Программа дополнительного образования «Топотушки-говорушки»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Шеина Валентина Анатольевна

Рабочая программа кружка «Топотушки-говорушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка. 

Причиной, побудившей углубленно заняться изучением фольклорных форм послужило то, что в семье этой теме не уделяется достаточного внимания. Это было выяснено через анкетирование родителей, через частные беседы с родителями и детьми, наблюдениями в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл topotushki_-_govorushki.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №101»

____________ Н.А. Шорохова

Принято на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2014 года

Программа дополнительного образования

«Топотушки-говорушки»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Топотушки-говорушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.  

Причиной, побудившей углубленно заняться изучением фольклорных форм послужило то, что в семье этой теме не уделяется достаточного внимания. Это было выяснено через анкетирование родителей, через частные беседы с родителями и детьми, наблюдениями в повседневной жизни.

Цели программы: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи:

1.Выстроить систему работы художественно-эстетического и речевого развития детей в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования.

2.Способствовать саморазвитию каждого ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.

3. Обогатить знания родителей о роли русского народного фольклора и его использовании в развитии ребёнка-дошкольника.                                                   

Педагогическая целесообразность программы «Топотушки-говорушки» состоит в углублении знаний о разнообразных  фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная рабочая программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками,  загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры. Этим она отличается от «Программ воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 3-4 года

Сроки реализации программы: 1 год

Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.

Ожидаемые результаты:

  1. Умение различать фольклорные жанры;
  2. Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения, играть в народные игры;
  3. Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Формы проверки: анализ результатов диагностики (2 раза в год)

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Открытые мероприятия для родителей и педагогов;
  2. Проведение праздников и развлечений.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество занятий

Прибаутки, потешки

4

Считалки

3

Колыбельные песенки

3

Загадки

5

Сказки

8

Русские народные детские игры и хороводы

7

Итого:

30


Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема

Задачи

Виды деятельности. Методы и приемы

Материал

Литература

ОКТЯБРЬ

Занятие №1

Прибаутки, потешки. Знакомство с этими понятиями

Познакомить детей с прибаутками и потешками. Рассказать, для чего их использовали в жизни. Заучить потешку наизусть.

Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Оладушки» с заучиванием текста.

Иллюстрации по теме, кукла Петрушка

№1 стр.31

№9 стр.19

Занятие №2

Кукла Маша засыпай!

Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Заучить колыбельную «Котя-котенька-коток..»

Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

Кукла Маша, кукла Петрушка, CD с колыбельными песенками.

№2 стр.18

Занятие №3

Веселые считалки

Познакомить детей с понятием считалка. Заучить считалку «Раз, два, три, четыре, пять…» наизусть.

Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки».

Кукла Петрушка, иллюстрации по теме.

№1 стр.48-49

Занятие №4

Образ Петрушки в малых фольклорных формах.

Познакомить детей с понятием слова «фольклор». Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни, заученные на предыдущих занятиях.

Игра-драматизация «Петя-петушок».

Кукла Петушок, кукла Петрушка, иллюстрации по теме.

№1 стр.18-19,62

НОЯБРЬ

Занятие №1

Потешки

Продолжать знакомство с потешками, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Заучить наизусть потешку «Котик».

Поем потешку «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы.

Кукла Петрушка, кукла Петушок.

№1 стр.19

Занятие №2

«Люли-люлюшки»

Продолжать знакомство с колыбельной песней. Заучить колыбельную «Люлю-люлюшки».

Прослушивание колыбельных песен на СD, заучивание колыбельных песен.

Кукла Петрушка, игрушка Киска Мура

№2 стр.8

Занятие №3

Считалочки

Продолжать знакомство сл считалочками. Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке..»

Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Катай-катай».

Кукла Петрушка

№9 стр.5

Занятие №4

Образ Котика в малы фольклорных формах

Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Учить выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Игра-драматизация «Кошки-мышки».

Кукла Петрушка, игрушка Котик, ободок на голову с изображением мышки.

№2 стр.10,12,15,17

ДЕКАБРЬ

Занятие №1

Русские народные хороводы-игры

Познакомить детей с русскими народными хороводами. Рассказать им, для чего применяли хороводы в быту.

Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай». Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения.

Иллюстрации по теме. Кукла Петрушка.

№7, стр. 24

Занятие №2

Русская народная хоровод-игра «Дрема».

Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема».

Проведение русской народной хоровод-игры «Дрема».

Игрушка Заяц

№7 стр.39

Занятие №3

Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз».

Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз».

Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочки «Хлопушка».

Кукла Петрушка.

№7 стр.42-43

Занятие №4

Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз».

Закрепить умение играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема».

Проведение русской народной хоровод-игры «Дед ороз».

Кукла Петрушка.

№7 стр.42-43

ЯНВАРЬ

Занятие №1

Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы».

Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы».

Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы».

Кукла Петрушка

№7 стр.35

Занятие №2

Русская народная подвижная игра «Заинька».

Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали..».

Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки.

Игрушка Заинька

№7 стр.24

ФЕВРАЛЬ

Занятие №1

Познакомимся с загадкой

Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка. Развивать ритмическую речь, мелкую моторику, чувство цвета, умение работать в коллективе. Создать праздничное настроение.

Беседа на основе наглядного материала. Аппликации «бант для Котика» методом обрывания.

Книга с загадками-иллюстрациями, куклы Петрушка и Котик. Лист А4 с конкуром банта, клей, кисти, цветная бумага.

№5 стр.25

Занятие №2

Загадки и потешки

Уточнить представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки. Вспомнить и повторить потешку «Петушок», заучить наизусть загадку про корову.

Загадывание загадок, повторение потешек.

Игрушка-домик, кукла, кот, петушок, корова

№1 стр.28

Занятие №3

Зимние загадки

Познакомить детей с зимними явлениями природы через загадку.

Загадывание загадок. Проведение физкультминуток «Заинька беленький».

Игрушка Снеговик.

№3 стр6,18,25,37

Занятие №4

Загадки о животных

Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу.

Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки».

Иллюстрации диких и домашних животных. Кукла Петрушка, ободки на голову с изображением кошки и мышки.

№3 стр.142-144

№8 стр.62

МАРТ

Занятие №1

Русская народная сказка «Репка»

Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций.

Пальчиковый театр, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушка Мышка.

№1 стр.11

 С красочными иллюстрациями Занятие №2

Русская народная сказка «Теремок»

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций.

Книга со сказкой «Теремок» с красочными иллюстрациями. Лист бумаги с изображением конкура теремка, цветные карандаши.

№1 стр.22

Занятие №3

Русская народная сказка «Козлята и волк»

Учить интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок. Используя структурно-логическую схему, учить составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать глагольную речь.  

Прочтение сказки, прослушивание музыкальных фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций.  

Книга со сказкой «Козлята и волк» с иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудиозапись музыкально сказки «Козлята и волк».

№1 стр.36

Занятие №4

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.  

Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Медведь и дети».

Книга со сказкой «Маша и медведь» с иллюстрациями.

№1 стр.29

АПРЕЛЬ

Занятие №1

Загадки о животных

Продолжать учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца».

Кукла Петрушка, иллюстрации с изображением животных.

№9 стр.17

№1 стр.61

Занятие №2

Колыбельная «Баюшки»

Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Заучить наизусть колыбельную «Баюшки».

Пропевание колыбельных песен.

Игрушки мама-мышь и мышонок

№2 стр.18

Занятие №3

Считалочки

Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, заучить наизусть считалочку «Кукушка».

Заучивание считалок наизусть.

Кукла Петрушка

№8 стр. 57-62

Занятие №4

Веселый огородник

Научить играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник».

Проведение подвижной игры-хоровода с заучиванием текста.

Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей.

№8 стр.6

МАЙ

Занятие №1

Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот»

Учить внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.

Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок.

Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса.

№1 стр.39

Занятие №2

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.

Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису.

Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с иллюстрациями, кукла Петрушка, игрушка лиса.

№1 стр.54

Занятие №3

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение.

Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гуси-лебеди».

Книга со сказкой «Гуси-лебеди» с иллюстрациями, кукла Маша, шапочка волка.

№1 стр.58

Занятие №4

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк»

Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характер и поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки.

Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели».

Кукла Петрушка

№1 стр.84

№9 стр.43


Список используемой литературы

1. О.С.Ушаков, Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2009.

2. Г.Н.Губанова, Книга для чтения от 1 до 7 лет. АСТ, М., 2006.

3. В.Г.Кошечкина, Любимые страницы: загадки, скороговорки, считалки. Русич, Смоленск, 1999.

4. И.А.Мазнин, 500 скороговорок, пословиц, поговорок. Сфера, М.,  2005.

5. В.Г.Кошечкина, Загадки. Русич, Смоленск, 2002.

6. В.В.Иванов, Ладушки. Омега, М., 2000.

7. Г.Науменко, Березовая карусель. Русские народные детские игры и хороводы. Детская литература, М., 1980.

8. О.П.Власенко, Г.П.Попова, Весну привечаем, весело встречаем. Учитель, Волгоград, 2005.

9. Л.Яхнин, Потешки. Эксмо, Тверь, 2003.

10. В.Волина, Зимние потешки. Дидактика Плюс, СПБ., 1998.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...