Формирование социально-личностной мотивации воспитанников к образовательному процессу.
консультация на тему

Луговая Ирина Артуровна

                  «Запоют дети- запоёт народ»

 К.Д. Ушинский.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriteriy_23.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

2.3 Формирование социально-личностной мотивации воспитанников к образовательному процессу.

                         

                  «Запоют дети- запоёт народ»

 К.Д. Ушинский.   

Детский фольклор – это особенная область устного народного творчества, куда входит целая система поэтических и музыкально- поэтических жанров фольклора. Прежде всего, это произведения устного творчества, которые взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью я легко устанавливаю с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Для приобщения ребёнка к своей национальной культуре я стараюсь создать такие условия, что дают возможность и детям, и педагогам, и мне погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом.

Используя в своей работе парциальную программу «Горенка», которая направлена на формирование определённой среды, я создала фольклорный ансамбль с участием детей, с помощью родителей приобрели национальные костюмы для детей и взрослых, подобрала репертуар.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что дети разного возраста отдают предпочтение разным жанрам фольклора. К примеру, детям младшего возраста ещё не доступно в полном объёме понятие Родина. Для них Родина- это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Дом, где они живут, двор,  где играют, детский сад с его воспитателями, друзьями. Им  очень близки колыбельные песни, потешки, игра на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры. В зависимости от настроения детей и уровня усвоенного музыкального материала, я варьирую ход занятия, вношу импровизацию. Особую заинтересованность мои дети проявляют при инсценировании музыкальных произведений, при внесении элементов театрализации.

Периодическое повторение пройденного (разученного) репертуара, закрепляет у детей уверенность в собственных умениях, развивает желание петь самостоятельно, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения, импровизировать, инсценируя хорошо знакомые песни, потешки, попевки, используя необходимую атрибутику, знакомые танцевальные движения, игру на музыкальных инструментах.

Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки, частушки, небылицы, они тонко чувствуют юмор. События, разворачивающиеся в небылицах, могут быть совершенно невероятные, нереальные и это укрепляет в детях понимание подлинных, реальных событий, связей вещей и явлений. Использую в своей работе разные приёмы активизации детей в непосредственно образовательной деятельности, например, приём поочерёдного вступления, который активизирует слуховое внимание детей, развивает умение слушать друг друга, фиксировать качество исполнения, отмечая неточное.

Особое внимание в старшем дошкольном возрасте я уделяю импровизации - это важная ступень, ведущая к театрализованной деятельности. Дети любят игры-хороводы, в которых сюжет текста превращается в небольшое театрализованное действие («Как задумал старый дед»). При распределении ролей, я всегда обращаю внимание старших дошкольников на характер, манеру поведения персонажей, предлагаю использовать при обыгрывании сценки, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки и т. д.) . Запоминание старинного текста в некоторых стихах и песнях развивает память и мышление детей, народные костюмы, предметы домашнего обихода (домашняя утварь) вызывают неподдельный интерес.

Исполнение народных песен, частушек, танцев, хороводов, игра на музыкальных народных инструментах, не только развивают музыкальные способности, но и сближают между собой самых разных, не похожих друг на друга детей. В процессе этой деятельности ребёнок приобретает личный музыкально-фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» знакомой русской народной мелодии. Углублённая работа в данном направлении помогает мне развивать у детей свободное владение телом, музыкальный слух, воображение и фантазию, более глубокое постижение содержания музыки. Дети приобретают собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогащая его запасом разнообразных двигательных упражнений, помогающих раскрыть способности каждого ребёнка, его сценического творчества, способности к импровизации, нестандартности мышления и психологического раскрепощения средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Календарные праздники- это не только своеобразный итог проведённой работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Фольклорные праздники- возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без лишних физических и психических нагрузок.

 Встреча с народным творчеством необходима каждому человеку. Важно вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть забытое из народных традиций, обрядов. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

Я планирую использование фольклора и в дальнейшей своей работе.

Луговая Ирина Артуровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив. ...

Доклад на тему: «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»

Игра составляет основное содержание  жизни  ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью....

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включиться в разные виды деятельность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зре...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...