Консультация для педагогов "Музыка в повседневной жизни"
консультация на тему

Сафронова Нэля Владимировна

Рекомендации воспитателям по использованию музыки в повседневной жизни дошкольников в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_povsednevnoy_zhizni.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    То, что музыка оказывает большое влияние на самочувствие и деятельность человека, в частности на ребенка, давно ни у кого не вызывает сомнения.

 Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д.

    Важный компонент – отбор музыкальных произведений. Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Ученые утверждают: бесконтрольное использование рок-музыки вызывает агрессивность, повышенную возбудимость и потребность в разрушении. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего на дыхательную и сердечную деятельность.

    Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется воспитателем, который, учитывая возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка.

    Утром, после прихода в группу, некоторые дети направляются к музыкальным инструментам, подбирают мелодии знакомых попевок на металлофоне, загадывают друг другу ритмические загадки и выкладывают их на фланелеграфе или повторяют на разных инструментах. В часы, свободные от занятий, воспитатель проводит музыкальные игры в виде хороводов, игр с пением или дидактические. Дидактические игры, с которыми дети знакомятся во время занятий, рассчитаны на использование в группе, где они проводятся с помощью воспитателя.

    В младших группах попевка, песенка может сопровождать режимные моменты. У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. С большим удовольствием дети слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в аудиозаписи. Эффективность использования музыки во многом определяется качеством и количеством музыкального оборудования, поэтому необходимо иметь достаточное количество звукопроигрывающего оборудования, записей детских танцев, музыкальных сказок, песен из любимых мультфильмов.

    Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца.

    В группах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Дети могут сами сочинить в подарок песню, сыграть на музыкальных инструментах. Это развивает музыкальные способности детей, приучает делать приятное друг другу.

    Музыка используется детьми в разных играх. С самыми маленькими детьми проводятся игры-забавы. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», различные варианты пряток. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.

    Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними дошкольниками.

    Большую занимательность игровым действиям малышей придают музыкальные игрушки: озвученные персонажи, погремушки, органчики, колокольчики. Если звучание мелодичное, дети с удовольствием занимаются с ними; радостно откликаются они и на показ воспитателем музыкальных игрушек.

    В старших группах ассортимент таких игрушек значительно расширяется. Здесь используются бубен, барабан, треугольник, металлофон и др. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, аккомпанируют себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Дети используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода.

    Можно поплясать, напевая веселую мелодию, аккомпанируя себе на бубне, спеть колыбельную кукле или воспользоваться песней как считалкой перед распределением ролей в игре.

    Дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк», дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на детских музыкальных инструментах.

    Музыка оказывает свое воздействие во время прогулок детей, в беседе об особенностях времен года, при знакомстве с птицами и животными. Природа отражена уже в песнях для самых маленьких. В них выражается ласковое, доброжелательное отношение к птицам, животным. Понятное содержание песни, ее музыкальный образ дети сопоставляют со своим опытом. Это вызывает удовольствие, сопереживание, и они радостно начинают подпевать сами.

    Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем инсценировать любимые песни, водить хороводы, устраивать подвижные игры с пением. Использование музыкальных отрывков позволит разнообразить знакомые подвижные игры «День и ночь», «Медведи и пчелы», «К своим флажкам». Подвижные игры с использованием музыкальных произведений способствуют развитию внимания, слухового восприятия, слухомоторной координации.

    На занятиях по ознакомлению с художественной литературой музыка помогает передать особенности художественного образа. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, использует игру на детских музыкальных инструментах. Он может изобразить на металлофоне, как покатился колобок, на бубне – как скачет заяц; с помощью барабана и трещотки – как тяжело шагает медведь, и т.д.

    Знакомство детей со стихотворениями хорошо сопровождать прослушиванием в аудиозаписи музыкальных пьес и песен.

    На занятиях ИЗО музыка обогащает детские впечатления, создает определенный настрой. Малышам можно предложить прослушать бодрую, радостную песню М.Раухвергера «Солнышко», прежде, чем нарисовать красками яркое солнце на голубом листе бумаги; спеть русскую народную песню «Дождик», передавая определенный ритм движений кистью.

    В старших группах дети любят рисовать на тему музыкальных произведений. Музыка дает возможность по-своему изобразить художественный образ. В результате взаимодействия музыки и живописи происходит обогащение детских рисунков новым содержанием. Дети очень быстро начинают понимать, что между настроением музыки и цветом есть эмоциональная связь. Например, радостная музыка (вальсы Ф.Шопена, «Цыганские напевы» А.Сарасате, «Проводы Масленицы» Н.Римского-Корсакова, тема Шемаханской царицы и Звездочета из оперы «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова) чаще всего связана с яркими красками, печальная или вызывающая чувство страха («В пещере горного короля» Э.Грига, «Море» Н.Римского-Корсакова) – с темными тонами, ласковая музыка («Утро» Э.Грига, «Игра воды» М.Равеля, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Осень» А.Вивальди) – с нежными оттенками.

    Музыкальное сопровождение утренней гимнастики и физкультурных занятий является мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность.

    Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

    С детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать эпизодическое сопровождение простых или уже выученных упражнений. По мере взросления количество действий, выполняемых в сопровождении музыки, может увеличиваться. Упражнения, требующие особого внимания (построение, разучивание новых упражнений, выполнение двигательных действий в основной части занятия) лучше выполнять без музыкального сопровождения.

    Для сопровождения разминки подбираются эстрадные, маршевые или классические мелодии с четким ритмическим рисунком («Вместе весело шагать по просторам» В.Шаинского, «Марш веселых ребят» И.Дунаевского, «Веселый ветер» И.Дунаевского, «Полет валькирий» Р.Вагнер, «Песенка о медведях» А.Зацепина и т.д.)

    Упражнения на восстановление дыхания и растягивание лучше выполнять под вальсовые мелодии, подскоки – под польки.

    Упражнения на релаксацию сопровождаются звуками природы, спокойными классическими инструментальными произведениями или песнями («Грезы» Р.Шумана, «Колыбельная медведицы» Е.Крылатова, «Луч солнца золотого» Г.Гладкова и т.д.)

    При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается более полное расслабление мышц.

    Таким образом, грамотное использование музыки на занятиях не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность внутренних систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность учебного процесса дошкольников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Консультация для родителей . Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.-  Что нужно д...

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Консультация «Классическая музыка в повседневной жизни»

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру красоте, человечности…Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна  без игры и без сказки…» В.А. Сухомлинск...

консультация сенсорное воспитание в повседневной жизни детей

сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает,  прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, жизни, с миром вещей,  созданнных руками чело...

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека...