Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
методическая разработка на тему

Жирнова Оксана Николаевна

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Савельева Александра Николаевна, воспитатель

Жирнова Оксана Николаевна, старший воспитатель

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

 структурное подразделение детский сад «Зорька»

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

2сл. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования»  сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у  детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

3 сл. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Любое дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

4 сл. Идея взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского: « В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если поддерживается связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Изменения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. 5 сл. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом законе, в отличии от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

6 сл. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта.

7 сл. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

8 сл. Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. 9 сл. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

10 сл. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте,  ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

11 сл. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

12. сл. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности  – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.

Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации  проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными  факторами.

13 сл. Проблема.

   Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

14 сл. Цель

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

15 сл. «Что я знаю о себе»
«Наши имена»

16 сл. «А у нас дружная семья!»

17 сл. Фото музея

18 сл. «Защитники Отечества»

19 сл. «Моя мама»

20 сл. «День Победы – главный праздник»

21 сл. «Дружат дети всей Земли!»

22 сл. Результат. Созданы оптимальные условия  для  изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах,  поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Появилась возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создан благоприятный микроклимат в детско-родительском коллективе.

        Созданы условия для:

  •  активизации и обогащения педагогических знаний и умений родителей;
  • повышения психолого-педагогической культуры родителей.
  •  развития креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

23сл. Фото детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка педагогического проекта «Формирование патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны».

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере событий Великой Отечественной войны....

Проект по формированию патриотических качеств личности старших дошкольников "Наш город Покачи"

Цель:  Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе  исследования своей малой родины.Задачи: · формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе...

Педсовет №2 «ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ»

Задачи:1. Расширение представлений педагогов  о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;2.Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам эко...

«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому ...

ПЕДСОВЕТ «Формирование гуманной личности через приобщение детей к природе»

laquo;Гуманный» — значит человечный, отзывчивый, культурный.Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к личности; доброе отношение ко всему живому. Жалеть слабых, помогать ...