Главные вкладки

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде детского образовательного учреждения
    статья (подготовительная группа) на тему

     Топникова Оксана Владимировна

    В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Данный материал раскрывает требования, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon требования к РППС33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС)

    Автор статьи: Топникова О.В, воспитатель муниципального образовательного учреждения общеразвивающего вида детского сада №3. г.Рыбинск, Ярославская область

    В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы. поэтому целесообразно  провести инвентаризацию имеющихся ресурсов. Затем составить  паспорт группы с указанием развития методической и технической базы в ближайшее время.    

    Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

     В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.    

    Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

        Развивающая предметно-пространственная среда  (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

     ● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

    ● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

    ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

       Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.  

    Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).  

    Все, выше перечисленное должно обеспечивать:

    ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    ● возможность самовыражения детей.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

     ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

    ● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

    4) Вариативность среды предполагает:

     ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

     ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

    ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 

    Используемая литература:

    О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р.Радионова, П.Б. Рабинович, Е.М.Марич

     Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Москва, 2014 г

    Интернет - ресурсы

    nsportal.ru…trebovaniya-k…prostranstvennoy-srede…

    ...предметно-пространственной среде в контексте ФГОС...perm371.ru…trebovaniya-k-rpps-po-fgos.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО

    Одной из главных составляющих образовательного процесса в ДОО является развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Чиновники попытались стандартизировать и указанную часть дошкольного образов...

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

    Это презентация к докладу на семинаре для воспитателей ДОУ....

    Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

    Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

    «Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

     В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

    «Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

     В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

    Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

    Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....