Театральная деятельность в детском саду
презентация по теме
Презентация и теоретический материал на тему "Театральная деятельность в ДОУ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 93.65 КБ | |
| 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Составила: музыкальный руководитель Лептягина Д. А.
Хабаровск 2015
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Театр, как известно, любят очень многие, и дети и взрослые. Возможности театра многообразны, а сила воздействия очень велика.
Но чем данный вид деятельности заслужил такую любовь к себе?
Я думаю, что каждый из нас согласится с тем, что театр – всегда праздник, получение новых незабываемых впечатлений, взрыв разнообразных эмоций и чувств. Театр способен с наибольшей яркостью и полнотой отражать нашу жизнь, внося в нее нотки волшебства и сказки.
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетичес-кого вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр доставляет детям огромную радость, для них это всегда событие и праздник. Именно поэтому театрализованную деятельность дети воспринимают как игру, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представление по готовым сценариям».
Театрализованные игры являются играми представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах.
Играя роль ребенок, может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это безусловно влияет на развитрие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать наибольший спектр чувств и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
Коллективный характер театрализованной деятельности дает возможность обогащать и расширять опыт взаимодействия детей, как в вымышленных, так и в реальных ситуациях.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие по ролям, но также и художественно-речевую деятельность.
Также, необходимо отметить, что театральная деятельность создает особый положительный эмоциональный фон. Вносит разнообразие, избавляет от обыденности и монотонности, превращает дошкольников в деятельных, активных и мечтательных романтиков, дарит им радость.
Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что даже маленький перечень достоинств театрализованной деятельности свидетельствует, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми.
Организуя театрализованную деятельность необходимо уделять особое внимание взаимодействию с семьей. Работа с семьей предусматривает решение следующих задач:
- Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
- Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
- Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и д.р.
- Рассказать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
- Рассказать ребенку о своих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
- Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- По мери возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.
Работа в дошкольной образовательной организации направлена на решение таких задач, как:
- Вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
- Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- Учить согласовывать свои действия с действиями партнера Слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
- Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
- Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды театральной студии
Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие.
Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. К сожалению, творчество многих воспитателей так и остается не востребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов.
Что понимается под концепцией развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении?
Приведем определение концепции доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно - образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».
Как же организовать и оформить предметную среду театральной студии?
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, – важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.
Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:
• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;
• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.
Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду. Наверное, мне повезло, что на тот период, когда я приступал к созданию и оформлению предметно-пространственной среды театральной студии, в детском саду работала замечательный, талантливый, профессиональный художник-оформитель Ирина Николаевна Бендюкова. Благодаря ее помощи театральная студия имеет сегодняшнюю форму и содержание.
А все начиналось с замысла игрового пространства.
Естественно, перед первой встречей с художником я должен был видеть в перспективе, каким образом продуктивно, целесообразно использовать выделенное мне отдельное помещение. Как сделать так, чтобы в пространство помещения вместить:
а) сцену;
б) балкон (корабль), партер;
в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита;
г) фортепиано.
В план подготовки оформления предметно-пространственной среды театральной студии необходимо было внести следующие разделы.
1. Оформление зон помещения (с подробным описанием каждой зоны):
а) сцена;
б) балкон (корабль), партер;
в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита; место для фортепиано;
г) окна.
2. Материально-техническое обеспечение оформления (с подробным описанием требующихся материалов (дерево, ткани, металлические конструкции и т. д.), указанием их количества, необходимого для оформления).
3. Организационные вопросы (с указанием объектов работы, сроков исполнения и ответственных за выполнение).
4. Финансовая работа (с указанием путей финансирования оформления театральной студии):
а) финансовые средства по линии бухгалтерии детского сада, средства от дополнительных услуг на развитие предметно-пространственной среды театральной студии;
б) материально-финансовая помощь спонсоров;
в) безвозмездная помощь родителей.
После согласования и утверждения плана подготовки и эскиза оформления предметно-пространственной среды театральной студии администрацией детского сада руководитель театральной студии приступает к реализации замысла оформления.
Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для занятий театральной деятельностью помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!
Театральная игра
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.
Культура и техника речи
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.
Основы театральной культуры
Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
•Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки детей
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
• Умеют сочинять этюды по сказкам.
• Умеют строить простейший диалог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕАТР Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравствен- ности . А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей. Б.М. Теплов
Театр - – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формиро-вание в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров ).
Задачи: Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физ. досуги, экскурсии ). Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Проектирование предметно-развивающей среды: Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка. Особенности его эмоционально – лич-ностного развития. Интересы, склонности, предпочтения и потребности. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности. Возрастные и полоролевые особенности.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Вызывать интерес к театра- лизованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств. Театр В СЕМЬЕ ДОУ
Предлагать исполнить понра -вившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихо -творения и д.р . Рассказать знакомым в присут-ствии ребенка о его достижениях. Рассказать ребенку о своих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п. ТЕАТР Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера Слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театраль-ного искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении « живо- го артиста» и «живого зрителя». По мери возможности орга-низовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок. ТЕАТР Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия. Вызывать желание произно-сить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций . Театрализация - это в первую очередь импровиза-ция , оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра . как один из ее видов явля-ется эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы : Драматизации Режиссерские
Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей ; ролевые диалоги на основе текста ; инсценировки произведений ; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям ; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета
Режиссерские В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Классификация театрализованных игр Кукольный театр: Игры в кукольный театр: настольный театр; т еатр на руке; н апольные куклы.; стендовый театр; верховые куклы; театр живой куклы. Игры – драматизации: и нсценирование потешек ; и нсценирование небольших сказок, и нсценирование песен; и нсценироваание небольших литературных текстов; творчество детей
Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности. Игры – спектакли Драматический спектакль; Музыкально-драматический спектакль; Детская опера Спектакль на хореографической основе Спектакль ритмопластики Пантомима Мюзикл
Требования к театрализованной игре Разнообразие тематики содержания . Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса . Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр . Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Требования к занятиям, включающим театрализованную игру: Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности . Создание атмосферы творчества . Развитие музыкальных способностей . Социально-эмоциональное развитие.
Театрализованное занятие включает в себя- Просмотр кукольных сценок . Театрализованной игры . Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок . Беседы о театре . Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества . Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы воспитателя " Театральная деятельность в детском саду".
Театральная деятельность в детском саду. Современное дошкольное образование предполагает изменение подхода к личности ребенка на удовлетворение его потребностей во всестороннем развитии. Особое место...

Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду
создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....

Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".
Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....
Театральная деятельность в детском саду
Консультация для родителей...

«Театральная деятельность в детском саду»
Работа с родителями.Консультация для родителей:«Театральная деятельность в детском саду»Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружаю...

«Театральная деятельность в детском саду»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
