занятие по экспериментированию "Свойства воды"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Горшкова Юлия Игоревна

экспериментирование в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Задачи:
Обучающие:

  • Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении.
  • Закреплять умение сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и противоположные стороны.
  • Закреплять способы работы различными инструментами: ножницами,  трафаретами.
  • Закреплять знания об элементах журнала (книги): обложка, титульный лист, содержание.

Развивающие:

  • Развивать фантазию, воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование:

письмо .

Комплекты для опытно-экспериментальной деятельности (по одному на каждую пару детей): по 4 образца писчей бумаги, картона, туалетной бумаги размером 3*8, ножницы, цветные карандаши.

Комплекты для изготовления журналов (по одному на каждого ребёнка): картон с бороздкой для сгиба (20*12), 4 листа писчей бумаги (20*12), ножницы, клей, кисть для клея, тряпочка.

Материалы для оформления обложки: цветная бумага, цветные карандаши,  картинки с логотипами детских журналов .

Предварительная работа:

Знакомство с различными детскими журналами: «Простоквашино», «Тошка», «Колокольчик», «Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.

Беседа об особенностях содержания  понравившихся детям журналов.

Знакомство со структурой журнала, с понятиями «обложка», «титульный лист», «содержание», «рубрики».

Ход занятия:

Воспитатель читает  письмо от Знайки. Он пишет, что жители Цветочного города перечитали все детские журналы. До выхода следующего номера ещё долго ждать. Малыши и малышки очень любят читать. Знайка просит помочь им.

- Мы не откажем в помощи? Только чем мы можем помочь?
- Мы ведь не умеем делать журналы!? (высказывания и предположения детей)
- А давайте научимся?

Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

2. Постановка учебной задачи.

- Для начала выберем необходимые материалы. А какие материалы подойдут для журнала? (высказывания детей)
- Чтобы не было споров, проведём испытания.
- Итак, уважаемые исследователи, перед вами 3 вида бумаги. Назовите их (картон, туалетная бумага, писчая бумага).

3. Опытно-экспериментальная работа

Опыт № 1
- Первое испытание. Проверим, как бумага мнётся, хорошо ли сгибается. В процессе изготовления журнала нам придётся бумагу сгибать.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
- Согните. Как сгибаются образцы?
- Помните. Как мнутся образцы?

Работа в парах

Вывод: (делают дети) Картон плохо сгибается и мнётся, а туалетная и писчая бумага мнутся и сгибаются хорошо.

Опыт № 2
- Испытание второе. Проверим бумагу на прочность. Ведь странички журнала должны быть прочными, чтобы не рвались, когда мы будем их листать.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
- Порвите каждый образец.

Работа в парах

Вывод (делают дети): Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, а туалетная бумага рвётся очень хорошо.

Опыт № 3

- Испытание третье. Нам  придётся бумагу резать. Посмотрим, хорошо ли она режется.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
-Что будем делать с образцами?

Работа в парах

Вывод (делают дети): Картон резать трудно, а туалетную и писчую бумагу – легко.

Опыт № 4
- Испытание последнее. Так как это у нас будет журнал, в нём будут рисунки и статьи (записи), проверим, можно ли на наших образцах рисовать и писать.
- Что будем делать с образцами? (Будем рисовать и писать на них). Действуйте.

Работа в парах

Вывод: Удобно рисовать и писать на картоне и писчей бумаге, а на туалетной неудобно.

Общий вывод

- Итак, уважаемые исследователи, подведём итог. Какую бумагу возьмём для производства журнала? Почему? (Возьмём писчую бумагу, потому что она прочная, её удобно резать, она легко сгибается, на ней хорошо рисовать и писать). А прочность картона мы можем использовать? (дети высказываются) К этому вопросу мы ещё вернёмся.

4. Беседа о структуре журнала

- Давайте рассмотрим для примера журнал. Из каких частей состоит журнал, что в нём есть? (У журнала есть обложка, титульный лист, страницы. В журнале есть содержание, рубрики, статьи, картинки,…)
- Для чего у книг и журналов обложка? (На ней располагается название, она защищает страницы от повреждений)
- Какой материал лучше использовать для обложки? Почему?
- Прежде, чем приступить к работе, отдохнём немножко

6. Самостоятельная работа

Воспитатель наблюдает за работой детей, при необходимости помогает.

7. Выставка работ. Итог занятия.

 Макеты выкладываются на полочку для книг, дети их рассматривают.
- Какой макет вам понравился больше всех? Почему?

Занятие по экспериментированию "Свойства воды"

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи: 

Образовательные:

  • ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
  • уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  • Развивающие:
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
  • закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к воде.
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Часть II. Практическое экспериментирование

- Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
( Присаживаемся за столы.)
          1 опыт.
_ Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? ( сахарный песок в воде растворился).
- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился.)
- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?( Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)
- Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

  • 2 опыт.
    - А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
    - Подвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.
    - Положите в оба стаканчика по ложечке.
    - В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?
    ( В стаканчике с молоком ложки не видно, а в стаканчике с водой ложка видна).
    - Как вы думаете, почему? ( В стаканчике с водой , потому что вода прозрачная, бесцветная).
    - Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?( Вода прозрачная, бесцветная)
    - Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
    - Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
    - Изменила вода свой цвет или нет? ( да)
    - Какого цвета стала вода у ……..?
    - Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? ( Вода может менять свой цвет).
  • 3 опыт. «Умывальников начальник».
    Цель: Выявить влияние силы воздуха на воду.
    Оборудование: Пластиковая бутылка с проколотым отверстием на боковой стороне примерно на 5 см от донышка.
    Ход:
    Заклеить отверстие скотчем, налить доверху воды и закрыть крышку. Скотч отклеить. Слегка отвинчивая крышку, получим струйку воды, завинчивая- «закроем кран» своего умывальника.
    Вывод: Когда отвинчиваем крышку- воздух давит на воду и заставляет её выливаться. А без доступа воздуха вода не выливается.
  • 4 опыт. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
    Поскольку вода жидкая, может течь, её называют
    жидкостью. Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

  • 5 олыт. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная


Физкультминутка.
 «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.

  • 6 опыт. «Как вытолкнуть воду?»

Воспитатель ставит перед детьми задачу: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя
разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затрудняются с решением, то воспитатель предлагает
класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев. Дети выполняют и делают вывод.


Воспитатель: Возвращаемся в свою группу.
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме "Водичка, водичка..."

Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей- первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребёнка. К тому же культурно-гигиенические навыки- это элементы самообс...

«Разработка конспекта познавательного занятия по теме: « Вода. Свойства воды в средней группе».

«Разработка конспекта познавательного занятия по теме:         « Вода. Свойства воды в средней группе».Интегрированное планирования по экспериментированию...

«Разработка конспекта познавательного занятия по теме: « Вода. Свойства воды в средней группе».

«Разработка конспекта познавательного занятия по теме:         « Вода. Свойства воды в средней группе».Интегрированное планирования по экспериментированию...

Комплексное занятие на тему: "Водичка - водичка"

Цель: Познакомить детей со свойствами воды. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, речь детей. Продолжать учить наносить ритмичные мазки. Воспитывать наблюдательность, желание узн...

Конспект занятия на тему «Вода. Свойства воды в природе».

На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус )-А что такое глобус?(Глобус- это модель Земли.)- А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, о...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....