продолжаем о фольклоре
статья (старшая группа) на тему

продолжаем о фольклоре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prodolzhaem_o_folklore.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

              ПРОДОЛЖАЕМ О ФОЛЬКЛОРЕ

Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок. Закладывает предпосылки высоких человеческих качеств.

Фольклорные произведения (колыбельные, прибаутки, пестушки, потешки) оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в пространстве а также предназначаются взрослым для выражения своей любви к ребенку, нежности, заботы.

Одной из лучших образцов устного народного творчества, является - потешка.

Главное назначение потешек- подготовить ребенка к познанию окружающего мира.  Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию русского языка, народной поэзии.

В большинстве случаев потешки связаны с движением, пляской и отличаются бодрым, жизнерадостным ритмом.

Потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Роль потешек-в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове.

1 Ножками потопали: топ-топ-топ

   Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп

   Сели, встали! Снова сели!

   А потом всю кашу съели.

        2 Ладушки, ладушки

          С мылом моем лапушки

          Чистые ладошки

           Вот вам хлеб да ложки.

        3 Лапки мыли, мыли ушки, мыли хвостик

           А теперь мы чистые,

           Зайчики пушистые.

        4 Села птичка на песок

           В речке вымыла носок.

           Чистит клювом перышки

            Едет в гости к Олюшке!

         5 Постираем в ванночке

            Рубашечку для Аллочки,

            Платьице для Олечки,

            Трусики для Колечки,

             Кофточку Мариночки,

             Платочек для Ирочки.

         6 Чики-чики-чикалочки,

             Медведь едет на палочке

             Белка в тележке

             Щелкает орешки.

          7 Сел комарик под кусточек.

             На еловый на пенечек,

             Свесил ножки на лесочек,

             Сунул носик под листочек- спрятался!

          8 Солнышко, солнышко,

              Выгляни в окошко,

              Твои детки плачут,

              По камушкам плачут.

           9 Ах ты, совушка-сова,

              Ты большая голова!

               Ты на дереве сидела,    

               Головою ты вертела-

               Во траву свалилася,

               В яму покатилася!

          10 Козушка- белоногушка

               По лесу ходила волка дразнила:

               «А я волка не боюсь, я серого не страшусь,

               Я от серого от волка под березой схоронюсь».

          11 Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

               Выше бережка головушку несет,

               Белым крылышком помахивает

               На цветы водицу стряхивает.

          12 Ты рябинушка, раскудрявая,

               Ты когда взошла, когда выросла?

                Я весной взошла, летом выросла,

                По зарям цвела, солнцем вызрела.

           13 Идет коза рогатая, идет коза бодатая,

                Ножками топ –топ, глазками хлоп-хлоп,

                Кто каши не ест, молока не пьет-

                Забодает, забодает, забодает.

           14 Радуга-дуга, не давай дождя-

                Давай солнышка колоколнышка!

           15 Как у нашего кота шубка очень хороша,

                Как у котика усы удивительной красы,

               Глаза смелые, зубки белые.

          16 Наша то хозяюшка сметлива была,

               Всем в избе работушку к празднику дала:

               Чашечку собачка моет язычком

                Мышка собирает крошки под столом

                По столу котище лапою скребет

                Половичку курочка веником метет.

           17 Солнышко-колоколнышко,

                Ты пораньше взойди, ты пораньше разбуди:

                 Нам в поле бежать, нам весну встречать!

            18 Ай, тари, тари, тари, куплю Маше янтари,

                 Останутся деньги куплю маше серьги

                  Останутся пятаки куплю Маше башмаки,

                   Останутся гроши куплю маше ложки.

             19 Ты коровушка ступай, в чистом поле погуляй,

                  А придешь к нам вечерком и напоишь молочком.

             20 Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды,

                  Чисто умываемся детям улыбаемся!

Для более глубокого проникновения в художественное произведение ребенку необходимо собственное участие, действие - погладить, пожалеть игрушечного зайку; причесать лошадку; подражать крику птиц, животных.

                   

                         

              «Без частушки прожить можно, де чего то не живут»

Правильно, частушку не спутаешь с песней. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному-   «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть частой скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое  название этим плясовым песенкам- частушки.

Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. В частушках бывало и безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками.  Жители одной деревни над жителями другой. Чаще всего встречались плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало чем отличаются от обычных, но они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.

В разных местностях частушки поют на разный мотив.

Есть частушки, которые называют «Семеновна»

-сорву я веточку, сорву зеленую;

-сыграй гармошечка, спою Семеновну.

Есть частушки, которые называются «Ярославские ребята».

А на Волге поют песенки-страдания. Страдать- это значит любить.

   Частушки «Про ребят и про игрушки»

  1 Про ребят и про игрушки сочинили мы частушки

 Прежде чем их записать, стали петь мы и плясать.

  2 Поленился утром Вова причесаться гребешком

     Подошла к нему корова причесала языком.

 3 Попросила я мальчишку показать мне грузовик

    А мальчишка как мартышка показал в ответ язык.

         Частушки-припевки:

  1 Гуляй Матвей, не жалей лаптей,

     Батька лыка надерет, лапти новые сплетет.

   2 Эх кабы, да кабы, на носу росли грибы

      Сами бы варилися, да и в рот катилися.

   3 Чаек пила самоварничала,

       Всю посуду перебила, накухарничала.

     Частушки для мальчиков:

    1 Мы частушки сочиняем можем их пропеть сейчас

       Мы для вас споем, сыграем, эх попросите только нас.

    2 Эх, сторонушка родная, дорогая сторона

       Мы веселые мальчишки, озорная ребятня.

    3 Мы с веселой песней дружим все по-окски говорим

       Хорошо живем, не тужим, эх со сметаной хлеб едим.

       Частушки для девочек:

    1 По деревне я шла и Ванюшку видела

       Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

    2 Я девчонка боевая, боевая, смелая

       Ловко я плясать умею и в учебе первая.

    3 Если б не было воды, не было бы кружки.

       Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

       Частушки для мам:

    1 Играй, гармонь, чтобы было жарко

       Ты не с нашего села мне тебя не жалко.

    2 Пошла плясать молодешенька,

       Кто б меня поцеловал я радешенька.

    3 Мой мил дорогой, притопни ногой,

       А я в этой пляске буду делать глазки.

       Сатирические частушки:

    1 Я надену бело платье, буду в нем красавица

       Пусть лентяи не подходят пока не исправятся.

    2 Ты играй гармонь-подружка, наше развлечение,

        С острой критикой частушка-лодырю лечение

    3 Лодыри вы лодыри, спали все до одури

       А делили каравай, так кричали-давай.

       Частушки-страдания:

    1 Вышивала сарафанчик, уколола пальчик.

       Не ходите вы за мною озорные мальчики.

    2 Ой гора, гора крутая ой-ой-ой гориночка,

       Мое сердце утешает дроля-ягодиночка.

    3 Расцветают два цветочка и на солнце греются,

       На твою любовь Ванюша, не могу надеется.

        Озорные частушки:

  1. Мой миленочек хороший, да росточком очень мал,

Проводил меня до дому, я чихнула он упал.

  1. На сосне сидит ворона кормит вороненочка

У какой-нибудь разини отобью миленочка.

  1. Говорят, что я горда, я на гордость средняя,

Высоко себя не ставлю, но и не последняя.

        Частушки про детский сад:

    1 Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь

       Бабу Женю в младшей группе старожилом назовешь.

    2 Обещают, обещают обещаниям не верь!

       Обещанья исполняют после дождичка в четверг.

    3 У руля команды нашей стоит стойкий человек

        Наша крыша горько плачет, а ремонтников все нет.

        Частушки для сотрудников:

    1 Я пою, да все пою, а плясать стесняюсь,

       На работе я одна за троих справляюсь.

    2 А я к чаю приглашаю, да и в чашечки налью

       Приходите к поварихе, всех я чаем напою!

    3 Мы частушки петь кончаем и садимся в решето

            До-свиданья, уплываем за частушками еще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или Только вперед!"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Доклад на родительском собрании в средней группе "Путешествие в страну знаний продолжается"

Знакомство родителей с программами, по которым будет осуществляться воспитание и обучение детей средней группы, с задачами по всем разделам программы....

Тема: «Узорчатое полотенце» Задачи НОД О/о «Художественное творчество» - Продолжать знакомство с традициями русского народа.

Задачи НОДО/о «Художественное творчество»- Продолжать знакомство с традициями русского народа.- Вызвать желание создавать узор, состоящий из геометрических фигур.- Учить располагать узор ритмичн...

«Продолжаем укреплять здоровье детей с помощью ходьбы на лыжах»

Данная консультация имеет статус  приобщения родителей к здоровому образу жизни и разъясняет как интересно можно провести время с ребенком....

Продолжаем общаться с ребенком.Ю.Б.Гиппенрейтер.

Продолжаем общаться с ребенком.Ю.Б.Гиппенрейтер.  Ребенок растет Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и помогать в развитии. Мы продолж...

Родительское собрание - практикум в средней группе "Путешествие в страну знаний продолжается!"

Цель - на практических примерах  наглядно показать родителям формы и методы обучения детей в ДОУ ,а так же донести до наших родителей  мысль: «Воспитывать детей – значит учить их обходиться ...