"ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАИМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ"
статья по теме

Для развития изобразительного творчества детей в ДОУ практикуют различные нетрадиционные формы работы с использованием разнообразных изобразительных и наглядных материалов, техник и способов рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya_v_internet.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маслова Светлана Николаевна

воспитатель,

МАДОУ ДС №17 «Ладушки»,

 г.Нижневартовск, ХМАО – Югра

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАИМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Изобразительная деятельность – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста, которая по своим объективным возможностям носит творческий характер. И удивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к нему.

Для развития изобразительного творчества детей в ДОУ практикуют различные нетрадиционные формы работы с использованием разнообразных изобразительных и наглядных материалов, техник и способов рисования.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредствам которых используется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала. В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов [3, 75].

Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

То определение техники рисунка, которое в изобразительном искусстве, применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования, и которые можно назвать рисовальными движениями [2, 31].

Сегодня можно с уверенностью сказать, что обучение технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется должное внимание.

Нужно ли обучать ребенка технике рисования? Нет! Считали А. Бакушинский и его сторонники, полагающие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Да! Утверждали К. Лепилов, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи и Л. Тэдд, подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. [1, 31].

В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения к нетрадиционным техникам рисования [2, 11].

Обучать ребёнка технике рисования нужно, но так, чтобы процесс рисования стал подлинно творческим, увлекательным, эмоционально насыщенным, а рисунок получился интересным и содержательным.

В настоящее время в детских садах для формирования выразительного образа в рисунках дошкольников применяют самые разнообразные нетрадиционные техники. Вот некоторые из них:

Монотипия – одна из простейших графических техник – в переводе с греческих слов обозначает «один» и «отпечаток». Количество красок в монотипии – любое. На одну сторону листа нужно нанести несколько довольно крупных капель жидко разведённой краски или нарисовать несколько рисунков. Затем второй половиной листа накрыть, плотно прижать и разгладить. Развернув, можно увидеть необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами. Но лучше постараться увидеть в них цветы и звёзды. Узоры могут вызвать ассоциации с диковинными птицами, глубоководными рыбами, облаками. При помощи этой техники легко объяснить детям законы симметрии [3, 47].

Рисование штрихом. Что же такое штрих? Это линия, черта. Которая которая может быть короткой и длинной, ровной и наклонной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только лёгкость, воздушность, но и тяжесть, остроту, и самое главное – это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему [2, 41].

Набрызг – одно из любимейших детских занятий, но техника очень сложная. Её суть – в разбрызгивание капель с помощью специального приспособления , которое в детском саду заменяет зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке нужно набрать немного краски, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на нее, со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда надо. [2, 11].

Рисование по сырой бумаге. Эту технику можно назвать и как «размытый рисунок». Для работы понадобятся чашечка с водой, ватный тампон или губка, тонкая кисть, бумага, акварельные краски. Пусть дети сначала смочат лист бумаги водой и по мокрому листу рисуют. Подсохнет – снова смочат. Удивительно получается! Никаких четких очертаний, всё плавно, как дымка, а как завораживает! [2, 16].

Цветные ниточки. Эта техника вызывает бурный восторг детей. Для освоения этой «волшебной» техники понадобятся нитки длиной 25-30 см №10, набор ярких чернил или разведенных жидко красок. Темы – сказочные, фантастические. Нужно опустить нить в краску, чтобы она пропиталась. Держать ее следует за кончик. Затем нитку надо уложить аккуратно на лист бумаги и накрыть другим листом. Обязательно кончик нитки должен высовываться. Нужно одной рукой держать верхний лист, а другой – вытягивать ниточку. На каждый новый цвет нужен новый лист, чтобы изображение не пачкалось. Если чего-то не хватает, можно недостающие детали подрисовать кистью, карандашом [2, 15].

Пальцевая живопись. На каждый пальчик – кисточку своя краска. Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую. Чем не палитра! Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Дети в полном восторге. Воображение работает «со страшной силой». А уж как выходит избыток энергии! [4, 7].

Печать от руки (рисуем ладошкой). Нужно обмакнуть всю ладонь или её часть в краску и оставить на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Осталось взять кисточку и добавить необходимые недостающие детали [4, 4].

Кляксография. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и творческое воображение.

Для работы необходимы бумага, чернила и тушь. В центр листа нужно капнуть кляксу. Затем наклонить лист в одну сторону, в другую. Можно взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на капли. Побежала капля вверх, а затем вниз, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся, в такой технике можно рисовать деревья, животных, Бабу-Ягу и др. [2, 13].

Фотокопия (рисование восковыми мелками или свечой). Суть этого способа в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Ребёнок наносит рисунок на бумагу при помощи свечи. Желательно, чтобы он занял весь лист. Затем весь лист покрывается краской. Сначала одной-двумя, потом, когда этот приём освоен, можно использовать и большее количество цветов.

Произойдет удивительный фокус: изображение, сделанное свечой, проявится, как в сказке, прямо на глазах. Эта техника рисования потому так  и называется, что создается эффект проявления фотопленки.

Граттаж. Суть этой техники – в процарапывании. Для работы потребуются краски, свеча, жидкое мыло, черная тушь, заостренная палочка.

Сначала проводится предварительная работа. На лист бумаги наносится краска пятнами ярких цветов. Пятна любые, но только, чтобы не осталось просветов между ними на бумаге. Когда краска высохнет, поверхность листа натирается свечой, так же без просветов. В жидкое мыло вливается тушь и этой смесью покрывается весь рисунок, без просветов. Поле деятельности готово. После высыхания листа можно приступить к рисованию, вернее, к процарапыванию [3, 18].

Рисование по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибания бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. После окончания работы рисунок нужно поместить в рамку.

Тампонирование. Для работы в этой технике необходимо сделать тампон из марли или поролона. Тампоном нужно набрать краски и лёгким прикосновением к бумаге рисовать что-нибудь пушистое, воздушное. Можно нарисовать пушистых цыплят, весёлых зайцев, снеговика.

Печатка. Эта техника позволяет многократно изобразить один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки.

Дети, увлеченные необычным способом рисования, самостоятельно находят и предлагают взрослым различные печатки: крышечки от фломастеров, пробочки, обратная сторона карандаша, кусочки листика, мелкие детали от сломанной игрушки. Можно в качестве печатки использовать и природный материал: коробочка мака, шишки, мох, колоски различных трав, лишайник – ягель, листья деревьев и кустарников [2, 18].

Таким образом, нетрадиционные техники рисования являются одним из средств формирования выразительного образа в рисунках дошкольников.

Литература

  1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006.
  2. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., 1998.
  3. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск, 1996.
  4. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».

В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....

Статья «Смешанные техники живописи как метод формирования выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста».

В ФГОС определено одной из основных задач современного дошкольного образования - обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания и...

СОЗДАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА

ОГЛАВЛЕНИЕ:ВВЕДЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО СВ...

самообразование «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

самообразование «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования"...

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.

Данный материал разработан в помощь педагогам, занимающимся художественно-эстетичским развитием дошкольников. В плане представлены различные способы использования нетрадиционных техник рисования в раб...

Научная статья. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

В статье выявляются особенности детского художественного творчества, дается определение детской изобразительной деятельности,  характеризуются нетрадиционные техники рисования как современное сре...

Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования

В статье описывается педагогическая технология (этапы обучения, их содержание) для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале...