Развитие познавательных способностей детей с нарушениями речи в совместной деятельности по экспериментированию.
статья (подготовительная группа) на тему

Рымарчук Галина Васильевна

           Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница  каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с воздушными сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этом возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый ребенок маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию, и важен метод – экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2_avtosohranennyy.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей

с нарушениями речи в совместной деятельности

по экспериментированию.

           Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница  каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с воздушными сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этом возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый ребенок маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию, и важен метод – экспериментирования. Он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта со средой обитания. В процесс эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и делать выводы. Все это стимулирует развитие речи.

               В дошкольном возрасте важной формой обучения являются занятия в игровой форме. Они оказывают влияние на умственное развитие детей, в том  случае если носят развивающий характер, но как мы знаем, не все дети одинаковы, следовательно, педагогическую работу невозможно построить по единому образцу. Возникает необходимость в поиске новых методов и приемов, обеспечивающих всестороннее развитие всех воспитанников.

           При планировании работы по организации детского экспериментирования, я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. В  разработанных занятиях термин  «экспериментирование» понимается мною как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создания таких условий в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях и ситуациях. В этих занятиях учебное  экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлений, взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментирование способствует приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стремятся больше узнать. Интересное развитие детского экспериментирования во всех видах и формах является необходимым условием становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.                                                                        Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего  мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.                                                                                                        Дошкольники        -        прирожденные исследователи. И тому   подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.                                                        Целью моей работы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка  старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.                          В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.                                        Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного        познания окружающего мира.                                                Термин « экспериментирование» понимается мной как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.                                        Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,        развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение        ,) стимулирует познавательную активность, любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. Ребенку – дошкольнику по природе присуще ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир,   ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. Словесно – логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно – образные способы познания. Эксперимент,  самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.                                                                                                                        Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование   тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь это наблюдение и труд. Наблюдение является непременной          составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.   Наблюдение может происходить и без эксперимента, например: наблюдение за природными изменениями не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.                                                                                                Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментом,  но  экспериментов  без  выполнения  трудовых  действий  не бывает.  С  одной  стороны наличие  у детей трудовых навыков и навыков наблюдения  создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой экспериментирование особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.                                        Очень тесно связаны между собой экспериментирование и  развитие речи. Это хорошо просматривается на всех этапах эксперимента – при оформлении цели, во время обсуждения хода опыта при проведении итогов и словесном  отчете ,  об   увиденном.                Связь  экспериментирования с изобразительной деятельности  тоже двухсторонняя.  Чем  сильнее развиты  изобразительные способности ребенка, тем  точнее будет зарегистрирован результат эксперимента.  В  тоже время, чем глубже ребенок изучает объект, в процессе ознакомления с окружающим миром, тем точнее он передает его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны, развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.                                                                                                         Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.                                                          Детское экспериментирование имеет свои особенности, во время любого эксперимента мы не можем обязать ребенка ставить опыты, у него должно сохраняться ощущение внутренней свободы. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта, если  ребенок работает с увлечением не стоит прерывать его занятия отведенное на эксперимент и прекратить ранее запланированного времени, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана, можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводить слишком далеко от цели занятия. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно – новый продукт. Экспериментирование как специально  - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.                                                                                Создание условий для детского экспериментирования позволяет воспитателю естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый  ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней чертой и развивается согласно логике культурно – исторического процесса. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых реальностей и ценностей  в процессе сознательного проявления способностей ребенка.                                                                                Особое внимание уделяю таким структурным элементам экспериментирования, как цель, предвидение способов ее достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений ребенка. Каждый из этих элементов  является необходимым и целостным компонентов экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование  стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.                                                                Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им  различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.                                        В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами         «тонет  - не тонет», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый воспитателем, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я  это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе,        любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию познавательных способностей и речи Тема: Телепередача «Умелые ручки».

Конспект совместной деятельности педагога и ребенка по развитию познавательных и речевых способностей детей.Развитие диалогической речи.Развитие внимания,памяти и мышления....

Экспериментирование – как средство развития познавательных способностей детей

В экспериментальной деятельности позновательные способности ребёнка развиваются с помощью практических навыков, так как дети не только смотрят, слушают, но и сами делают. Уголок экспериментирования до...

Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Цель.Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.Задачи:Совершенствование восприятияРазвитие внимания (концентрация, переключ...

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников....

«Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ....

Логопедический квест "Лесное путешествие" по развитию познавательных способностей и связной речи для детей старшего дошкольного возраста

Конспект досуга может быть полезен логопедам,  воспитателям детского сада. Цель НОД воспитывать познавательный интерес у дошкольников, умение взаимодействовать со сверстниками; закреплять пр...