"Вода-наша спутница всегда".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Семенова Светлана Васильевна

Прививать у детей интерес к исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx148.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Светлячок» .    

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе

                      Тема:  «Вода - наша спутница всегда».

    Круговорот воды в природе для детей дошкольного возраста - Б…

Подготовила воспитатель 1 категории Семенова С.В. г Химки декабрь 2014 г.

 Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы;

«Социализация»

- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

 «Безопасность»

-  закрепить  правила безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, умение читать схемы

Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами,   наблюдения за водой (течет, разливается), предшествующее занятие по ознакомлению свойств воды.

Активизировать словарный запас: прозрачная, бесцветная, жидкая, жидкость, без запаха.

Оборудование:  звуки в записи, магнитная доска  с изображением схемы свойств воды

Материалы:  фартуки, символы свойств воды на доске, салфетки, для каждого ребенка: пластиковые  стаканчики с водой, молоком, пустой;  камушки, по кусочку лимона  на блюдце, лед.

Ход  занятия: 1 часть 

Дети, давайте поздороваемся с гостями, возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз:
Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята,  послушайте необычные загадки,  подумайте и скажите, что это за звуки?

(прослушивание записи:  журчание ручейка, шума  моря, звука капели)

Воспитатель: - Правильно, а еще можно сказать, что мы слушали  звуки воды.

 Сегодня, ребята, мы поговорим с вами  о  ее  Величестве Воде. о воде еще говорят –«Водица-живица», то есть вода- это жизнь

 Сегодня я  пригласила к нам в группу интересную гостью.
Дети, встречайте ( Входит Капелька)
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – Капелька!
Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?
Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»

Давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?» - подойдите к столу.

- Как вы думаете, что это ? (это озеро)

- Что это у озера? (это маленькие ручейки)

 - А это что? (картинки)

- Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?», и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и объясняют)

http://festival.1september.ru/articles/503968/img2.gif



 Ребята, а давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?

(пить,  мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница.  

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты ).

Воспитатель: - Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Ребята я приглашаю вас за столы.

 В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним

правила поведения в лаборатории:

 - Быть аккуратными,

 -стараться не проливать воду;

 -не мешать соседу;

 - если что-то не понятно спросить у воспитателя;

 -закончил дело – дождись, пока закончат остальные.

Опыт 1:  «Вода жидкая, она льется,

 Перед  Вами два стаканчика – один с водой,  другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая). Правильно вода жидкая, ее можно перелить, разлить,  вода имеет свойство растекаться, поэтому воду называют – жидкостью. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.  

Вывод:  Поскольку вода жидкая, может течь, ее можно переливать из стакана в стакан, её называют жидкостью.

-Отметим результат нашего опыта. 

Опыт 2 :   «Вода безвкусная» ,  «вода-растворитель».  

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

-Отметим результат нашего опыта: вода не имеет вкуса.

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?(соленая).

 А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).

- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса).

- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является  растворителем.

Опыт 3:  «Вода-прозрачная».

 Подвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.
- Положите в оба стаканчика по камешку.
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?
( В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден).
- Как вы думаете, почему? ( В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная).
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?( Вода прозрачная, бесцветная)
- Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет? ( да)
- Какого цвета стала вода у ……..?
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? ( Вода может менять свой цвет).

 - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.  Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

.  Физкультминутка:  «К речке быстрой мы спустились».

                                     К речке быстрой мы спустились,

                                   (шагаем на месте)

                                      Наклонились и умылись.

                                   (наклоны вперед, руки на поясе)

                                       Раз, два, три, четыре,

                                    (хлопаем в ладоши)

                                        Вот как славно освежились.

                                    (встряхиваем руками)

                                        Делать так руками нужно:

                                        Вместе – раз, это брасс.

                                    (круги двумя руками вперед)

                                         Одной, другой – это кроль.

                                    (круги руками вперед поочередно)

        Все, как один, плывем как дельфин.

                                    (прыжки на месте)

                                        Вышли на берег крутой

                                    (шагаем на месте)

                                     И отправились домой.

Опыт 4:"У воды нет запаха".

Воспитатель: - Мы с Вами уже выяснили, что вода жидкая , не имеет вкуса, прозрачная, растворитель, вода может менять свой цвет, а теперь попробуем выяснить,  имеет ли  вода запах.  Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду,  чем пахнет чистая вода? А теперь,  в другой стакан с водой положите  кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте  запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Вывод: чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили.

- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ)

Опыт 5: «Вода бывает в жидком и твердом состоянии».

Дети, закройте глаза ( по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали? ( Холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
( чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
( Лед начинает таять.
Лед превращается в воду)
- Так что же такое лед?( Лед – это вода в твердом состоянии)
_ В каком состоянии может быть вода? ( Вода может быть в жидком и твердом состоянии)
- Возьмите салфеточки и протрите руки.

- Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.

Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.
- Спасибо, тебе Капелька! Наши ребята тоже приготовили тебе подарок- стихи о воде.


 Дети читают стихи о воде.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни!

        

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

                                 Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям и гостям насладиться песенкой воды. (Слушаем  музыку  воды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему «Вода – наша спутница всегда»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать творческое воображение, умение проводить  несложные эксперименты. Сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следствен...

Конспект занятия в старшей подгруппе на тему «Вода – наша спутница всегда»

Интересное занятие с елементами эксперементирования....

Проект "Вода-наша спутница всегда"

Материал может быть полезен  воспитателям и родителям....

Памятка: «Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда»

Вода – одно из главнейших богатств на земле.Вода  находится везде -  в океанах, морях, реках, озёрах, под землёй, в почве, может быть в виде снега, льда, тумана и облаков, пара, дождя,...

Вода -наша спутница всегда

Непосредственная образовательная деятельность...

«Вода – основа жизни. Вода – наше богатство»

Цель: Формирование у детей знаний о потребности воды в жизнедеятельности....