«Составление схемы маршрута по ориентирам».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Рахмановская Ольга Алексеевна

Образовательное действие выстроено по новой технологии "Мыслидеятельностная педагогика". В основу занятия положена задачная форма обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ г. Москвы№2097

Дошкольное отделение( ул.  Туристская, д.7 корпус 2)

Воспитатель

Рахмановская Ольга Алексеевна

Сценарий образовательного действия в области «Познание»

с воспитанниками подготовительной к школе группы  10

Раздел: « Ориентировка в пространстве»

Занятие в разделе: 1 период обучения. Занятие№3.

Тема образовательного действия: «Составление схемы маршрута по ориентирам».

Какая технология используется: задачная форма организации учебного процесса.

Что будут осваивать дети: способ составления маршрута по ориентирам.

Чем владеют дети и исходное состояние детей подготовительной группы:

- умение ориентироваться на ограниченной поверхности;

-пространственными понятиями: вверху, внизу, справа, слева, в левом верхнем ( правом нижнем) углу, между, за, перед и др.

На каком материале будут осваивать:

1.Программа « От рождения до школы», авторский коллектив под руководством Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А Васильевой.

2.И.А.Помораева, В.А.Позина «Занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группы детского сада».

3.Раздаточный и демонстрационный материал, подобранный педагогом на основе программы «От рождения до школы».

Система заданий, обеспечивающих освоение заявленного способа деятельности

1.Актуализация знаний

Задание №1- направленное на закрепление способа ориентирования на ограниченной поверхности в рамках понятий: в левом верхнем ( правом нижнем) углу, справа, слева, между.

2.На этапе интеллектуального затруднения

Задание-ловушка, направленное на обнаружение способа составления схемы маршрута при помощи различных ориентиров.

Задание-ловушка обнаруживает интеллектуальное затруднение и формирует мотивацию к поиску необходимого способа действия на составление схемы маршрута по ориентирам.

При выполнении этого задания воспитанники сталкиваются с трудностью: они не владеют способом составления схемы маршрута по ориентирам.

Точка рефлексии. Групповое задание, направленное на осмысление способа составления схемы маршрута по ориентирам.

Этап 3.Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности.

- Групповое задание, направленное на составление схемы маршрута до определенного объекта по имеющимся ориентирам.

- Индивидуальное задание, направленное на осмысление детьми понятия «ориентир».

- Устное обсуждение освоенного способа деятельности.

За счет чего дети будут включаться в деятельность.

1.Групповая работа, направленная на закрепление способа ориентирования на ограниченной поверхности.

2.Групповая коммуникация на всех этапах организации учебной деятельности.

3.Групповая работа по освоению способа составления схемы маршрута по ориентирам.

4.Индивидуальная работа (воспитанники, руководствуясь коллективно освоенным способом составления маршрута по ориентирам, самостоятельно выбирают и отмечают те предметы на карте, которые могут служить ориентирами на территории детского сада).

Этапы организации учебной ситуации.

Организационный момент(2 мин.)

Педагог: Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Но не только мы принимаем сегодня гостей. Один известный вам сказочный персонаж тоже ждет сегодня гостей. Кто этот персонаж, вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте загадку до конца и, если знаете отгадку, поднимите руку.

В этой сказке именины

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Кто то голову срубил(  Муха-Цокотуха).

Подумайте  5 сек. Отвечает тот, кто первый поднял руку. Если ребенок дает неверный ответ, спрашиваются другие дети.

Педагог: К Мухе-Цокотухе на именины собралось много гостей. Она просит вас помочь ей их рассадить за большим столом так, чтобы каждый занимал свое определенное место, и всем было удобно сидеть.

Сейчас вы разделитесь на две команды ( по 3 чел.) и выберете капитана, который определяет:

- готова ли команда к ответу при помощи условного знака

- назначает отвечающего

Каждый член команды имеет право на свое мнение и возможность высказать его на обсуждении. За правильный ответ команда получает фишку-монетку в копилку Мухи-Цокотухи. За выкрикивание снимается балл, и ответ не принимается.

Независимым наблюдателем у нас будет Божья Коровка. Она будет следить за тем, чтобы команды соблюдали время, отведенное на выполнение заданий.

Посовещайтесь в течение  15 сек. И выберите капитанов. После звукового сигнала обсуждение заканчивается.

Педагог: у меня в руках два конверта. Капитаны команд подойдут ко мне и возьмут эти конверты( в конвертах находятся картинки бабочки и кузнечика).

Теперь одна команда называется «Бабочки», а другая - «Кузнечики».

Капитанам прикрепляются отличительные знаки, на доску для подведения итогов вывешиваются картинки-символы команд.

Этап 1.

Актуализация знаний ( 5 мин.)

Задание № 1- направленное на закрепление способа расположения объектов на ограниченном пространстве (квадрат) ориентируясь на инструкцию педагога.

Педагог: каждая команда подойдет к своему флипчарту. Перед вами лист, на котором схематично изображен праздничный стол Мухи-Цокотухи. Сейчас каждая команда поможет Мухе-Цокотухе расположить гостей за столом по инструкции. ( В корзиночках лежат картинки с изображением насекомых на магнитах). Педагог читает инструкцию:

- расположите бабочку в правом верхнем углу

- кузнечика в левом верхнем углу

-пчелку в правом нижнем углу

- гусеницу в левом нижнем углу

- жука слева от бабочки

- улитку справа от гусеницы

- муравья между кузнечиком и гусеницей

- стрекозу между бабочкой и пчелкой.

А сейчас команды проверят друг друга, правильно ли они выполнили задание. Команда «Бабочек» проверяет команду «Кузнечиков», а команда «Кузнечиков» - команду «Бабочек».

Внизу расположены все гости Мухи-Цокотухи. Каждый верно расположенный гость отмечается красным магнитом. Если вы считаете, что кто то не на своем месте, то магнит не ставится. Посовещайтесь 30 сек. и отметьте красным магнитом тех гостей, которые сидят, как вы считаете, на своем месте.

Педагог: давайте попросим Божью Коровку показать нам образец задания и сравним его со своим.

Посовещайтесь 10 сек. и капитаны поднимут символ той команды, которая, по вашему мнению, справилась с заданием.

Та команда, которая выполнила задание верно, получает монетку.

Педагог: посовещайтесь 15 сек. и ответьте, каким способом вы размещали гостей за столом? Если команда готова отвечать раньше сигнала, капитан поднимает условный знак и назначает отвечающего.

 За правильный ответ команда получает монетку.

Предполагаемые ответы детей: способ ориентирования на ограниченной поверхности, способ ориентирования на листе бумаги, что бы было удобно.

Этап№ 2.

Интеллектуальное затруднение 10 мин.

 Задание-ловушка, направленное на обнаружение способа составления схемы маршрута при помощи ориентиров.

Педагог: итак, все гости собрались за столом, самовар вскипел,… Но где же хозяйка?

Ребята, Божья Коровка подсказывает нам, что это коварный паук решил испортить праздник и похитил Муху-Цокотуху. Он оставил нам письмо. Но, чтобы до него добраться, надо выполнить следующее задание.

Задание №2.У вас на столах лежат листы с наклеенными конвертами. К каждому конверту ведет своя дорожка. Но только в одном конверте находится письмо. Все конверты под номерами - это номера маршрутов. Вам необходимо найти нужный конверт. Вдоль дорожек изображены различные предметы. Как вы думаете, для чего они нужны? Коммуникация 10 сек. Капитан назначает отвечающего.

Возможные ответы детей: чтобы знать, куда двигаться, это ориентиры, для красоты.

За правильный ответ присуждается фишка-монетка. Если команды не дали правильный ответ, спрашиваем у Божьей Коровки.

Педагог: так же на столах стоят подносы, на которых вы найдете картинки с нарисованными предметами, такими же, которые расположены вдоль дорожек. Сейчас вы посовещаетесь в командах и составите схему маршрута, по которому вы следовали до нужного конверта с письмом. У каждой команды есть маршрутные листы, на которых проставлены номера маршрутов. Каждый маршрут имеет свой цвет. Вы должны посовещаться и наклеить на клеточки своего маршрута те ориентиры, которые встречались у вас на пути следования к конверту по порядку слева направо. Между ними проставьте стрелки, указывающие, от какого ориентира к какому вы двигались. Выберите фломастер того же цвета, что и номер вашего маршрута.

 На своей дорожке укажите стрелками путь следования до конверта тем же цветом. Если команды готовы до того, как прозвучит сигнал, капитан поднимает условный знак и назначает отвечающего.

Команды проверяют правильность выполнение задания друг у друга. За правильно выполненное задание вручается монетка.

Точка рефлексии.

Педагог:

- Сразу ли вам удалось найти конверт?

(команды отвечают по очереди)

- Какой способ помог бы справиться с этим заданием быстрее?

 Ответы: если бы сразу знать направление, составление схемы маршрута по ориентирам, подсказка.

Коммуникация 15 сек. После сигнала капитан назначает отвечающего. Если команда отвечает не правильно, ответ дает другая команда. За правильный ответ присуждается монетка.

Педагог: Давайте прочитаем, что же в письме? Ребята, в письме говорится о том, что паук на территории детского сада спрятал конверт с заданием, которое вам необходимо выполнить. Тогда он вернет Муху-Цокотуху.

Этап 3.

 Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности 7 мин.

Групповое задание.

Задание №3. Отважный комар готов отыскать конверт с заданием, но он не знает, как ориентироваться на территории нашего детского сада. Надо ему помочь. Я прошу капитанов подойти и взять у меня планы территории детского сада. Красным крестиком отмечено место, где спрятано задание. Но на этих планах указаны не все ориентиры. У вас на столах находятся картинки с предметами, которые могут служить ориентирами. Команды, посовещавшись 20 сек., должны выбрать необходимые картинки и приклеить их на план в том месте, где эти предметы расположены на нашей территории. Затем отметить стрелками маршрут от главных ворот до места, отмеченного крестиком. Так комар быстрее доберется до конверта.

На выполнение этого задания командам дается 7 мин. Если команда готова раньше сигнала, капитан поднимает условный знак. Капитаны прикрепляют планы с маршрутами на свои магнитные доски.

Педагог: Итак, перед нами схемы маршрутов, которые составили обе команды. Посовещайтесь 10 сек. и поднимите символ той команды, которая, как вы считаете, справилась с заданием. Если это обе команды, то поднимите два символа.

За правильность выполнения Божья Коровка вручает фишку-монетку.

Педагог: Команды, посовещайтесь 15 сек. и ответьте, каким способом вы помогли Комару найти конверт с заданием? За правильный ответ присуждается монетка( составление схемы маршрута по ориентирам). Если команда, отвечающая первой, дает неверный ответ, право ответа переходит к другой команде.

Индивидуальное задание.

Задание №4. Комар принес нам конверт с заданиями для каждого члена команды. Сейчас каждый получит лист с картинками. Нужно обвести фломастером те предметы, которые, по вашему мнению, могут служить ориентирами при составлении схемы маршрута на территории нашего детского сада. На выполнение задания дается 2 мин.

После сигнала все прикрепляют свой лист на доску. Затем дети по очереди подходят к каждому листу и  отмечают красным магнитом то задание, которое, как они считают, выполнено правильно.

За задание, отмеченное наибольшим количеством магнитов, Божья коровка присуждает монетку.

Педагог: Мы выполнили все задания, и Паук вернул нам Муху-Цокотуху (прикрепить на доску изображение Мухи-Цокотухи).

Обсуждение с воспитанниками процесса освоения способа деятельности 3 мин.

На обсуждение каждого вопроса командам дается 10 сек. Отвечает команда, первая поднявшая условный знак. За правильный ответ присуждается монетка.

  1. Каким способом ориентирования вы владели раньше?

( способ ориентирования на ограниченной поверхности).

  1. Каким способом вы овладели сегодня?

( способ составления схемы маршрута по ориентирам).

  1. Что может являться ориентирами?

( предметы, объекты «приметные» на местности).

  1. Для чего нужно владеть способом составления схемы маршрута?

( чтобы быстрее и легче найти цель).

Подведение итогов.

Педагог: сейчас я попрошу вас ответить на вопросы. Отвечать вы будете по очереди. Ответы должны быть четкими и быстрыми.

- Какое задание сегодня вызвало у вас наибольшее затруднение?

- Что было самым легким?

- Какое задание понравилось и запомнилось больше всего?

Дети отвечают по очереди.

Педагог: Сегодня вы собирали монетки для Мухи-Цокотухи на покупку угощений для гостей. Капитаны, посчитайте, сколько монет набрала ваша команда.

Капитаны подходят к итоговой доске и считают свои монетки.

Для тех, кто собрал больше монет, Муха-Цокотуха приготовила сюрприз. Если  команды набрали одинаковое количество монет – награждаются обе команды.

- Другая команда тоже очень старалась, но сегодня у них не все получилось. И, все- таки, они тоже заработали монетки в копилку. Поэтому Муха-Цокотуха вручает вашей команде утешительный приз.

Спасибо обеим командам. Попрощаемся с нашими гостями. А гости Мухи-Цокотухи ждут ее с угощениями.    

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по конструированию на тему "Составление схемы вокзала по конкретному образцу постройки"

Сказки любят все на свете,Любят взрослые и дети.Все хотят в них побывать,И немного поиграть.На данном занятии ребята не только погружаются в сказочный сюжет, но и решают ряд учебных задач (занимаются ...

"Составление схемы постройки из трёх элементов "

конспект занятия по программе "Развитие"...

Памятка для родителей по составлению схемы предложения.

Памятка для родителей по составлению схемы предложения....

Памятка для родителей по составлению схемы предложения.

Памятка для родителей подготовительной к школе группы по составлению схемы предложения....

«Конспект прогулки-похода с приложением карты-схемы маршрута.»

Туристический поход по детскому саду проводится для того, чтобы:·         Закреплять расширенное представление детей о сохранении здоровья через активный...

Мини-памятка по составлению схем звукобуквенного анализа

В русском языке есть гласные и согласные буквы и звуки.Гласные буквы: А, О, У, И, Ы, Э, Е, Ё ,Ю, Я....

СХЕМА - МАРШРУТ «С КЕМ ОБЩАЕТСЯ РЕБЕНОК»

Люби своего ребенка любым-неталантливым.неудачливым,взрослым. Не относись к его проблемам свысока,не унижай.  Не жди,что твой ребенок будет таким, как ты или таким,как ты хочешь.Помоги ему стать ...