НОД "Школа маленького актера"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Елена Анатольевна Якимчук

 В процессе занятия дети проходят все этапы обучения театральных актеров, а именно: развитие речи, внимания  и  памяти, взаимодествие на сцене, ритмопластику, ипровизацию, актерское мастерство и т.д.. Пригодится педагогам. занимающимся театрализованной деятельностью  с дошкольниками и музыкальным руководителям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_malenkogo_aktera.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему:

«Школа маленького актера»

Возраст детей: 5-7 лет

Педагог: Якимчук Елена Анатольевна – музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 49 с.п. Старый городок, Одинцовский район,  Московская область

Цель: Развитие детского театрально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности в самовыражении

Задачи:

  • формировать выразительность речи;
  • развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок, чистоговорок, четверостиший
  • совершенствовать артистические навыки детей;
  • развивать эмоциональный словарь;
  • создать атмосферу творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому ребенку высказаться, проявить себя  в процессе игры;
  • поощрять  импровизацию детей, умение свободно чувствовать себя в роли;
  • развивать координацию движений;
  • развивать умение взаимодействовать с партнёром, формировать коммуникативные навыки

Материал и оборудование:

  • сотовый телефон
  • ноутбук с фотографией известного театрального режиссера
  • мячик
  • фломастеры-грим для детей
  • декорации и реквизит  к сказке «Кошкин дом» С.Маршака
  • детали костюмов персонажей постановки
  • конверт со свидетельствами об окончании курса в «Школе маленького актера» для Посыльного

План проведения НОД :

  1. Приветствие и эмоциональная разгрузка
  2. Беседа о театре и интересу к актерской профессии
  3. Коммуникация
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Упражнение на развитие речи - скороговорка
  6. Упражнение на эмоции и интонации голоса – «Эмоциональный мячик»
  7. Упражнения на сценическую память и импровизацию –«Бусы из слов»,

  «Доскажи  словечко»

  1. Упражнения на сценическое движение – «Насос и шарик»,  хоровод

   "Как на двор пришла весна" р.н.п.,   «Немое кино»

  1. Актерское мастерство- показ отрывка 1 действия постановки сказки

   С. Маршака "Кошкин дом"

  1. Поощрение - вручение свидетельств
  2. Прощание

Ход НОД.

Под музыку дети заходят в зал.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Посмотрите, сколько гостей сегодня в нашем зале, давайте поприветствуем их.

Дети по очереди.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Все: Доброе утро!

-Доброе утро! —солнцу и птицам,

-Доброе утро! —улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Все :Пусть доброе утро длится до вечера.

                                                                         (Н. Красильников) .

Педагог. Давайте улыбнемся  и этим пожелаем друг другу хорошего настроения.

Ребята,  а вы знаете, что каждый год 27 марта отмечается Всемирный день театра?

А вы когда-нибудь были в театре?

Какие  спектакли вы смотрели?

А вам понравилось, как артисты играли на сцене?

А вы сами хотели бы стать артистами театра?

Педагог . Очень хорошо. Потому что вчера я разговаривала по скайпу с очень известным  режиссером театра . Он узнал, что вы очень любите участвовать в постановках нашего  детского сада и предложил одну идею. ( достает телефон).СМС от него я сохранила, вот, что он предложил. Слушайте ( читает СМС):

"Дорогие ребята,  у каждого из вас  сегодня есть возможность попробовать себя в роли театрального актера. В “Школе актерского мастерства” идет новый набор. Если вы хотите попробовать стать настоящими артистами, покажите ваши таланты. Будет очень хорошо, если   я смогу наблюдать за вами по скайпу у себя в театре. И, если вы справитесь, вас ждет от меня сюрприз."

Ой, ребята, давайте посмотрим в ноутбук, может нам уже кто-то позвонил? Неужели, правда, за нашим занятием будет наблюдать театральный режиссер?

Педагог демонстрирует детям фотографию режиссера, сидящего за рабочим столом в своем кабинете, в данном случае фото О.Табакова

Смотрите, ребята, это же сам Олег Павлович Табаков! Ну, что, согласны показать ему свои артистические навыки и умения?

Хорошо. Тогда давайте представим с вами, что вы настоящие артисты и работаете в театре. Каждый день актеры театра усиленно занимаются на репетициях, чтобы успешно играть на сцене спектакли.

Что же должен уметь настоящий артист, как вы думаете? ( уметь хорошо двигаться, петь, танцевать, говорить, уметь импровизировать, не бояться сцены и зрителя, уметь владеть своим телом и  эмоциями….и т.д..)

  1. Коммуникация

Хорошо. Но сначала давайте проведем разминку, но не рук и ног , как у спортсменов, а актерскую.

Все актеры на сцене должны взаимодействовать  друг с другом, чувствовать плечо друг друга. Давайте поиграем в игру  "Человек к человеку"

Дети встают парами, запоминают свою пару, расходятся на два разных круга и под любую мелодию свободно двигаются по залу. Педагог в это время дает задание: «стать нога к ноге» или «спина к спине», или усложнить – «правая нога к правой ноге» и т. д. По окончании музыки  дети ищут свою пару и выполняют задание.

Молодцы ребята. Вы сказали, что актеры должны уметь хорошо говорить. Это называется ….( сценическая речь)

Для хорошего произношения слов нужно подготовить наш артикуляционный аппарат.

  1. Артикуляционная гимнастика

     а) «мама шинкует капусту» – покусать кончик языка

    б) «жало змеи» – высовывание языка

в) «качели» (язычок к верхней и нижней губе)

     г) ставим укольчики  в щеку

д) «маляр» (язычком «красим» небо);

е) «муха» (звук «з»).

ж) «пароход» (звук «л», язык зажат между зубами и «гудим»).

  1. Развитие речи

Скороговорка

      Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

      И матросы три недели карамель на мели ели.

     

Дети проговаривают скороговорку с разным темпом и силой голоса.

  1. Эмоции и интонация

Ребята, скажите, а вам важно, каким голосом с вами разговаривает другой человек? Почему?

 (по голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно и т.д.)

А как называется понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства и эмоции, которые неразрывно связаны между собой ( интонация)

А у робота есть чувства и интонация в голосе?

Кто сможет показать , как разговаривает робот?

Нам приятно слушать такой голос?

Конечно, нет. А у  человеческого голоса есть и чувства и эмоции

Я предлагаю вам поиграть  своими интонациями  и эмоциями.

Давайте вспомним нашу любимую игру "Эмоциональный мячик".

Я буду каждому из вас перекидывать мячик а вы  попробуйте говорить слова и фразы, которые я вам предложу  с разными чувствами и интонацией.

Дети произносят по очереди  слова и фразы: «спасибо»,   «пойдем гулять», «поиграй со мной», « пожалуйста»,    «опять  манная каша», «пропустите меня, « к нам пришли», «ответь на звонок», «пора в детский сад»,  и т.д. 

  1. Сценическая память  импровизация

Молодцы, ребята. Но в театре перед актерами стоит еще одна важная задача - заучивание большого объема  текста. Это очень трудно, но для этого есть специальные упражнения. Давайте вспомним игру «Бусы из слов»

А рассказывать сегодня мы будем… например, стихотворения Агнии Барто ( дети выбирают любые 1-2 стихотворения автора).

Примечание. Можно взять стихотворения любых авторов, которые очень хорошо знакомы детям или из обучающей программы

Дети встают в круг.  Проговаривают по одному слову стихотворения,  как бы, передавая его друг другу. Упражнение проводится 2 раза с убыстрением темпа.

Но бывает так, что иногда текст во время выступления почему-то забывается и актер должен уметь подобрать слово или рифму. Например, в стихотворном тексте. Давайте проведем упражнение "Подскажи словечко".

Я у бабушки Полины много красной съел…(малины)

Не забуду до сих пор очень красный …(помидор)

На закате, как пожар, опускался солнца…(шар)

Был он сказочно-прекрасный и, конечно, ярко…(красный)

У меня пропал носок, утащил его …(щенок)

Михаил играл в футбол и забил в ворота…( гол)

Ну, что ж, со сценической речью мы разобрались. А что же еще должен уметь артист? ( должен хорошо двигаться на сцене, уметь петь и танцевать, управлять своим телом).

Как всего много. А как же это все можно назвать двумя словами?                 ( сценическое движение)

  1. Сценическое движение.

Хорошо. Но чтобы наше тело умело хорошо и свободно двигаться, его нужно научить расслабляться. Для чего нужно уметь расслаблять свое тело?

(чтобы снять внутренне напряжение и скованность). Правильно. И в этом нам поможет упражнение «Насос и шарик.»

Дети делятся по парам. Одни из них исполняют роль насоса, другие - воздушного шарика. «Насосы» постепенно «надувают шарики, те постепенно «надуваются», а затем со звуком "с-с-с", расслабляют свои мышцы и опускаются на пол - сдуваются. По окончании упражнения  дети меняются ролями.

Очень хорошо, молодцы. Ребята , вы сказали, что актер должен хорошо танцевать, двигаться , петь. И в каком же виде танца можно это все совместить?

 ( в хороводе).

Помните, мы на праздник весны с вами хоровод разучивали? Давайте его вспомним.

Хоровод «Как на двор пришла весна» р.н.п. М.Р. №1.13, с.34

А скажите мне, артисты только словами могут сыграть свою роль? А как еще? (  движениями   тела). Кто помнит как это называется ?   ( пантомима)

Упражнение на развитие сценической  пластики и фантазии «Немое кино»

Сейчас мы отправимся в путешествие. Я  буду описывать место, где вы окажетесь, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение.

Возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, поправьте как следует. Ох, какие тяжелые! Вставайте друг за другом. Придется вам идти по узенькой тропинке друг за другом. ( идут) …..И вот перед вами поляна, где растут прекрасные полевые цветы... Можно собрать немного цветы для букета.

Учтите, что все ягоды растут в траве, а значит, их не сразу можно заметить – траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь вы идете  дальше по дороге к лесу. Здесь течет небольшая речка , через которую перекинута доска. Идите по доске, только осторожно. Смотрите не оступитесь, доска старая,  непрочная. Вот вы и  вошли в лес, где много ягод и грибов - осмотритесь. Может ,ягоды соберете? Кому какие достались7 здесь и сладких и кислых ягод много. Осмотритесь. Как красиво в лесу! В вот и полянка. Вы обрадовались и захотели отдохнуть. Располагайтесь, снимайте рюкзачки, отдыхайте.

А теперь ребята, достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама и перекусите, а  наши гости  будут угадывать, что же вы кушаете сейчас.

Гости угадывают по пантомимическим движениям детей, какие продукты они изображают.

Помимо умения правильно говорить и двигаться на сцене, хороший актер должен быть еще и интересен зрителю - это называется актерское мастерство.

  1. Актерское мастерство

 

Каждый актер должен уметь перевоплощаться в тот образ, который ему предстоит играть на сцене. Как вы думаете, что еще, помимо сценического движения и речи,  может помочь актеру выразительно и правильно сыграть свою роль? ( костюм и грим)

Сегодня,  ребята, я предлагаю вам сыграть небольшой отрывок из 1 части постановки, которую мы готовим для всех детей нашего сада , сказку Самуила Яковлевича Маршака« Кошкин дом».

 

Педагог озвучивает  роли и актеров, рабочих сцены постановки.

Педагог. Актеры  проходите, пожалуйста,  в гримерные, где вы сможете наложить грим и примерить элементы костюмов героев нашей постановки. А те ребята, которые отвечают за подготовку сцены к спектаклю, должны расставить декорации и реквизит.

Дети - декораторы готовят сцену. Дети - актеры самостоятельно накладывают грим и надевают костюмы.( используется безопасный детский аквагрим в форме фломастеров)

                                     

Показ постановки 1 действия сказки С. Маршака "Кошкин дом"

Педагог. Итак, ребята, мы сегодня с вами были артистами театра. Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (ответы детей). Вы были настоящими артистами! А хорошие артисты достойны дружных аплодисментов. Давайте поблагодарим друг друга за труд и доставленную спектаклем радость аплодисментами.      (аплодисменты)

Стук в дверь. Заходит Посыльный.

Посыльный. Здравствуйте, это сад № 49 "Сказка"?

Педагог. Да, здравствуйте. А вы кто?

Посыльный. Я посыльный, у меня для вас конверт, распишитесь, пожалуйста.

Педагог расписывается в накладной. Благодарит посыльного. Берет конверт. Посыльный прощается, уходит.

Педагог. ( вскрывает конверт). Интересно, что там? Читает.

"Дорогие ребята", я наблюдал за вами по скайпу из своего театра.  И мне очень понравилось, как вы работали. Вы все талантливые, умные и трудолюбивые дети. Именно такими и должны быть настоящие артисты. И сегодня каждый  из вас получит свидетельство  в том, что вы стали настоящими маленькими актерами.

Ваш знакомый режиссер театра."

Педагог раздает детям "Свидетельства" в том, что они прошли курс актерского мастерства в «Школе маленького актера»

  1. Финальная песня "Гимн театру" ( переделка текста песни        А. Ермолова «Гимн музыке»)

Сколько ждет нас интересного на свете!                                    

Путешествий, приключений

                             - нам не счесть.

И, конечно, чудесам так рады  дети,                  

Это просим всех волшебников учесть…

Так давайте вместе  за руки возьмемся

И отправимся в чудесную страну,

Где к прекрасному искусству

                                          прикоснемся,

Тайну сцены мы узнаем не одну.

Припев.

Так давай от души,

Роль играй и пой - пляши,

Театральною палитрой  

Ты картину напиши.

Сохрани этот свет!

Ну, а наш театр в ответ,

Будет в жизни талисманом

Много-много долгих лет,

Много долгих лет.

Под музыку дети прощаются с гостями и  выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по театрализованной деятельности старших дошкольников "Театр маленьких актеров"

Мной разработана программа по эмоциональному и артистическому развитию старших дошкольников с  подробными конспектами занятий. Кроме того, в программу помещена диагностика артистических способнос...

План - программа кружка "Маленький актер"

Перспективное планирование кружковой деятельности "Маленький актер" на основе программы Татьяны Григорьевой для детей 4-7 лет...

Рабочая программа по разделу Художественно-эстетическое воспитание "Школа маленького актера" для детей от 5 до 7 лет.

Программа предназначена для изучения и применения в дальнейшее практической деятельности педагогам дошкольного воспитания, которые часто используют в работе театрализованные постановки с детьми дошкол...

Проект "Маленькие актеры"

Проект отображает деятельность по развитию связной и диалогической речей, эмоциональности ....

МИНИ-МУЗЕЙ МАЛЕНЬКОГО АКТЕРА «ХОРОВОД СКАЗОК» (Творческий проект)

МИНИ-МУЗЕЙ МАЛЕНЬКОГО АКТЕРА «ХОРОВОД СКАЗОК» (Творческий проект) Участвуя в создании мини - музея маленького актера «Хоровод сказок», дети знакомятся с окружающим миром во всем ег...

Презентация "Маленькие актеры"

Театральная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а пр...

Программа "Маленький актер"

Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет с признаками театральной одарённости.Цель программы – приобщение ребёнка к миру искусства через театральную деятельность.Задачи:1....