Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников
консультация на тему

Репкина Галина Владимировна

Использование нтеграции на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

тема: «РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ

В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

С самого раннего возраста ребенок способен воспринимать окружающую его красоту. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно! Впечатления от первой встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Поэтому нам, педагогам-музыкантам, так важно уже в детском саду приобщать детей к подлинным образцам музыкального искусства, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, и через музыку, живопись, поэзию формировать личность, способную сопереживать, сострадать, понимать красоту и добро.

Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии.

Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями детей.

Другое отличие музыкального образа – его динамический характер. Музыкальный образ развертывается во времени, раскрывая свои свойства в развитии. И дошкольнику с его наглядно-образным мышлением, неустойчивым вниманием трудно воспринимать и анализировать все время развивающийся музыкальный образ. Вот почему нужно помочь малышу войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять.

Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусства. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза), благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку раскрыть музыкальный художественный образ.

Исходя из всего вышесказанного, я приняла для себя программу О.П.Радыновой “Музыкальные шедевры”, как руководство к действию, как некий эталон по работе над восприятием музыки. Но в рамках музыкальной ООД, когда нужно и песни спеть, и потанцевать, и поиграть в музыкальные и дидактические игры, времени на слушание музыки остается немного. Поэтому в нашем детском саду решили устраивать встречи с музыкой в “Музыкальной гостиной”.

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Непосредственно перед тем, как начать знакомство с музыкой, прошу воспитателей прочитать с детьми саму сказку или литературную композицию, чтобы ребята знали ее содержание, сюжет.

Ознакомление с таким большим произведением, как опера или балет, происходит на протяжении нескольких занятий. Для прослушивания предлагаю наиболее яркие в музыкальном отношении и по драматургии фрагменты.

При прослушивании обращаем внимание на звучание инструментов симфонического оркестра, находим связь между тембром инструмента и характером музыкального образа. Подбираю иллюстрации, репродукции, соответствующие сюжету, чтобы помочь детям лучше представить саму сцену и понять музыку.  

Ребята подготовительной группы отличаются возросшим уровнем интеллекта, определенным жизненным и музыкальным опытом. Это позволяет преподнести им в доступной форме некоторый объем теоретических знаний о музыке. Нужно подчеркнуть, что ознакомление с жанрами и формами музыки не является самоцелью. Теоретические сведения о музыке прямо связаны с содержанием и формой музыкального произведения.

Детям старшей группы предлагается музыкальный материал в виде песенного творчества детских композиторов, тематические занятия.

Перед каждым фрагментом читаю стихотворный отрывок, характеризующий образ. После прослушивания беседуем о характере музыки и средствах ее выразительности. Из зрительной наглядности предлагаем детям репродукции и иллюстрации.

Сопоставляем с детьми настроение музыки и картины. Дети легко улавливали схожесть настроения, соответствие колорита картины характеру музыки.

Дошкольникам вполне доступны и очень интересны сказочные оперы и балеты. Сказка, обогащенная образной, выразительной, прекрасной музыкой, дополненная визуальным рядом, воплощенная в собственном творчестве детей, начинает “звучать” для них более ярко и многогранно. Увлеченные сказкой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балетов. А самое главное, дети начинают говорить. Им уже намного легче рассказать об услышанном произведении, у них появляется своя точка зрения и они робко, но отстаивают её с помощью обогащённого словарного запаса. И уже возникает не диалог «педагог-ребёнок», а беседа педагога с ребёнком.

Помимо сказочных сюжетов, предлагается материал и по другим темам: времена года, фантазии на те или иные темы, темы о родном крае.

Знакомство с симфонической, оперной и балетной музыкой в совокупности с поэзией и живописью способствуют развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании здорового дошкольника»

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремиться к движени...

«Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

 «Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, ...

роль и место интегрированных занятий в развитии творческих способностей дошкольников

Презентация из опыта работы. Интеграция образовательной области Музыка  с другими образовательными областями....

«Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»

Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств...

Консультация для педагогов на тему: "Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников"

Эта статья знакомит педагогов с особенностью интегрированных занятий, их тематикой, значением в развитии дошкольников....

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: теория и практика

        Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Цель интеграции: научить ребенка видет...

Роль интегрированных занятий в коррекции отклонений в развитии ребенка.

Статья об интеграции двигательной и речевой деятельности, в которой дана чёткая структура физкультурно-логопедических занятий, доказана целесообразность их проведения....