природе»....

Советы родителям по чтению художественной литературы и воспитанию у детей бережного отношения к книгам

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством....

Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"

Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....