Серия конспектов НОД по ОБЖ для старшей группы (образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" раздел "Формирование основ безопасности").
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кузнецова Елена Ивановна

В данном материале представлена серия конспектов НОД по ОБЖ для старшей группы (образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" раздел "Формирование основ безопасности").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seriya_konspektov_nod_po_obzh_kuznetsovoy_e.i.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

№1

Конспект НОД

«Пусть прогулка будет доброй»

в рамках акции

«Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения»

                                                                             

                                                                           

Воспитатель

                                                                           

Е.И.Кузнецова

ГБОУ ЦРР – детский сад № 1203 «Росинка»

           

Программные задачи:

-Учить детей соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах: и при наличии и отсутствии светофора; продолжать учить детей правилам поведения в автобусе и на автобусной остановке.

-Закрепить знания детей о видах  транспорта (пассажирский, грузовой).

-Воспитывать чувство ответственности, осторожности на дороге.

Обогащение словаря:  пассажирский транспорт, надземный, подземный переходы. 

 Активизировать словарь:  пешеход, дорожный знак «пешеходный переход», пассажир.

 Предварительная работа: прогулки с родителями к проезжей части дороги и на автобусную остановку, к пешеходному переходу.

Материал: игрушечные автомобили, коляска с куклой, шапочки-маски автомобилей, макет светофора, макеты дорожных  знаков, картинки с изображением поземного и надземного перехода.

            Ход НОД:

Дети выходят на площадку, моделирующую проезжую часть, тротуар, пешеходные дорожки, знаки, светофор.

-Сегодня, дети, я хочу пригласить вас совершить путешествие по улицам  нашего веселого города. Пойдете со мной гулять? (да)

  - Где мы сейчас идем? Сейчас мы с вами идем по тротуару. Людей, которые идут по тротуару, называют…? (пешеходы).

-А можно нам, пешеходам, идти по той дороге, где едут машины? (расставлены игрушки)

- Правильно. А какие правила должны соблюдать пешеходы? (надо идти спокойно, не создавать помех для движения)

 - Справа от тротуара находится  - проезжая часть дороги, где много автомобилей. Какие вы видите автомобили? (грузовые, автобусы, легковые).

    - Какие автомобили называют грузовыми? (автомобили, которые возят грузы).

  -  Кого перевозят автобусы? (автобусы перевозят людей - пассажиров).

-Автобусы перевозят нас – пассажиров.

-Поэтому их называют пассажирским видом транспорта. Так к какому виду транспорта относятся автобусы?(дети повторяют).

 - А сейчас мы подошли куда? Верно, к автобусной остановке. Как вы догадались, что это автобусная остановка? (знак, где есть буква «А» и нарисован автобус).

- Правильно, автобус надо ждать на специальной площадке – автобусной остановке. На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину. Лучше держаться за руки родителей.

-Так куда нельзя выходить пешеходам? (на проезжую часть дороги).

                                Выстроилась очередь возле буквы «А».

                                Выстроилась очередь, нету продавца.

                                Тут автобус прикатил, двери настежь отварил,

                                И  один остался я. Скрылась очередь моя.

                                Значит буква «А» на дороге неспроста,

                                Остановка здесь, порядка просит соблюдать.

                                Если сесть в автобус, надо в очередь вставать.

-Вот и подъехал автобус (модель из щитов и стульев). Он остановился, и двери открываются.

-Давайте войдем в автобус. Входим через передние двери. Все входят спокойно, не толкаясь. Мы сели в автобус, как теперь нас можно называть? (пассажиры). 

-Вы знаете как вести себя в автобусе? Расскажите об этом (воспитатель дополняет ответы детей по необходимости).

- В автобусе пассажиры ведут себя спокойно. Разговаривают тихим голосом, уступают место пожилым людям. Нельзя высовываться из окна.

-Вот мы и приехали, наша остановка. Выйдя из автобуса, мы становимся кем …? (пешеходами).

-Вышли, а теперь нам нужно перейти проезжую часть дороги. Где же нам  можно переходить? (дорогу можно переходить по пешеходному переходу).

 - Где же этот переход? Как нам его найти? (на дороге есть полоски, есть знак «пешеходный переход»).

 -  А еще переход называют «зеброй». Почему?  

-В местах, где нет «зебры», светофора и много движущегося транспорта строят подземные и надземные переходы.

-Посмотрите на картинки и скажите, какой из этих переходов можно назвать надземным (мост-переход), а какой подземным? Верно, подземный переход – это прорытый под землей тоннель.

-Чтобы предупредить нас пешеходов о существовании таких переходов ставят неподалеку вот такие знаки (показывает и объясняет).

Запомните: чтобы перейти проезжую часть, нужно быть очень внимательным, держать взрослого за руку.  Без взрослых дорогу переходить дорогу вам еще  нельзя даже по надземному или подземному переходам.

Отгадайте загадку.

                              Встало с краю улицы, в длинном сапоге,

                              Чучело трехглазое на одной ноге,

                               Где машины движутся, где сошлись пути,

                               Помогает улицу людям перейти. (Светофор).

                              Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,

                              Горит и день, и ночь – зеленый, желтый, красный.

-Правильно, здесь стоит наш друг, помощник - светофор.

-Назовите его цвета и объясните, что они обозначают?

                              -Да,  если загорелся красный свет, переходить улицу нельзя, а при зеленом – переход разрешается, а желтый – нужно приготовиться. Все вы правильно сказали.

-Вспомним знакомые стихи:                                                   

                               Если свет зажегся красный, пешеходу двигаться опасно.

                               Свет зеленый говорит: «Проходи, дружок,  -  путь открыт!»

                 А теперь, дети, давайте поиграем в игру  «Светофор».

Дети надевают шапочки автомобилей. Воспитатель показывает, желтый кружок дети стоят, зеленый – дети начинают движение, красный – останавливаются.

                              Три цвета есть у светофора,

                               Они понятны для шофера:

                               Красный свет – проезда нет.

                               Желтый – будь готов к пути

                               А зеленый свет – кати.

-Ну вот мы закрепили с вами как действовать шоферам, пешеходам, по сигналам светофора.

 -Кто-нибудь из вас узнал этот знак? («Осторожно – дети!»). Если дети не знают - объяснение воспитателя.

-Где его ставят? (возле школ, детских садов).

-Увидят его шоферы разных машин и притормозят, будут очень осторожно ехать. Но, главное, осторожным на дороге  надо быть нам с вами.

- Вот  и подошла наша прогулка к концу. Чтобы она всегда была доброй для нас, не забывайте о правилах дорожного движения.                                                                                                                                

                                                                     

№2

«Если хочешь быть здоров…»

(ЗОЖ)

Воспитатель

Е.И.Кузнецова

ГБОУ ЦРР – детский сад № 1203 «Росинка»

Программные задачи:

- Дать знания о  способах профилактики болезней. Научить детей вызывать «Скорую помощь» по  номеру 03.

-Формировать умение логически мыслить, разгадывая смысл «зашифрованных» рисунков, объяснять свои  выводы.

-Уточнить знания о профессии врача.

-Воспитывать желание придерживаться правил гигиены; знать правила поведения во время болезни.                                                                                                                                Словарная работа:  пополнить словарный запас  детей существительными  - «недуг», «недомогание»; активизировать в речи  детей слова «микроскоп», «простуда».                                                                                                                    Материал: символические рисунки, лупы на всех, пшено в тарелочках, демонстрационная картинка - человек в марлевой повязке, игрушечный микроскоп.

Предварительная работа

Игра д/и  «Зеленую аптека», игра с/р в «поликлинику», беседа о профессии врача, чтение стихов и рассказов по теме из книги Г.Шалаевой «Кем стать». Опыты  в мини-лаборатории с игрушечным микроскопом, лупой, снег в прозрачной посуде.                                                                                                                       Ход НОД.
 1 часть.

-Чем занимается врач? (врач лечит людей, избавляет их от болезней). Если у человека высокая температура или стало плохо с сердцем – например, бабушке, нужно набрать один из очень важных номеров - 03. Постарайтесь запомнить его – сначала набираем 0, а потом 3. Выслушать вопросы, которые задают по телефону и точно на них ответить – что случилось, кто заболел, ваш адрес.

-Попробуем? Можно, я буду врачом скорой помощи, а вы мне будете звонить.

(Диалог с 2 детьми)

-Люди издавна знали о существовании различных болезней. Болезнь – это состояние человека, когда у него что-то болит, высокая температура, кашель и др.  Иногда слово болезнь заменяют словами «недуг», «недомогание». Запомнили? Давайте повторим эти слова (повторяют).

- Издавна лечением болезней, недугов занимались врачи. Чтобы правильно лечить, врачи должны знать причину болезни, от чего они возникают.

-«Почему люди болеют?» - задумывались врачи. Вы можете ответить на этот вопрос?  

-Да, они часто простужаются (простудные болезни), когда холодно или когда пьют холодную воду.                                                                                                                                                                   –Как вы считаете, если поесть снега, который холодный и выглядит как мороженное,  можно заболеть?

-Конечно,  да. Заболит горло от холода. Вы станете кашлять, чихать.  

-Но ведь дело не только в том, что снег очень холодный.                                                                                -Мы с вами в средней группе уже рассматривали растаявший снег и видели, какой он грязный.

-Сегодня я тоже принесла снег. Он растаял. Как он выглядит? (Видно, что он не такой уж и белый. В нем много грязи).                                                                                                                               -Что будет, если мы съедим растаявший снег?

-Да, заболеем, но не от холода, а от грязи. Она  становится домиком для микробов,  

которые заставляют нас болеть, да еще и передавать болезнь другим. Поэтому при кашле, чихании мы должны прикрывать рот рукой, а лучше – платочком, салфеткой.

-Раньше люди этого не знали и часто болели. Но на помощь пришло стекло. Но не простое – увеличительное.

-У нас есть такое стекло? (лупа)

-Возьмите лупу и посмотрите на лист с мелкими зернышками пшена.

-Что видно в лупу? (они стали большими). Вот так, люди и изобрели микроскоп – прибор для очень сильного увеличения. Тогда они и заметили микробов.

 -У нас есть  игрушечный микроскоп. Вот он. Вы знаете, что он тоже увеличивает. Но настоящий прибор микроскоп увеличивает гораздо сильнее. В школе вы будете с ним работать.

2 часть

Врачи постепенно узнали, что болезней можно избежать, если быть осторожным.

-Подумайте как? (одеваться согласно погоде, не пить ледяную воду или молоко прямо из холодильника; не есть грязные овощи и фрукты, чаще мыть руки).

- А о чем говорит этот рисунок? (Если в доме есть заболевший человек, то он должен носить марлевую повязку).

-Можно ли пить воду прямо из-под крана? (Нет, не  стоит  - в ней тоже могут быть вредные микробы,  от которых можно заболеть).

- Как же быть? (Надо сделать, чтобы вода не была опасной - пропустить через  фильтр и                                                                                                                                                                                прокипятить).

-Часто переносчиками болезней могут быть мухи, больные животные.

-Вы должны знать об этом и не пугаться, а стараться быть осторожными: следить,  например, чтобы мухи не садились на пищу.

-Как это сделать, например, летом? Жара, окна хочется открыть.

-Да на окно вешают специальную сетку и тогда насекомые не могут попасть в комнату.  

-Вспомним, как уберечься от болезней. Помогут нам это сделать «зашифрованные» картинки.

-Попробуйте разгадать, что подсказывает нам каждый из них?

                                             

                                                                                           

1. Одевайся по погоде, тогда не будешь простужаться.                                                                                

2.Помни, что фрукты надо обязательно мыть.

3.На окнах должна быть сетка от насекомых.                                                                                                         4.Не допускай, чтобы мухи садились на пищу                                                                                                                    5. Пей кипяченую или пропущенную через фильтр воду.

-Ну а если так случилось; что вы уже заболели, простудились и  – кашляете. Что делать?

Выслушиваются и обсуждаются все варианты, предложенные детьми.    

Уточняет номер телефона  скорой медицинской помощи – 03.

Затем  воспитатель предлагает запомнить правила, поведения, если и ты простужен, болен:

Прежде всего,  надо вызвать врача. Но ты можешь и помочь себе сам:

1.Не пей холодную воду  – тебе поможет чай с лимоном.

2.Носи при себе носовой платок, чтобы не заразить других.

3.Чаще проветривай комнату, но во время проветривания, выходи из нее.

4.Слушай советы врача и родных.

Кто сможет повторить правила? Дети проговаривают, помогая друг другу вспомнить.

Давайте,  скажем  друг другу: – «Будьте здоровы!» Старайтесь соблюдать правила,  и тогда вы никогда не будете болеть».

№3

«В мире предметов ... Осторожно - опасность»
(Предметное окружение + ОБЖ)

Старшая группа

Воспитатель

Кузнецова Е.И.

ГБОУ ЦРР – детский сад № 1203 «Росинка»

Программные задачи.

- Познакомить детей с бытовыми электроприборами и их  назначением.  

-Подвести  к умению анализировать и обобщать предметы быта по их назначению: облегчающие труд человека; создающие комфорт.  Закреплять умение называть материалы, из которых они изготовлены.                                                                                                                                                                                                                                                              

-Формировать навыки обращения с опасными предметами  и способами их  хранения.

-Воспитывать понимание того, что ко всему созданному трудом человека надо относиться бережно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Словарная работа:  обогащение – электроприборы, миксер, блендер.                                                                  активизация словаря - пластмасса, металл, стекло.                                                                            Предварительная  работа.

Д\и по теме «Сериация предметов», лото «Предметный мир», загадывание загадок по теме «Техника», сюжетно-ролевые и развивающие игры, чтение «Человек рассеянный», С.Маршака; «Федорино горе» К.Чуковский.

Материал: электроприборы - миксер, блендер; презентация «Помощники на кухне и дома». Карточки  к игре «Будьте осторожны!».                                                                                                                         Ход НОД.
1 часть.

-Сегодня мы с вами  поговорим о самых обычных вещах, предметах, которые нас окружают.

-Назовите их (дети перечисляют все, что видят, помнят). Вы знаете из чего они сделаны ? (перечисляю, если дети затрудняются, воспитатель помогает) Зачем нужны?

-Сколько же названий предметов вы вспомнили! Да и еще назвали много материалов,  из которых они сделаны, как их используют.  Так и перепутать все можно!

–Вот именно так и  думает наш знакомый Кот Леопольд. Он прислал нам письмо
с просьбой разобраться. Поможем? Но сначала проверим сами себя.

-Чтобы легче запомнить и понять назначение предметов, надо продумать, в какие

группы их можно объединить. Помогайте.

- Вот вы назвали шкаф, стол, стул, диван, кровать(выставляет картинки).  Я назову еще другие предметы - картина,  статуэтка. Подходит? (нет)

- Почему? (Дети назвали  предметы мебели, а воспитатель - предметы, которые  украшают помещение)

- А для чего нужна мебель? (для удобства, комфорта - все вещи можно убрать в шкаф, на стуле, кресле, диване - можно сидеть, отдыхать).

-А теперь поиграем. Эта игра нам поможет разобраться, как еще можно сгруппировать предметы.

-На кухне ведь тоже есть мебель, посуда. А кроме них?

-Рассмотрите карточки и назовите все, что вы видите,  и расскажите, для чего нужна, та или иная вещь.

Дети называют: плита, микроволновка, холодильник,  кофемолка.

- Молодцы.

-Я принесла еще электроприборы.

-Знаете что это? (миксер, блендер)

-Ну вот, некоторые дети узнали. Но не все.

-Давайте еще раз повторим и расскажем, зачем нужны эти вещи.  

-Блендер измельчает и смешивает продукты (овощи, фрукты, орехи)

-Миксер взбивает крем, соусы.

-И миксер, и блендер работают от электрического тока. Поэтому их можно назвать электроприборами (дети повторяют)  

2 часть.

-Давайте посмотрим, как они работают.

Демонстрируются  анимационные картинки, дети наблюдают за  работой электроприборов и комментируют (воспитатель помогает, если ребенок затрудняется):

-Расскажите о том, из каких материалов они сделаны и для чего нужны.

Примерные ответы детей:

  • Это блендер с пластмассовым корпусом и острыми металлическими лезвиями - измельчает, смешивает продукты.
  • Холодильник, сделанный из прочного металла, пластмассы и стекла - охлаждает и сохраняет их свежими.
  • Микроволновка и плита металлические с пластмассовыми ручками (согревают еду, варят, пекут и жарят)

-Все эти электроприборы можно назвать помощниками человека.

-Подумайте, всех помощников мы  назвали? (компьютер, принтер, телевизор, видеокамера, фотоаппарат – демонстрируются слайды),

-Для чего эти электроприборы нужны человеку?(это предметы для развлечения, удобства).
-Правда, лежишь себе на диване и смотришь телевизор или снимаешь на камеру, что хочешь.

3 часть.

-Так мы и ответим Леопольду. Но кое о чем надо его предупредить.

-Все эти приборы  надо использовать как?…  очень бережно, аккуратно и осторожно, и, главное,  по назначению. 

-В письме Леопольд рассказал такую историю:

Ему захотелось молока. Но стеклянная банка с молоком стояла на верхней полке - не достать.

Тогда изобретательный Леопольд придумал способ достать банку. Подвинул стол, на стол поставил стул и на него табуреточку. Пригодилась мебель.

-Молодец Леопольд, правда?

- Что-то не так? (дети решают и объясняют и решают проблемную ситуации).
-Да, стол и табурет нужны, чтобы сидеть, а не строить пирамиду. Вот с Леопольдом и случилась беда - упал, и молоко пролил, и больно ушибся.

-Хорошо еще не порезался о разбитое стекло.

-Правильно вы сказали о том, что надо было взрослых позвать. А теперь придется найти тряпку из мягкой ткани или салфетки из мягкой бумаги и вытереть пол.

-Оказывается, что даже самые привычные вещи могут быть опасны. Вот почему часто молоко продают не в стеклянных банках, а в… (бумажных или полиэтиленовых пакетах)

-Чтобы еще лучше это понять, запомнить, поиграем в игру, предложенную нам Леопольдом 

«Будьте осторожны!»

С простыми привычными предметами нужно тоже быть осторожным. Иногда и они могут быть опасными.

-Я буду ставить картинку, присланную Леопольдом, а вы назовете предмет или электроприбор и расскажете, чем он может быть опасным при неосторожном обращении.

1.Чашка - может разбиться и… поранить. Поэтому… нужно обращаться с ней аккуратно.

2.Телевизор - при длительном просмотре…. падает зрение. Поэтому… перед телевизором нельзя сидеть близко и слишком долго его смотреть.

3.Компьютер – вреден…. для глаз. Поэтому… работать  за ним можно 10-15 минут.

4.Сковородка - может быть горячей…- можно обжечься. Поэтому… нельзя ее снимать с плиты  самому. 

5.Швейные принадлежности - игла очень опасна. Поэтому… ее нельзя бросать. Для швейных принадлежностей надо иметь специальную закрытую шкатулку – деревянную, пластмассовую или металлическую.  

Мы можем написать Леопольду, что даже самые привычные предметы иногда могут быть опасны.

Но опасности всегда можно избежать, если вести себя правильно – обращаться аккуратно, использовать предметы и электроприборы по назначению и соблюдать правила острожного и бережного обращения с ними. Вот тогда они всегда будут нашими помощниками и друзьями.


№4

КОНСПЕКТ НОД

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

(природа, экология + ОБЖ)

Воспитатель

Кузнецова Е.И.

ГБОУ ЦРР – детский сад № 1203 «Росинка»

Программные задачи.

- Формировать знания об особенностях содержания животных, умении ухаживать за животными; бережное, но осторожное обращение с  животными. Познакомить с понятием врач-ветеринар.                                                                                                                                                                   -Уточнить обязанности дежурных в уголке природы.  Развивать наблюдательность: замечать  признаки состояния здоровья животных по их поведению.

-Воспитывать чувство  ответственности  за животных содержащихся в доме, в детском саду. 

Словарная работа

Обогащение: ветеринар

Активизация словаря: питомец, приручить. 

Предварительная работа.

Рассматривание картин, иллюстраций о животных, д/и «Кто, где живет?», «Чьи повадки?». Чтение рассказов В.Бианки, М.Пришвина, сказки К.И.Чуковского «Айболит». Наблюдения за рыбками, домашними животными (личный опыт). Беседа о домашних питомцах.                                                                                                                                       Материал.

Карточки «Расскажи, что опасно». Большая иллюстрация «Маленький принц и  Мудрый Лис»

 из книги Сент-Экзюпери  «Маленький принц».

Ход НОД.

1 часть

-У кого из вас дома есть животные?                                                                                               -Расскажите о них (рассказы о внешнем виде, повадках, питании).                                                                                                                                                                                                            -Кто у  вас дома кормит животных? Убирает лоток? Гуляет с собакой?

-Я вижу, что не каждый взял  на себя такие обязанности.  А ведь у вас больше свободного времени, чем у ваших родителей. Прежде чем просить родителей приобрести животное, подумайте о том, что за ним надо терпеливо, бережно ухаживать, а не только играть.

-Вы не должны его обижать,  даже если что-то вам не понравилось в поступке питомца.

-Животное - не игрушка, с ним  нельзя поиграть и бросить, когда надоест. Ведь вы его приручили,  и он без вас будет скучать. Послушайте рассказ.

Воспитатель ЧИТАЕТ ОТРЫВОК  из книги                                                                                                       «Маленький принц» Сент-Экзюпери (диалог с Мудрым Лисом).

-Запомните и вы слова Мудрого Лиса:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Релаксационное пауза «Кошечки»

2 часть

-У нас с вами есть рыбки. Мы за них в ответе. Вы дежурите, умеете ухаживать за ними, и они платят вам любовью - знают вас, подплывают к стеклу, когда вы подходите. Не забывайте их кормить.                                                                                                                                                              Кот Леопольд как-то  мне сказал -  «Что вы мучитесь с этими рыбками? Набросайте им  побольше корма  на целую неделю и живите спокойно».

- А вы как считаете?  (объяснения детей, чем   опасен для  рыбок такой поступок). 

-Да, рыбки от избытка корма становятся вялыми, болеют. Надо кормить их понемногу и не часто.

-Вы замечаете, если ваш домашний  питомец себя плохо чувствует? По каким признакам? (мало играет, плохо ест, у него сваливается шерсть, он грустит).

-А врача, который лечит животных называют  - ветеринар или по-другому - ветеринарный врач.   

-Про какого ветеринарного врача мы читали сказку К.Чуковского?

(«Доктор Айболum»)                                                                                                                                                            -Замечательный врач-ветеринар, всегда спешащий на помощь больным животным. Айболит подарил нам карточки для игры «Расскажи, что опасно». Они у вас на столах.Рассмотрите и расскажите об ошибках мальчика в общении с животными. Придумайте правила по картинкам.

  1. После игры с животными - вымой руки.
  2. Не гладь незнакомое животное - это опасно; (возможно оно больное; может УКУСИТЬ)

3. Не отнимай корм у животного, когда оно ест.

4.При встрече с незнакомой собакой не убегай и не маши руками – иди спокойно.

5.Не беспокой детенышей животных – их мама может рассердиться.

6. Не мучай домашних животных - могут рассердиться.

Замечательные правила вы придумали. Вот только Леопольд их не знает. Отправим их в письме по почте.

№5

КОНСПЕКТ НОД

«Наш поселок +ПДД»

Старшая группа

Воспитатель                                                                                                                                                     Кузнецова Е.И.

                                         

                               

                                        ГБОУ ЦРР – детский сад № 1203 «Росинка»

Программные задачи.

-Познакомить детей с историей поселка.

-Продолжать учить ориентироваться на макете-матрице, карте-схеме.

-Закреплять правила поведения на улице - действовать по правилам дорожного движения: ходить только по тротуару (пешеходной дорожке); переходить дорогу, посмотрев сначала налево, потом направо, помнить, что часто шофер может не видеть тебя из-за помехи слева или справа.                                                                                                                                                                    -Закрепить знание домашнего адреса.                                                                                                                                            -Воспитывать чувство гордости за свой поселок.

Словарь: обогащение: история поселка; активизация:  здания.

Предварительная работа.

Целевые прогулки, просмотр видеофильма о поселке, сбор фотографий. Чтение стихов о поселке (авторы - педагоги сада), ориентировка по матрице-макету,  карте – схеме поселка.

Материал.

Презентация «Мой поселок», макет, фотографии на каждого, карта-схема,  фишки, картина по теме «Пешеходы и дорога», цветные.

Ход НОД

1 часть.

Дети стоят у макета поселка, находят по заданию свой дом, магазины,  школу, сад, магазины.

-Как называется наш поселок? Вы любите свой поселок? А как вы это докажете? (выслушать все возможные ответы и положительно оценить деятельные проявления любви – посадили возле дома цветы, участие в субботниках, сборах средств на стеллу «Защитники Отечества» и т.д.).

-Ну, если любите, то легко узнаете места появляющиеся на экране (стеллу «Защитники Отечества», площадь в центре, магазины,  «Пересвет», парикмахерская, поликлиника, школа, детский сад, новый дом,  микрорайон Родники).

Дети объясняют, что находится на фото, предназначение зданий.

 2 часть.

Воспитатель разворачивает карту-схему поселка. Анализируют условные обозначения на карте, находят расположение  «Росинки».

-А теперь посмотрите на свои фото. Назовите, что на них изображено и обозначьте фишкой на карте.

(дети расставляют фишки согласно изображениям на фото и комментируют свои действия).

3 часть.

-Мы действительно любим наш поселок. А люди, любящие свой поселок, город, должны знать его историю – прошлое, то, с чего начинался поселок.

Хотите узнать историю поселка Знамя Октября?

Когда-то давным-давно на этом месте были леса и одна грунтовая дорога (слайды) дорога вела к Подольску через лес. По ней ездили на лошади или шли пешком. Позже на этом месте были построены коровники, свинофермы, для рабочих построили поселок. Вот эти 5 домов и наш детский сад были самыми первыми зданиями, построенными в поселке.  Постепенно поселок стал расширяться, и стал вот таким как сейчас.  Поселка без людей – его жителей, не могло быть. Мы с вами являемся жителями поселка? (Да)

-Если так, то мы должны любить и беречь не только здания, памятники, дома, но и его жителей, т.е. самих себя и других.

-Вот почему мы с вами часто говорим о безопасности, здоровом образе жизни, изучаем ПДД.

-Вспомним их?  

-Представьте себе, что вы выходите с мамой из детского сада, и вам надо перейти проезжую часть дороги, чтобы дойти до дома.

-В нашем поселке есть светофоры, надземные и подземные переходы? Как же переходить дорогу?

Дети рассказывают, дополняя ответы друг друга (Надо взять маму за руку, посмотреть направо, налево. Надо помнить, что машина едет быстро и нам только кажется, что она далеко. Лучше переждать).

Решение проблемных ситуаций:

-Посмотрите на картину.

-Правильно ли ведет папа ребенка вдоль проезжей части?

 1. Вариант - нет, надо взять его за правую руку, вести подальше от дороги.                                                                              2. Вариант  – да, на автобусной  остановке надо держать ребенка за руку.                                         

3.Вариант -  нет, из-за помехи (сугроб) шоферу в стоящей машине не видно, что движутся пешеходы, да и рядом пешеходный переход – зебра и переходить надо по ней). 

№6

                           

КОНСПЕКТ НОД

«Опасные ситуации с незнакомыми людьми»

ОБЖ

Старшая группа

Воспитатель                                                                                                                                                     Кузнецова Е.И.

                                         

                               

                                        ГБОУ ЦРР – детский сад № 1203 «Росинка»

Программные задачи.

- Продолжать знакомить с элементарными основами безопасности - предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми. Дать знания о том, к кому нужно обратиться за помощью, использовав номер телефона милиции – 02.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций из «Азбуки здоровья», чтение рассказа «Марта и Чичи идут в парк», Т.А.Шорыгиной

Материал.

Презентация «Злоумышленник на улице». Два игрушечных телефона.

Словарная работа: обогащение : «добрые и злые  намерения»; активизация: «незнакомец»

Ход НОД

1 часть.

-Как много людей на улицах нашего поселка!

-Представьте себе, что вы гуляете, и вдруг к вам подходит незнакомый человек и очень вежливо просит объяснить, как пройти в магазин или парикмахерскую. Вы объясняете, а он никак не может понять и просит проводить его.

-Как вы поступите?(ответы детей, обсуждение)

-Часто говорят: - «Этот человек пришел с добрыми намерениями».

-Как вы думаете, что это обозначает?

-Да, человек намерен делать добро.

-Но иногда бывает так, человек выглядит добрым у него приятная внешность  и говорит, что хочет делать только добрые дела, а на самом деле он намеревается делать зло – у него «злые намерения» (дети повторяют фразы).  Внешность может быть обманчива.

-Назовите сказочных героев, у которых были злые намерения, но внешность приятная – они были красивыми (Снежная Королева и т.д.)  Вспомните героев, у которых намерения были злыми или добрыми и объясните  (Волк, Баба Яга, Золушка, Фея, Аленушка, Красная Шапочка и др.)

Запомните:

Взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям.

Если с тобой заговорил незнакомый человек – не вступай в разговор. Его намерения могут быть не добрыми, а злыми. Вежливо, но твердо откажись общаться и идти с ним.

2 часть.

-Давайте поиграем: на экране будут появляться картинки с задачами, а мы с вами вместе попробуем их решить, как надо поступать в разных ситуациях.

-Посмотрите на экран,  решите и расскажите, как надо поступить:

1.Мужчина дает ребенку конфетку и зовет с собой (обсуждают проблемную ситуацию)

2.Машина медленно едет за ребенком (Обсуждают и делают вывод: держись от машины подальше и не разговаривай с сидящими в ней)

3.Незнакомец схватил ребенка за руку. ( Обсуждают и делают вывод: вырывайся, брыкайся и кричи что есть силы).

4.Незнакомец бежит за ребенком (Обсуждают и делают вывод: если до дома далеко, беги туда, где есть люди – к магазину, к остановке и т.д.).

-У вас дома есть телефон? Вы часто разговариваете по телефону?

-Что будете делать, если позвонит незнакомый человек и спросит, кто дома, какой твой домашний адрес? (Предполагаемые ответы: адрес нельзя называть никому;  разговаривать с незнакомцами не буду; положу трубку и буду ждать взрослых).

-Хотите поиграть в игру «Алло, кто там?»

У воспитателя одна телефонная  трубка в руках, а другая передается детям.

Воспитатель обращается по очереди к разным детям:

-Здравствуйте, вы не скажете свой номер телефона, я хочу уточнить, туда ли я попал?

-Здравствуйте. Как Вас зовут?

- А ваша фамилия? Сколько Вам лет?

-А ваши родители дома?

-А не подскажете ваш адрес?

Каждый из ответов дети обсуждают вместе с воспитателем, находят решение проблемы: лучше вообще не вступать в разговор с незнакомцами даже по телефону. Надо извиниться и положить трубку. А еще лучше перезвонить маме или папе и рассказать обо всем. Номера мамы и папы должны висеть возле телефона на видном месте.

- А если незнакомец пытается открыть дверь ключом, что вы сделаете? (звонить в милицию – 02)

Вывод: не вступай в телефонный разговор с незнакомцем и не говори, что взрослых нет дома.     В случае опасности звони по номеру 02.

 - А теперь послушайте сказку «Марта и Чичи в парке» (ст.31, «Осторожные сказки» Т.А.Шорыгиной)

-Кто из подруг поступил правильно – зебра, которая отвернулась и не стала разговаривать с незнакомцем, или обезьяна, которая вступила в разговор?

-Почему вы так думаете?

Теперь вы готовы к встрече с незнакомцами и, я уверенна, поступите правильно.

№6

                           

КОНСПЕКТ НОД

«Опасные ситуации с незнакомыми людьми»

ОБЖ

Старшая группа

Воспитатель                                                                                                                                                     Кузнецова Е.И.

                                         

                               

                                        ГБОУ ЦРР – детский сад № 1203 «Росинка»

Программные задачи:

-Закрепить знания правил дорожного движения.

-Развивать умение  классифицировать  транспорт по  видам  (воздушный, водный, наземный,  подземный, гужевой). 

Словарь: обогащение: гужевой транспорт, активизация - общественный транспорт - воздушный, водный, наземный, гужевой

Материал: презентация «Каким бывает транспорт», макет улицы с расчерченным переходом и расставленными дорожными знаками,  карточки с разными видами транспорта у детей на столах «светофоры» на каждого.

Ход НОД:

1 часть.

-Мы с вами уже знакомы с правилами дорожного движениями.

-Вы хорошо их помните?

-Давайте проверим и поиграем в игру  «Зажги нужный свет». У вас есть «светофорчики». А я буду показывать на экране картинки  по правилам движения.

Вы должны «зажечь» красный свет, если правила дорожного движения нарушаются; и зеленый – если все действуют по правилам.

Обсуждаются ситуации.

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ дети должны «зажечь», если появляются следующие картинки:

1.Если вы с мамой переходите улицу, обходя автобус, как вы это сделаете?(только сзади)
2.Как надо вести себя на автобусной остановке?
(держаться за руку взрослого)

3.Где и как надо переходить улицу? (пешеходный переход – взрослый держит ребенка за руку)

КРАСНЫЙ СВЕТ дети должны «зажечь», если появляются следующие картинки:

1.Зимой при переходе улицы нельзя везти  ребенка в санках. Надо высадить его и вести за руку.

2.Нельзя папе отвлекаться и не следить за ребенком на остановке автобуса. А ребенку нельзя уходить от взрослых.

Дети подходят к макету. Воспитатель предлагает показать, где обозначен пешеходный переход; показать, где и как движутся машины (по проезжей части, придерживаясь правой стороны дороги).

-пешеходы?   (тротуар)                                                                                                                                                                 -На этом месте должен стоять знак «Осторожно дети». Найдите и поставьте.

-Почему он должен стоять здесь? (рядом спортивный комплекс, где занимаются дети).  

Так же знаки «Столовая», «Пешеходный переход».

-О чем говорят эти знаки, как они помогают и пешеходам и водителям?

Физкультминутка

Наши маленькие ноги шагают быстро по дороге (дети маршируют)
Путь ве
зде открыт для нас, пешеходы мы сейчас.

А теперь мы побежим, мы ведь к поезду спешим (дети бегут на месте).
Оп
оздать боялись мы. Очень беспокоились.

Вот теперь мы пассажиры, хорошо устроились (дети садятся).
Долго, долго ехали, и в город мы приехали (встают любуются).

Гостей встречает он с душой, высотные дома и улицы широкие (смотрит вверх).

Поток машин туда, сюда. Здесь скорости высокие, (крутят головой в разные
сторо
ны).

Все у нас без исключенья, знают правила движенья (грозят пальчиком).
Мы дорогу переходим на зеленый свет (шагают).

Если красный загорится. Стоп! Дороги нет.

2 часть.

-Помните, когда мы знакомились с историей поселка, то говорили, что по грунтовым дорогам не ездили машины.

-А на каком транспорте ездили люди? (гужевой транспорт).

На экране появляются слайды с изображением гужевого транспорта в зимнее и летнее время года. Дети комментируют ситуацию. На наших улицах до сих пор иногда мы наблюдаем такой транспорт. Какой? (лошади). Где используют оленей и собак как транспорт?(на севере) – СЛАЙД. -Должны ли люди, ездящие на таком транспорте соблюдать правила? (да, как и любой другой вид транспорта).

-Какие виды транспорта движутся по нашим дорогам? ( различные машины – наземный транспорт).

-Какие еще виды транспорта вы знаете? (воздушный, подземный, водный) 

Поиграем в игру «Виды транспорта».  Я буду называть вид транспорта, а вы поднимите соответствующие картинки, и объясните (дети объясняют, почему они подняли ту или иную картинку).

А теперь мы с вами отправимся на прогулку и понаблюдаем, какие виды транспорта ездят по нашей дороге. 

№8

КОНСПЕКТ НОД

 ЗОЖ

в старшей группе

«ЗДОРОВАЯ ПИЩА»

Воспитатель                                                                                                                                                     Кузнецова Е.И.

                                         

                               

                                        ГБОУ ЦРР – детский сад № 1203 «Росинка»

Программные задачи:

-Продолжать знакомить детей с элементарным основами безопасности жизнедеятельности:

 здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

-Рассказать детям о пользе витаминов, объяснить, как витамины влияют на организм человека.

-Воспитывать потребность в мытье рук,  чистоте – мыть овощи, фрукты пред употреблением

Словарь:  активизация - правильное питание, «чистота – залог здоровья»

Материал: наборное полотно, картинки к загадкам.

Предварительная работа: чтение «Советы мышки» из книги «Осторожные сказки»

Беседы о здоровой пище. Игры ролевые, дидактические, загадывание «витаминных загадок». Заучивание поговорки – «Чистота – залог здоровья»

Ход НОД:

1 часть.

-«Чистота – залог здоровья» - знакома вам эта поговорка? Объясните ее смысл (если будешь соблюдать чистоту, не нарушать правила гигиены, то будешь здоровым).

-Как вы думаете, а от того, как и что человек ест, зависит его здоровье? Расскажите (принимаются и анализируются все ответы).

-Часто слышим по телевизору и дома слова: «правильное питание». Надо нам вместе подумать и решить, что же такое «правильное питание».

-Назовите свою любимую еду, ту которую вы считаете самой вкусной (ответы детей).

-Вот вы назвали много блюд, в том числе и  мороженое, картошку из МАКДОНАЛЬДСА, конфеты, шоколадки.

-Что будет, если вы будете питаться только вашей любимой едой, например – мороженным или шоколадками?

-Верно, такая еда может и навредить – заболит горло, на коже может появиться сыпь.

-Теперь вы поняли, почему мама не разрешает часто есть конфеты  и мороженное? Совсем без сладкого нельзя, но меру знать надо. Определить ее помогут вам взрослые. Слушайтесь их.

-Но оказывается, что и жареную пищу есть нужно очень редко. От такой еды может и живот – желудок заболеть.

-В каждом блюде есть и полезные витамины. Но особенно много витаминов и других полезных веществ есть в овощах, фруктах. Вот почему и в детском саду, и дома   вам часто готовят овощные салаты, супы, дают фрукты.

2 часть.

-Хотите попробовать отгадать витаминные загадки? Тогда слушайте и думайте.(по мере отгадывания воспитатель выставляет картинки на наборном полотне)

*Красна девица, а внутри сердечко каменное (ВИШНЯ).

*И зелен и густ вырос на грядке куст, начнешь щипать – станешь слезы проливать (ЛУК).

*Был ребенок – не знал пеленок; стал стариком – сто пеленок на нем (КАПУСТА)

-Молодцы – все загадки отгадали. Только вот не пойму я -  почему их витаминными назвали?

(В овощах и фруктах много витаминов – они очень полезны)

-Выходит, их надо много есть, чтобы быть здоровым: и сырыми и вареными, и в салате. и винегрете, и в супах.

-А я знаю стихи про витаминки. Хотите их выучить? Слушайте и запоминайте:

Никогда не унываю, и улыбка на лице,

Потому что принимаю витамины А, Б, С.

Дети повторяют хором и индивидуально

-У здорового человека, употребляющего правильную пищу, всегда на лице улыбка, потому что у него ничего не болит и ему хорошо.

-А какая пища правильная и полезная? (это та, в которой много витаминов и полезных веществ, и которая приготовлена из овощей, фруктов)

-Чтобы быть сильным, надо есть нежирное мясо, и хлеб. Не забывайте об этом.

А сладкое есть можно? (Можно, но понемногу)  

-Вы молодцы все запомнили и поняли. Вот только мы забыли сказать, что перед едой и овощи, и фрукты нужно….? Конечно, обязательно мыть.  

3 часть.

-Чтобы быть всегда здоровым, надо помнить правила о еде.

(К каждому правилу выставляются картинки)

  • Перед едой всегда мой руки.
  • Во время еды не торопись.
  • Хорошо пережевывай пищу
  • Не ешь на ходу.
  • Не переедай.

ПОВТОРЯЮТ ПРАВИЛА.

В нашей любимой книге «Азбуке здоровья» есть замечательные строки:

  Я думаю, ты без сомненья знаешь,                              А сладостей разных и чипсов, и  «колы»

   Что пользу приносит не все, что съедаешь.                Желудок боится, как тело уколов.

      Запомни и всем объясни очень ясно:                            Большими кусками не стоит глотать,

      Желудок нельзя обижать понапрасну.                          А тщательно надо еду прожевать.

      Холодная пища ему не нужна,                                       И помни – желудок у тех не болел,

      И очень горячая тоже вредна.                                        Кто с детства его понимал и жалел.

Не будем обижать желудок, будем беречь свое здоровье и будем всегда веселыми, красивыми и крепкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Родина моя" в старшей группе образовательная область "Познание"

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение«Атемарский детский сад №1 «Теремок»        «Родина моя»конспект НОД в старшей группе(образов...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Конспект к презентации "Весна" для старшей группы. Образовательная область "Познание"

Образовательная область "Познание"Конспект к презентации "Весна" для старшей группы.Обобщающее занятие по темам : "Приметы весны", "Первоцветы", "Насекомые", "Перелетные птицы"...

Конспект открытого занятия в ДОУ в старшей группе по ФГТ по формированию основ безопасности Тема: «Приключение в страну Безопасности»

Задачи:      Коммуникация:  Обогащать  словарь  детей словами:  электроприбор, плоскогубцы, клещи, брошки, шпильки,  шило,  пиротехника. Совершен...

Серия конспектов НОД по конструированию в старшей группе

Серия конспектов НОД по конструированию в старшей группе....

Конспект НОД по экологии в старшей группе образовательная область познавательное развитие тема: «Зимующие птицы»

Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе Викторина «Что я знаю о безопасности?»

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группеВикторина «Что я знаю о безопасности?»...