Развитие творческих способностей детей среднего возраста посредством народного искусства
материал (средняя группа) на тему

Нелюбина Ирэна Михайловна

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного возраста. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_oblastnuyu_konferentsiyu.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей среднего возраста посредством народного искусства.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является  наиболее актуальной, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.                                                         Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей.

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного возраста. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка народного искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции и делает их более яркими, развивает чувства, интеллект.

Занятия художественным творчеством способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Весь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование необходимо именно в дошкольный период.

Развитие творческих способностей детей невозможно без знакомства с искусством.                                                                                                              Искусство – средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувство наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Выделяется народное, профессиональное, самостоятельное искусство. Детям  дошкольного возраста  более доступно восприятие и освоение народного искусства. Народное искусство – это источник художественных образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении дошкольных учреждений. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе. Формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное  в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Для развития творческих способностей детей среднего возраста я решила использовать все многообразие устного народного творчества и элементы декоративно-прикладного искусства.

Работа по этим направлениям невозможна без тщательной организации развивающей среды. Основная наша задача не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир.

В детском саду общими усилиями сотрудников и родителей был создан мини-музей народной старины «Русская горница». Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в люльке куклу. В  «Горнице» собраны предметы русского быта: чугунок, ухват, прялка, самовар, коромысло, деревянная и глиняная посуда, вышитые полотенца и салфетки, русский народный костюм для взрослых и костюмы для детей. Так же в методкабинете имеются образцы народного творчества: деревянные и глиняные расписные игрушки, доски, посуда, куклы-обереги, книги о декоративно-прикладном искусстве, презентации, богатейший кукольный театр «Би-ба-бо». На группе имеются тематические альбомы, иллюстрации, картинки, книги с потешками и сказками, кукольные театры для инсценировок, образцы народного творчества: вышитые салфетки, матрешки, деревянные ложки, кукла в русском народном костюме и др.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талантов. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа и получает первые впечатления о ней. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В своей работе с детьми я использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким- то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, выхваливаются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития

Знакомить детей с богатейшей сокровищницей устного народного творчества я начала во второй младшей группе. Перейдя в среднюю группу, с активного согласия детей и родителей, мы решили продолжить наше увлекательное путешествие по миру устного народного творчества.

Для реализации работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе я поставила следующие задачи:

1.Раскрыть яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, заклички, колыбельные песни).

 2.Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировоззрения.

3.Помочь детям с помощью разнообразных языковых средств понять их роль в создании образа и оценить их точность, яркость и выразительность.

4.Привлечь внимание детей к красоте, мудрости народного слова.

5.Нравственно - эстетически воздействовать и объяснять детям противоречивую сущность многих жизненных решений.

6.Обогащать и активизировать словарь детей.

7.Развивать устную речь, ее содержательность, точность, яркость и выразительность, развивать поэтический слух.

С удовольствием продолжаю использовать малые фольклорные произведения в разные режимные моменты. Во время обеда: 

«У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу маслену едят».

«Я состряпаю калач, коровушку подаю, молочком напою. Всем даёт здоровье молоко коровье».

Во время умывания:

«Из колодца принесла курица водицы, и ребята всей гурьбой побежали мыться».

«Чистая водичка моет Саше личико, Танечке - ладошки,

А пальчики - Антошке».

Одевание: «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять».

                  «Наша Таня маленька, на ней шубка аленька».

Спустя какое-то время я с радостью заметила, что дети используют фольклор в сюжетно-ролевых играх. Например: поют колыбельную, укладывая куклу спать, купая куклу, рассказывают ей потешку про водичку т.д.

В продолжение нашего знакомства с потешками я подбирала для детей потешки с более сложным смыслом. Ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим обыграть. Дети с удовольствием учились двигаться и говорить как лисичка, кот, медведь и т. д., в зависимости от того, о ком потешка.

В свободное время продолжили с детьми изучение закличек. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой людей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года - живут в закличке как одушевлённые существа. Ребёнок вступает с ними в контакт: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу - «перебить дождь»; гром - пожалеть дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок - сварить борщок, дать огуречик. Чудесные свойства явлений природы даны в закличке как перечисление той благодати, тех даров, каких от них ждут, и какие они действительно несут. Дары эти близки и желанны детям: и золотистая рожь, и шелковая трава, и красная рябина, и лесные орехи, и лен, и ягоды, и раздолье луга, и богатство лета. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств - переживания, восхищения, нежности, восторга.

При первом знакомстве с пословицами и поговорками встретились некоторые трудности. Оказалось, что дети испытывают затруднения в понимании значения пословиц и поговорок.

     Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени иносказательности. Некоторые поговорки очень понятны, они не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко - делать трудно», «Играй, играй, да дело знай». Тут не нужно никаких разъяснений. Другие имеют прямой и переносный смысл: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например: «Назвался груздём, полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи его до конца, принял решение - действуй.

     Я подбирала материал так, чтобы обучение велось от простого к сложному, т. е. от понятных пословиц и поговорок к более сложным. Для этого были подобраны пословицы всех трёх категорий с единым смыслом и применялись в момент действия ребёнка. Вот ребёнок охотно взялся за дело, но быстро к нему остыл и готов бросить его. Подхожу к нему и говорю: «В народе говорят: дело заделано (начато) - надо доделывать» (нет иносказательности). Или ещё говорят: «Затянул песню, так веди до конца» (имеет прямой иносказательный смысл)». Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?». Чтобы ребёнок закончил дело, помогаю ему и, работая вместе с ним, нахожу повод сказать: «Назвался груздём - полезай в кузов» (полное иносказание).

     Очень важно, чтобы пословицы и поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, размышлением, утверждением и т. д.), а также сопровождались жестами и мимикой. Например, когда дети отвлекаются от дела разговорами, произношу с сожалением: «Ой, ребята, у вас дела с вершок, а слов - мешок!» и показать жестом, как мало дела и как много слов.

Большой интерес наши дети проявили к загадкам. А чем загадка отличается от стихотворения или потешки? В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чём идет речь. Чтобы легче было догадаться, в загадке или говорится, на что похож предмет, или называют его таким словом, что сразу понимаешь, что это такое.

Например: «Пушистый матросик, лопаточкой носик,

На ножках коротеньких красные ботинки».

Кто это? Каким, словом назвали утёнка? Как вы думаете почему? Старалась научить детей внимательно вслушиваться в загадку, понимать её и отгадывать. А когда дети неплохо научились это делать, обращала внимание на яркий, образный язык загадки, учила понимать целесообразность использования выразительно- изобразительных средств.

     Загадываю загадку: «Дедушка без топора мост мостит». Как вы догадались, что это мороз? Почему так говорится? Предложила подобрать определение к слову мороз, вспомнить другие загадки на эту тему. «Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая» (сорока). Что это за птица? Пёстрая - это какая? Как понимать: птица болтливая? 

Когда дети усвоили жанровые особенности загадок, предложила придумывать загадки самим. Это могли быть загадки обо всём. Дети сочиняли примерно так: «Зеленый, зубастый, солнышко проглотил», «Хвост длинный, рыжий, а сама хитрая» и т.д.

Разгадывание загадок, придумывание самими, доставляет детям удовольствие, настоящую радость.

В ходе непрерывной образовательной деятельности работая над речью детей, большое внимание уделяю русской народной сказке. Сказка – дорогой гость, как для малышей, так и для детей постарше. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Рассказывая сказки и смотря на детей, я тем самым разговариваю с каждым ребёнком и этим воспитываю очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

     Повторение песенок героев народных сказок, их имён, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

Дети любят русские народные сказки. Своих дошколят знакомлю с такими сказками: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» и др.

     После рассказывания сказки проводится беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые её эпизоды, ещё раз повторить интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты, т. е. постичь языковую неповторимость сказки. Однако не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребёнка. Ребёнок должен не рассуждать, а наслаждаться сказкой. Это возможно лишь тогда, когда ребёнок запомнит хотя бы частично текст.

Вопросы разнообразны. Они помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - «Какая лиса в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк?»- Хитрая, умная, жестокая,- говорят дети. Зачитывается отрывок, в котором рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка- простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса ещё и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса. Другие вопросы помогают понять идею произведения

Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, я веду словарную работу: объясняю непонятные слова, выражения, осваивание новых слов, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу провожу и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта. Это русская печь, коромысло, колодец, лапти, чугун, ухват, ступа Бабы Яги, музыкальные инструменты и т. д.

Рассказывание сказок я завершаю одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мёд, пиво пил, по усам бежало, а в рот не попало».

     Одним из эффективных приёмов развития речи детей является театрализация сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи.

     Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который в свою очередь тоже пополняется. Конечно, не все дети могут учувствовать в спектаклях, ведь это игра для зрителей, а многие дети очень застенчивы. С такими детьми в группе проводила игры - драматизации. Тут дети играют для своего собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли другим.

     Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единства слова и действия. Сохранить непосредственность и живость игры помогает подробный анализ того, что происходит в сказке, и уточнение конкретных действий каждого персонажа. В театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

 Мы в нашей группе инсценировали сказки: «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Гуси-лебеди».

 Развивает речь детей, их творчество и кукольный театр. Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! В младшем возрасте детей знакомила с куклами, давала с ними играть, спрашивала, из какой они сказки. Потом учила водить кукол, делать движения и, конечно, озвучивать героев.  В средней группе ставили сказку «Теремок» используя настольный конусный театр, сказку «Кот, петух и лиса» с помощью театра «Би-ба-бо» и другие.

Развитие творческих способностей у детей является одной из задач эстетического воспитания. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров.  С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий. Народная дымковская игрушка – одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста ставятся следующие задачи:

1.Продолжать знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой.

2. Формировать знания об особенностях дымковской и филимоновской росписи, колорите, основных элементах узора.

3. Воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества).

4.Развивать у детей воображение и стремление к творчеству.

5. Воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов.

6.Вызывать положительное эмоциональное отношение к народному творчеству.

7. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание.

8. Познакомить с элементами городецкой росписи.

Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав, друг к другу.

Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица.

Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают и, после того как они высохнут. Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть.

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством в форме тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия т тем возможностям, которые могут проявиться в декоративно-прикладном творчестве детей. Важно чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность. Принцип от простого к более сложному,     к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе, различных материалов.

Именно поэтому первое творческое задание, которое рекомендуется выполнить с детьми, обращено к дымковской расписной глиняной игрушке, а по ассоциации с ее нарядной орнаментальной росписью его можно назвать «Разноцветные кружки» или «Веселые узоры».

К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства с помощью презентаций, видеоматериалов, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель. Рассматривают картинки и иллюстрации с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т.д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества. Также следует знакомить детей с разнообразием материалов и инструментов, которые используют народные мастера и умельцы.  

В средней группе впервые вводится декоративное рисование. Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, нужно научить их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов). У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков.  Нам необходимо это показать при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используются такие цвета как красный, синий, зеленый, желтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне. В узоре присутствует и черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняю, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату и кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи для кого-то. Дети украшают полоску (полотенце для кошечки), квадрат (красивый коврик для куклы), круг (тарелка для медвежонка), расписывают ткань маме на платье и др. Игровая мотивация присутствует в каждом задании. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно мы организуем восприятие детьми изделий народных мастеров, используем ли игровые приемы, сюрпризные моменты и другие виды мотиваций.  На основе одного из видов народного искусства проводятся 2-3 творческих задания. Например, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные, так как дети видели на дымковской игрушке. Затем предлагаю украсить полоску (ткань на юбку для дымковской куклы) 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки и точки. Потом надо дать ребенку самому выбрать элементы узора их чередование, цвет. Для росписи детям предлагаю силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги.

Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно чтобы дети заметили, выделили сходство и различие филимоновских и дымковских игрушек. В течение года проводим несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребенок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создает свой узор. Кроме того, при изображении предметов целесообразно иногда предлагать детям украсить их узорами (платье, фартук, свитер), нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Одним из интереснейших моментов в нашей работе было проведение народных праздников. Мы уже провели «Осенины» с инсценировкой сказки «Гуси-лебеди», с привлечением родителей и веселым чаепитием, были у нас и колядки с веселыми песнями, озорными потешками и сказкой для малышей, в планах провести масленицу.

Немаловажным фактором успеха является искренняя заинтересованность родителей. Поэтому мы стараемся привлекать родителей как можно чаще. Знакомим из богатейшей сокровищницей устного народного творчества, проводим тематические посиделки, устраиваем выставки детских и совместных с родителями работ. Проводим консультации по темам «Значение русской сказки в воспитании ребенка», «Кто такие гуленьки», «Многообразие русских народных игр», «Красота и неповторимость декоративно-прикладного искусства» и т.д. Привлекаем родителей для организации народных праздников, изготовления костюмов и атрибутов для них, непосредственное участие в праздниках и утренниках в роли персонажей и многое другое.

Очень важно подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно - прикладного народного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

     Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

 Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного. Учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.