Круглый стол "На школьном старте"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Оксана Николаевна Леошкина

Собрание для родителей воспитанников подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx51.6 КБ
Файл prilozhenie.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                      Центр развития ребенка детский сад №7

                                        Круглый стол

                (для  родителей подготовительных групп )

                                            на тему:

                 «На школьном старте…»          

                       C:\РАБОТА\фото занятий\картинки\iP781CG83.jpg

                     

                                                                                               

                                                   Педагог-психолог МАДОУ ЦРР №7:

                                                  Леошкина Оксана Николаевна

                                                  2014-15 уч.г.

Тема: «На школьном старте»

Дата: 21.05.2015 г.

Форма проведения: круглый стол.

Аудитория: родители подготовительной «А» и «Б» групп.

Количество участников:        человек.

Задачи:

  1. Повышать педагогическую компетентность родителей  по проблеме подготовки детей к школе.
  2. Развивать представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период .
  3. Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручить родителям памятки.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышена педагогическая компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
  2. Развиты представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период.
  3. Определены факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручены памятки родителям дошкольников.

Информационно – техническое обеспечение:

  1. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе (на каждого родителя).
  2. Фигурки человечков (девочек и мальчиков).
  3. «Ведет, ведет дорога до школьного порога» (картинки с изображением школы и разные дорожки к ней).
  4. Памятки для родителей.
  5. Мониторинг детей подготовительных групп «Зачем мне учиться в школе?»
  6. Список компонентов школьной готовности.
  7. Ручки красного и зеленого цвета
  8. Анкеты для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?.»
  9. Анкета для родителей «Готов ли родитель к школе?»

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мольберт, плакат «Ведет – ведет дорога до школьного порога», карандаши.

                             План

                     круглого стола

Тема: «На пороге школы»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе.

Задачи: - развитие представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период;

             - определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе.

  1. Приветствие родителей.

Цель: озвучивание темы мероприятия, настрой группы на сотрудничество.

Ответственный: педагог-психолог Леошкина О.Н.

  1. Анкетирование «Готов ли родитель к школе?»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, настрой группы на работу.

Ответственный: педагог-психолог Леошкина О.Н.

  1. Упражнение «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Цель: выявить уровень тревожности родителей за своего ребенка.

Ответственный: педагог-психолог Леошкина О.Н.

4.Результаты анкетирования детей на тему: «Зачем мне учиться в школе?»

Цель: определить степень беспокойства ребенка предстоящим обучением в школе.

Ответственный: педагог-психолог Леошкина О.Н.

5.Лекция: «Что нового возникает в жизни ребенка с момента поступления в школу?»

Цель: ознакомить родителей с особенностями школьной жизни.

6. Презентация на тему: «Психологическая готовность ребенка 6-7 лет к школьному обучению»

Цель: ознакомить родителей с разными видами готовности ребенка к школьному обучению.

Ответственный: педагог-психолог Леошкина О.Н

7. Упражнение «В школу с удовольствием»

Цель: определить наиболее значимые факторы успешной подготовки и адаптации к школе.

Ответственный: педагог-психолог Леошкина О.Н

8. Анкетирование на тему: «Хочет ли ваш ребенок в школу?»

Ответственный: педагог-психолог Леошкина О.Н.

9.Памятки для родителей.

Цель: закрепить полученные знания.

10.Подведение итогов круглого стола.

1. Выступление педагога-психолога:

- УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, и Вы, родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней. Поэтому тему нашего «круглого стола» мы так и назвали: «На старте школьной жизни».

          Сегодня мы вместе попробуем найти ответы на интересующие Вас вопросы. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы безболезненно пройти период начало обучения ребёнка в школе, как обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

2.Ответте на вопросы анкеты: «Готов ли родитель к школе?» (приложение №1)

3.Упражнение «Мои ребенок - будущий первоклассник» (приложение 2)

Психолог: Дорогие родители Вы все очень хорошо знаете своих детей Подумайте и выделите черты, которые, по вашему  мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите фигурку человечка и напишите на ней красной ручкой те черты, которые помогут и зеленой ручкой, те черты,  которые затруднят учёбу вашего ребёнка. А теперь поставьте фигурку на одну из трех полосок дорожек, ведущих к школе.

4. Лекция: «Что нового возникает в жизни ребенка с момента поступления в школу?»

Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем    

 и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают отношения “ученик–учитель”. Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.

3.Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.

5. Какие же компоненты включает в себя “психологическая готовность к школе”:

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

 6.Презентация на тему : «Психологическая готовность ребенка к школе» (приложение 4) 7.Упражнение «В школу – с удовольствием!»

   Уважаемые родители, перед Вами перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.   Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

  1. Физическое здоровье.
  2. Развитый интеллект.
  3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  4. Выносливость и работоспособность.
  5. Умение считать и читать.
  6. Аккуратность и дисциплинированность.
  7. Хорошая память и внимание.
  8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Выберите три на ваш взгляд самых главных фактора и пронумеруйте по степени значимости.

(Психолог организует обмен мнением среди родителей).

9.Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» (приложение 5)

Психолог: Для того, чтобы Вы могли еще раз объективно оценить подготовленность ребенка к школе, предлагаем Вам короткий тест.

10. Советы родителям.

1.Потдержите в ребенке его стремление стать школьником ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и забота.

 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

11. Рефлексия

Закончить нашу встречу хочется словами Л.А. Венгера:

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит  быть готовым всему этому научиться».

                                                                                                       

                                                  Приложение №2

«Ведет, ведет дорога до школьного порога»

Полоска сиреневого цвета означает сильное Ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства.



Предварительный просмотр:

                                                    Приложение № 1

                                  Анкета «Готов ли родитель к школе?»

Цель: определить степень психологической готовности родителей к поступлению ребенка в первый класс.

Инструкция: Ответьте на вопросы «да» или «нет»

1.Часто ли Вы с ребенком опаздываете (в гости, в детский сад и т.д.?)

2.Есть ли у ребенка в доме свое рабочее место?

3.Считаете ли Вы большим минусом для развития первоклассника отсутствие в доме компьютера?

4.Является ли хорошая книга прекрасным подарком для начинающего школьника?

5.Затруднительно ли для Вас оказывать помощь Вашему ребенку при выполнении им домашних заданий?

6.Следите ли вы за тем, чтобы на рабочем месте ребенка всегда были  хорошо заточенные карандаши, заправленные фломастеры, краски и бумага для поделок?

7.Всегда ли ребенок рассказывает Вам о своих успехах и проблемах?

8.Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому?

9.Делится ли ребенок с Вами тем, что волнует, по собственной инициативе или только после того, как Вы его спросите об этом?

10.Купили ли Вы портфель (или только собираетесь купить) будущему первокласснику? Считаетесь ли при выборе покупки с его мнением?

Оценка результатов опроса:

1.Максимальное количество положительных ответов на вопросы №1,2,5,7,9,10.

Вы склонны слишком преувеличивать роль учебных учреждений в вопросах обучения и воспитания Вашего ребенка. Поэтому семья оказалась недостаточна готова к поступлению ребенка в школу. У ребенка скорее всего возникнут затруднения в 1 месяцы обучения, что связано с недостаточно развитым чувством ответственности, отсутствием навыков систематического труда. Понятие порядка для Вашего ребенка мало, что значит, а это серьезный повод для недовольства учителя и, следовательно, переживаний первоклассника. Положение усугубляется тем, что ему будет трудно понять истинную причину своих неприятностей. И вряд ли Вы сможете ему помочь, так как он не привык делиться с Вами своими трудностями.

2.Максимальное количество положительных ответов на вопросы №2,4,6,7,8, 10.

Вы заблаговременно позаботились о ребенке. У него сформировались необходимые навыки систематического труда. Этому способствовали как Ваш положительный пример, так и включенность ребенка в жизнь семьи. Для него будет бременем Ваш повышенный интерес к его успехам и оценкам в первом классе. Ребенок привык к вниманию и доброжелательной оценке своих скромных усилий.  Он может отличить качественный результат от халтуры и поэтому привык подбирать средства для достижения желаемого результата. Ваша огромная заслуга и помощь ребенку в подготовке к школе заключается в том, что Вы предоставили ребенку этот выбор качественных средств и научили ими пользоваться.

 3. Максимальное количество положительных ответов на вопросы №1,3,4,5,7,9.

Вы не очень обременяли себя заботами об организации условий и режима жизни ребенка. Это оправдано, если ребенок хорошо адаптирован к условиям детского сада, обладает хорошим здоровьем и весьма любознателен. У него соре всего не возникнет затруднений при поступлении в школу. В противном случае, возможны некоторые затруднения, связанные с отсутствием должной мотивации к учебной деятельности, а также физическим перегрузкам.

                                          Приложение 5

Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Цель: выявить степень готовности ребенка к обучению в школе, с точки зрения родителей.

1.Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?

6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11.Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику?

18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная гостиная "К школьному старту готов!"

В рамках психолого - педагогического проекта "Семейная гостиная" в детском саду проходят детско - родительские занятия. И Вашему вниманию предлагаю одно из таких занятий для детей и родителей подготов...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

презентация на тему «На пути к школьному старту. Диагностика психологической готовности детей к школе.»

Цель презентации показать важность своевременной диагностической работы «готовность к школьному обучению»  с детьми дошкольного возраста, необходимость сотрудничества психологов детских садов и ш...

Консультация-практикум «Дети и родители на школьном старте»

Современная педагогическая практика столкнулась с тем, что дети не хотят учиться в школе и слабо проявляют познавательный интерес. Подготовка детей к школьному обучению является комплексной задачей це...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему: "Дети и родители на школьном старте"

Родительское собрание для родителей подготовительной группы«Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»). Цель: помочь родителям детей, находящихся на шк...

Родительское собрание «Дети и родители на школьном старте»

Родительское собрание «Дети и родители на школьном старте»...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Дети и родители на школьном старте»

Цель:-         повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-         раскрыть пон...