Образовательный проект "Масленица"
проект (старшая группа) на тему

Пшеничная Елена Александровна

 Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видно единство эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести, долга и ответственности, способности к самопожертвованию.

Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx132.23 КБ

Предварительный просмотр:

        

Актуальность.

 Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видно единство эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести, долга и ответственности, способности к самопожертвованию.

Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование.

Народные традиции являются и важнейшим фактором, обеспечивающим развитие познавательного интереса. Они же создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, детьми младшего школьного возраста, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Он готов и мотивационно стремится к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных ограниченных условий, которые предоставляет им социальная среда и воспитание. Народные же традиции, духовная культура выступают реальным, веками проверенным и отточенным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.

Наиболее естественно это происходит в детском возрасте, и чем раньше, тем органичнее и необратимее. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Кроме того, логика развития сознания и психики ребенка и логика исторического развития народа сходны в целом ряде общих признаков, что делает естественным воспроизведение в детской среде особенностей культуры прошлого.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой померятся, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощенного воскресенья. Масленица – один из самых радостных т светлых праздников на Руси. Знакомство детей с традициями проведения этого праздника дает возможность понять всю глубину, широту. Глубокий смысл этого праздника.

Разработчик проекта:

Воспитатель – Пшеничная Е.А.

Участники проекта:

Воспитатель – Отченаш О.В.

Музыкальный руководитель – А.Н.

Дети старшей-подготовительной группы

Родители старшей-подготовительной группы.

Продукт проекта: создание «Масленичного календаря».

Сроки реализации: 1-29 марта 2015 г.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный (1 неделя)

II этап – основной (2-я и 3-я неделя)

III этап – итоговый (4-я неделя).

Планируемый результат:

- приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;

- повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Цель проекта:

 Расширить знания детей о традициях русского народа.

Задачи проекта:

1. Возрождать интерес к русским обрядовым праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица.

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Этап

Название мероприятия

Цели мероприятия

Ответственные, дата

I этап

  1. Беседа с родителями на тему: «Образовательный проект Масленица»

- обсудить задачи и цель проекта;

- формировать у родителей желание участвовать в мероприятиях ДОУ;

- привлечь родителей к совместному творчеству с детьми;

- вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;

1-я неделя

Восп. Пшеничная Е.А.

  1.  

- подбор информации о традициях проведения праздника Масленица;

- оформление стенда в группе;

- создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач.

1 неделя

Восп. Пшеничная Е,А,

II этап

  1. Беседа с детьми «Здравствуй Масленица». Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».

- знакомить с появлением названия Масленица;

-создание благоприятной обстановки в группе, для лучшего усвоения материала.

2-я неделя

Восп. Отченаш О.В,

  1. Знакомство с традициями проведения Масленицы

- расширить представление о Масленице;

- воспитывать любовь к народному творчеству.

Восп. Пшеничная Е.А, муз.рук. А.Н.

  1. Беседа с детьми «Как и из чего делали обрядовую куклу Масленицы»

- развитие интереса к народным традициям;

- знакомить детей с понятием «обрядовая кукла»

Восп. Отченаш О.В,

  1. Чтение художественных произведений о Масленице.

- знакомить с литературными произведениями о Масленице;

- способствовать воспитанию добрых чувств

3-я неделя

Восп. Отченаш О.В.

Восп. Пшеничная Е.А.


III этап.

Создание календаря «Масленичный календарь»

- развивать творческие способности;

- воспитать внимание и чуткость по отношению к природе;

- привлечение родителей к работе над альбомом «Красная книга»

4-я неделя

Восп. Отченаш О.В.

Восп. Пшеничная Е.А,

Родители

Анализ:

В результате работы над проектом «Масленица»

  • дети приобщились к традициям проведения народного праздника Масленица
  • у детей повысился познавательный интерес к родной истории и родным традициям.

Приложение 1.

Беседа с детьми «Здравствуй Масленица»

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения праздника;

- возрождать интерес к русским обрядовым праздникам;

- обогащать духовный мир детей;

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришла Масленица (вносят куклу-масленицу). А пришла она к нам для того, чтобы рассказать о замечательном празднике, который отмечали наши дедушки и бабушки, а называется он Масленица! Да-да, точно также, как наша гостья. В этот праздник принято участвовать в гуляньях, играх и, конечно же, есть блины. А что празднуют в этот праздник?

Ответы детей: приход весны (если дети затрудняются ответить то задаем наводящие вопросы: какое угощение главное на этом празднике (блины); на что похож блин (на солнце);  когда солнышка становится больше, когда оно становится теплее (когда приходит весна).

- А вы знаете, почему этот праздник так называется? Нет? Тогда я вам расскажу!

Существует несколько легенд, откуда взялось это название. Все я вам рассказывать не буду. Расскажу только две. По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом.  Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы.  У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица». А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зиму, человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

- Вот оказывается откуда взялось название этого праздника. Я вижу вы устали. Хотите поиграть с нашей гостьей Масленицей?

Двигательная пауза.


Мы давно блинов не ели,                      повороты в сторону
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,                    
хлопки в ладоши
Вы блиночки мои.
В квашне новой растворили,                
тянемся  вперед
Два часа блины ходили.                        
шаги на месте
Ой, блины, блины, блины,                  
 хлопки  в ладоши
Вы блиночки мои.
Моя старшая сестрица                        
 наклоны в стороны
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,                  
хлопки в ладоши
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,                            
тянемся вверх
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,                  
 хлопки в ладоши
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет                          
наклоны вперед
И сама к столу несет.                          
шаги на месте
Ой, блины, блины, блины,                  
прыжки на месте
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,                  
повороты в стороны
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,                
прыжки на месте
Вы блиночки мои.

- Давайте посмотрим, как праздновали этот праздник на Руси (рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица»).


Примерные вопросы для обсуждения: что мы видим картине?; как люди встречают Масленицу?; какое настроение у людей?

- А теперь давайте послушаем песни, которые пели во время празднования Масленицы. Что вы почувствовали, когда слушали эти песни? (радость, хотелось танцевать, водить хороводы).

- К сожалению, нашей гостье пора уходить, уж очень много дел у Масленицы. Давайте скажем ей спасибо за то, что она к нам пришла.

- А теперь давайте вспомним, о чем же мы с вами сегодня узнали? (узнали о празднике Масленица; узнали, почему он так называется, познакомились с тем, как веселились люди в этот праздник).

Приложение 2.

Беседа «Знакомство с традициями празднования Масленицы».

Задачи:

- познакомить детей с традициями празднования Масленицы;

- возрождать интерес к русским обрядовым праздникам;

- обогащать духовный мир детей.

Ход занятия:

-  Ребята, сегодня мы вам расскажем  о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым,  а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.

Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ катался с гор на санках, устраивал кулачные потехи. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один.  Блин не клин, брюхо нерасколет! 

  • Как на масленой неделе из трубы блины летели! 

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная!

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы. 

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. 

Игра «Карусель» (совместно с муз. Руководителем) (водящий  берет обруч с навязынными на него лентами и медленно поворачивается, остальные берутся за ленты и кружатся как на карусели под песни о масленице)

Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. 

Перетягивание каната (группа делится на две половины (можно мальчики и девочки), берутся за канат и перетягивают его).

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. 

Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Игра-аттракцион «Петушиный бой» (играющие встают в круг на одну ногу; побеждает тот, кто вытолкнет противника из круга).

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. 

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Приложение 3.

Беседа с детьми «Как  и из чего делали Обрядовую куклу –

 Масленица»

Задачи:

- познакомить детей с традициями празднования Масленицы;

- возрождать интерес к русским обрядовым праздникам;

- обогащать духовный мир детей;

- способствовать развитию творческих способностей детей.

Ход беседы.

- Масленица - русский календарноый праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, с ним вместе веселились, катались на тройках в течение масленичной недели, а затем выносили за околицу и сжигали.

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, на нее вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

1. Масленичное чучело делалось по принципу огородного пугала. Брались два сухих березовых бруска. Один длиннее, на нем чучело будет стоять. Второй короткий брусок – это будут руки. Бруски сбивались крестом.

2. Дальше из соломы или сухой травы формировали тело Масленицы.

3. Для головы использовали светлый полотняный мешок. В мешок набивали солому или траву и зашивали его внизу. На голову чучелу повязывали яркий платок

4. Далее надо наряжали чучело в сарафан или старое платье.

5. Рисовали масляничной девице лицо. А вот глаза чучельной красавице рисовали по обычаю закрытыми.

Двигательная пауза.

Мы давно блинов не ели,                      повороты в сторону
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,                    
хлопки в ладоши
Вы блиночки мои.
В квашне новой растворили,                
тянемся  вперед
Два часа блины ходили.                        
шаги на месте
Ой, блины, блины, блины,                  
 хлопки  в ладоши
Вы блиночки мои.
Моя старшая сестрица                        
 наклоны в стороны
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,                  
хлопки в ладоши
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,                            
тянемся вверх
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,                  
 хлопки в ладоши
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет                          
наклоны вперед
И сама к столу несет.                          
шаги на месте
Ой, блины, блины, блины,                  
прыжки на месте
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,                  
повороты в стороны
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,                
прыжки на месте
Вы блиночки мои.

А теперь мы с вами нарисуем проект нашей Масленицы. Нам понадобятся карандаши и бумага. Как делали чучело вы уже знаете, а теперь каждый рисует свое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...