Проект по детскому экспериментированию "Маленькие исследователи" - "Научные сотрудники" - "Ученые"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Корикова Альбина Евгеньевна

Проект по детскому экспериментированию "Маленькие исследователи" - "Научные сотрудники" - "Ученые", рассчитан для детей 5-7 лет, долгосрочный. Содержание: актуальность проекта, сроки реализации, цель, задачи, методы и технологии, ресурсное обеспечение, этапы проекта, перспективный план работы, диагностика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

 "Маленькие исследователи" – «Научные сотрудники» - «Ученые»

Дошкольники -  прирожденные

исследователи. И этому подтверждение

их любознательность, постоянное

стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение

в проблемной ситуации. Задача педагога –

не пресекать, а наоборот, активно

помогать.

Н.Н.Поддьяков

Актуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Тип проекта комплексный: исследовательско-творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Сроки реализации: долгосрочный – 3 года.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через экспериментирование.

Задачи проекта:

  • Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
  • Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
  • Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
  • Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
  • Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников», Дыбина О.В. 2013 г.

2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительные группы. 2011г.

3.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. 2010г.

4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. 2005г.

5. Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие/Под ред. Л.Н. Прохоровой. 2003г.

6. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

7. «Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия для дошкольников», Дыбина О.В. 2013г.

8. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В. 2013г.

Материально-техническое:

- разработка конспектов занятий и игр по экспериментированию;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

- оформление «детской лаборатории» в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный этап

  • Создание технической базы для детского экспериментирования («детская лаборатория», оборудование, природные материалы);
  • Анализ методической литературы;
  • Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”;
  • Разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
  • Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях;
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории;

-Пошив специальной формы для занятий экспериментированием: белые халаты, головные уборы.

II. Реализация проекта

  • Теоритическая часть: беседа и рассматривание иллюстраций, чтение детской литературы: кто такие ученые, что такое лаборатория, ее назначение;
  • Практическая часть: проведение познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование), согласно перспективному тематическому планированию.

III. Заключительный проект

  • Диагностика (результативно-сравнительный анализ)

Новизна разработки.

В своем проекте я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Данный проект будет реализоваться три года на базе одной группы с одним воспитателем, возраст детей: от 5 до 7 лет (начиная со средней группы и заканчивая подготовительной группой).

Почему я выбрала именно этот возраст с 5 до 7 лет?

С 5 лет дети становятся любознательнее, начинает развиваться образное мышление, фантазия, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность. В начале на раннем этапе экспериментирования дети в средней группе будут «маленькими исследователями», повзрослев за год и набравшись опыта по экспериментированию, дети в старшей группе становятся «научными сотрудниками», а в подготовительной группе дети вырастают до «ученых».

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Ожидаемые результаты.

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо-плохо.

Дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Маленькие исследователи» в средней группе (5 лет)

Месяц

Форма работы

сентябрь

1. Знакомство с «детской лабораторией»

Цель: сформировать представления детей о том, кто такие ученые, о назначении «детской лаборатории» и культуре поведения в ней.

2. Занятие «Почему песок хорошо сыплется?»

Цель: выделить свойства песка и глины: рыхлость, сыпучесть, познакомить детей с песочными часами.

3. Эксперимент: «Какая бывает вода»

Цель: сформировать представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

4. Эксперимент: «Вода-растворитель. Очищение воды»

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; познакомить с правилами поведения при работе с различными веществами.

октябрь

1. Эксперимент «Куда делась вода»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды)

2. Наблюдение «Что у нас под ногами?»

Цель: подвести понимание детей к тому, что опавшие листья являются «кормом» для самих же растений.

3. Занятие «Что стало с опавшими листьями?»

Цель: обратить внимание на изменение опавших листьев в куче.

4. Эксперимент-развлечение «Путешествие Капельки»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнера доказывать правильность своего мнения.

ноябрь

1. Занятие «Путешествие в царство комнатных растений»

Цель: закрепить с детьми знания названий комнатных растений; обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

2. Наблюдение «Кому лучше?» Посадка двух одинаковых отростков герани: в воду, в почву.

Цель: определить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

3. Эксперимент «Вдох-выдох»

Цель: расширить представление детей о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

4. Занятие «Знакомство с мелом и углем».

Цель: сформировать представление детей о свойствах мела и угля, рассмотреть данные породы, сравнить их, обратить внимание детей, что они твердые, но в тоже время хрупкие, легко ломаются, раскалываются, оставляют следы. Организовать для детей рисование мелом и углем.

декабрь

1. Эксперимент «Кто помог определить запах?»

Цель: дать детям представление о значении органа обоняния – носа; упражнять в различении запахов (приятный, неприятный, резкий, ароматный, нежный, цветочный и др.). Материалы: баночка с мазью, шампунь, детский крем, духи, лавровый лист, помада, зубная паста, конфета, лук, чеснок, свежий огурец, банан, лимон.

2. Занятие «В мире стекла»

Цель: познакомить детей со стеклянной посудой, помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое), закрепить правила обращения со стеклом.

3. Эксперимент «Волшебные стеклышки»

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем, объяснить, для чего они нужны человеку.

4. Наблюдение «Где лучше расти?» Посадка отростков традесканции в два горшка: с плодородной почвой, с песчано-глинистой смесью.

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

январь

1. Эксперимент «Разноцветные сосульки»

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

2. Занятие «Приключение карандаша».

Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева; развивать логическое мышление, пополнить словарный запас: «шероховатый», «хрупкий», «твердый», «легкий».

3. Эксперимент «Дерево умеет плавать»

Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

4. Занятие «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель: познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами.

февраль

1. Занятие «Узнай все о себе, шарик»

Цель: познакомить детей с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

2. Занятие «В мире пластмассы»

Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная); воспитать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

3. Занятие «Сравнение металла и стекла»

Игра «Веселый трамвай»

Цель: познакомить с качествами и свойствами металла и стекла путем сравнения.

4. Посадка лука.

Цель: познакомить детей со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста растения, воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

март

1. Занятие «Где лучше цветы растут?» (посев цветов на рассаду в два горшка: с плодородной почвой, неплодородной почвой)

Цель: установить зависимость растений от почвы, зависимость факторов неживой природы от живой.

2. Занятие «Посев семян помидоров на рассаду»

Цель: подвести представление детей к пониманию условий, необходимых для роста и развития растений (свет, влага, тепло, почва, подкормка)

3. Наблюдения за рассадой цветов и помидоров.

Цель: определить по состоянию растений качество условий, необходимых для качественного роста и развития растений.

4. Занятие «Нужен ли корешкам воздух?» (два одинаковых растения в горшках с плодородной почвой: одно рыхлить, другое-не рыхлить)

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении. Доказать, что растение дышит.

апрель

1. Эксперимент «Испытание магнита»

Цель: познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

2. Эксперимент «Два магнита»

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

3. Эксперимент «Необычная скрепка»

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

4. Эксперимент «Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

май

Чудеса «Кокы-колы»

Цель: формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.

1. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на зубы» (половину скорлупы куриного яйца погрузить в коку-колу, другую половину - оставить на поверхности, эксперимент должен показать, что половина яйца, погруженная в коку-колу потемнеет, станет неровной, шероховатой, что и происходит с нашими зубами при употреблении кокы-колы)

2. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на ржавчину» (погрузить ржавый гвоздь в коку-колу, при погружении напиток начнет пениться, если вытащить гвоздь из напитка, ржавчина исчезнет, это говорит о том, что в напитке находятся растворители, которые удаляют ржавчину)

3. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на стойкие пятна» (помыть колой чашку с чайным пятном, пятно должно исчезнуть)

4. Эксперимент «В кока-коле очень много сахара» (оставить немного напитка в блюдце на ночь, в результате жидкость испарится, останется тягучий сироп, что доказывает в кока-коле большое содержание сахара)

Перспективный план работы с родителями к проекту «Маленькие исследователи» в средней группе (5 лет)

Месяц

Формы работы

сентябрь

Беседа с детьми в домашних условиях: кто такие ученые; что такое эксперимент.

октябрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, одноразовую посуду; сшить халаты и головные уборы для проведение экспериментов.

ноябрь

Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.

декабрь

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

январь

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками вместе с детьми в домашних условиях.

февраль

Помощь родителей в подборе наглядной информации о пластмассе и его свойствах.

март

Предложить родителям приобрести для экспериментирования семена цветов и семян овощей.

апрель

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

май

Предложить родителям провести с детьми беседу в домашних условиях на тему «Кока-кола – небезопасный напиток»

Перспективный план работы с детьми по проекту «Научные сотрудники» в старшей группе (6 лет)

Месяц

Форма работы

сентябрь

1. Занятие «Что есть в почве?»

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

2. Занятие «Какие бывают почвы?»

Цель: уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать для дальнейшей экспериментальной деятельности дерновую землю, глину.

3. Занятие «Наши друзья-подземные жители дождевые черви»

Цель: уточнить представление детей об обитателях почвы – дождевых червях, их строении, повадках, значении. Вызвать у детей положительные эмоции, убедить в том, что каждое существо имеет право на жизнь.

4. Занятие «Сбор семян цветов»

Цель: подвести понимание детей к тому, что из цветов можно собрать семена, что цветы – живые существа, которые имеют свойство размножаться.

октябрь

1. Эксперимент «Почему дует ветер»

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх-он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый.

2. Эксперимент «Этот удивительный воздух»

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

3. Занятие «Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

4. Занятие «Можно ли менять форму камня и глины»

Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

ноябрь

1. Занятие «Наряды куклы Тани»

Цель: познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

2. Занятие «Знакомьтесь, это капрон!»

Цель: познакомить детей с капроном, его свойствами и качествами; дать детям понятие об «искусственных» тканях.

3. Эксперимент: «Какие предметы могут плавать?»

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

4. Эксперимент: «Подушка из пены»

Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

декабрь

1. Эксперимент «Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку.

2. Эксперимент «Свет и тень»

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

3. Эксперимент «Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

4. Занятие «Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

январь

1. Занятие «Как согреть руки?»

Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

2. Занятие «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Цель: выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

февраль

1. Эксперимент «Твердая вода. Почему не тонут айсберги»

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

2. Эксперимент «Изменение объема жидкости»

Цель: выявить изменение объема жидкости при замерзании.

3. Эксперимент «Вода двигает камни»

Цель: выявить, как замерзшая вода двигает камни.

4. Эксперимент «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

март

1. Эксперимент «Заплесневелый хлеб»

Цель: установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

2. Эксперимент «Растущие малютки»

Цель: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы (на примере молока).

3. Эксперимент «Вкусовые зоны языка»

Цель: определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

4. Эксперимент «Проверка зрения»

Цель: выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.

апрель

1. Занятие «Из чего птицы строят гнезда?»

Цель: выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

2. Занятие «Парусные гонки»

Цель: учить детей видеть возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании (с помощью корковых пробок, скрепок, трубочек для коктейля, цветной бумаги)

3. Эксперимент «Волшебный шарик»

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

4. Эксперимент «Чудо-прическа»

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов.

май

1. Занятие «Построим город из песка»

Цель: участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводить работу до логического конца.

2.Занятие «Изобретаем прибор для вскапывания почвы»

Цель: уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием;

проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

3. Занятие «Защитим себя от солнца»

Цель: научить детей делать шапочку из бумаги по типу оригами; реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.

4. Занятие «Саванна»

Цель: реализовать представления о климатических зонах Земли, полученные в ходе поисковой деятельности; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять устойчивое стремление преобразовывать объект.

Перспективный план работы с родителями к проекту «Научные сотрудники» в старшей группе (6 лет)

Месяц

Формы работы

сентябрь

Предложить родителям провести с детьми наблюдения на собственных приусадебных участках за обитателями почвы – дождевыми червями, какую пользу они несут для земли.

октябрь

Предложить родителям приобрести для проведения опытов декоративные камни.

ноябрь

Предложить родителям оказать помощь в сборе лоскутков различной ткани для проведения опытов.

декабрь

Предложить родителям провести с детьми в домашних условиях беседу о правилах безопасного пользования с елочными игрушками, гирляндами, хлопушками, бенгальскими огнями.

январь

Предложить родителям провести на новогодних каникулах (в домашних условиях) опыты разной направленности, поделиться опытами.

февраль

Предложить родителям провести в домашних условиях опыты со льдом.

март

Предложить родителям рассмотреть с детьми места, где присутствует плесень (в домашних условиях).

апрель

Предложить родителям изготовить в домашних условиях скворечники.

май

Предложить родителям провести беседу с детьми о пользе и вреде солнечных лучей.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Ученые» в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Месяц

Форма работы

сентябрь

1. Занятие «Когда в Арктике лето?»

2. Занятие «Почему летом в Арктике солнце не заходит?»

Цель: выявить особенности проявления летнего сезона в Арктике

3. Занятие «Где самое жаркое лето?

Цель: определить, где самое жаркое лето на планете.

4. Занятие «Как в джунглях»

Цель: выявить причины повышенной влажности в джунглях.

октябрь

1. Занятие «Почему в тундре всегда сыро?»

2. Занятие «Почему в пустыне бывают росы?»

3. Занятие «Почему в пустыне мало воды?»

Цель: объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

4. Занятие «Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?»

Цель: понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатические зоны).

ноябрь

1. Занятие «Как появились моря и океаны?»

Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.

2. Занятие «Живые комочки»

Цель: определить, как преобразовывались первые живые клетки.

3. Занятие «Как появились острова, материки?»

Цель: объяснить происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.

4. Занятие «Почему первые птицы не летали?»

Цель: выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

декабрь

 Проведение серии опытов:

1. «Цветы лотоса» (бумага, вода)

2. Чудесные спички» (спички, вода)

3. «Капля-шар» (мука, вода)

4. Сравнить вязкость воды и варенья (вода, варенье)

5. «Куда делись чернила?» (вода, чернила, активированный уголь)

6. «Подводная лодка из винограда» (газированная вода, виноградинка)

январь

1. Занятие «Далеко-близко»

Цель: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

2. Занятие «Чем ближе, тем быстрее»

Цель: узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

февраль

Работа с микроскопом, наблюдения:

1. Муравей

2. Крыло бабочки

3. Голова мухи

4. Крыло пчелы

5. Челюсти пчелы

6. Птичьи перья

7. Плавник рыбы

8. Собачья шерсть

9. Кошачья шерсть

10. Конечность комара

март

1. Эксперимент «Меня зовут Стеклянчик»

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора.

2. Эксперимент «Родственники стекла»

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнивать их качественные характеристики и свойства.

3. Занятие «В мире металлов»

Цель: называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства.

4. Занятие «В мире пластмассы»

Цель: узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмассы (полиэтилен, пенопласт, оргстекло), сравнивать их свойства.

апрель

1. Занятие «Автомобиль будущего»

Цель: активно проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи, самостоятельно придумывать и осуществлять свои замыслы.

2. Занятие «Жилище человека в древности»

Цель: участвовать в коллективном преобразовании, уметь реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.

3. Занятие «Дом из ткани»

Цель: участвовать в коллективном преобразовании, проявлять стремление преобразовывать предмет.

4. Занятие «Дом на курьих ножках»

Цель: творчески подходить к решению поставленной задачи, совершенствовать умение работать с различными материалами, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.

май

 Проведение любимых опытов в группе и на прогулке.

Перспективный план работы с родителями к проекту «Ученые» в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Месяц

Формы работы

сентябрь

Предложить родителям обновить материал для проведения опытов (одноразовая посуда, соломинки, салфетки и др.)

октябрь

Предложить родителям приобрести познавательную литературу: детская энциклопедия, наглядно-демонстрационный материал с изображением джунглей, саванны, тундры, пустыни и др.

ноябрь

Предложить родителям в домашних условиях провести серию опытов с водой.

декабрь

Предложить родителям в домашних условиях провести опыты со снегом.

январь

Предложить родителям провести на новогодних каникулах (в домашних условиях) опыты разной направленности, поделиться опытами.

февраль

«День открытых дверей» для родителей. Проведение опытов совместно с родителями.

март

Предложить родителям понаблюдать с детьми за весенними изменениями в природе.

апрель

Предложить родителям подготовить совместно с детьми чертежи (схемы изготовления) автомобиля будущего, жилища человека в древности, дома из ткани, дома на курьих ножках (на выбор).

май

Провести с родителями анкетирование «Как повлияло ведение детского экспериментирования на Вашего ребенка?»


Диагностика по детскому экспериментированию

(результативно-сравнительный анализ)

Группа ___________________

Возраст____________________

Количество детей ___________________

Критерии

на начало уч.года

на конец уч.года

часто

иногда

редко

часто

иногда

редко

2

1

0

2

1

0

1. Дети проявляют интерес к экспериментированию (к проведению опытов, к исследовательской деятельности)

2. Дети принимают активное участие в экспериментировании (в проведении опытов)

3. Дети проявляют инициативу в проведении опытов, в исследовательской деятельности

4. Дети выражают эмоциональный отклик на полученный результат исследования

5. Дети самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи и зависимость в живой и неживой природе

6. При экспериментировании дети следят за своей осанкой

7. Дети самостоятельно делают выводы по итогам  

Итого:

Всего:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ДОУ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАВЦИИ ПРОЕКТА «МИР ДЕТСКИХ ПОЗНАНИЙ. В ГОСТИ К ЛОМОНОСОВУ»

Компетентностный подход: традиции и новации в образованииXVIII студенческая научная конференцияXIII  международные педагогические чтениясборник статей и тезисовАрхангельск, 2011Раздел II , с 112...

Долгосрочный проект в детском саду "За здоровьем в детский сад"

Создание в ДОУ необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

Организация детско-родительских проектов в детском саду.

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленно...

Проект "В детский сад иду с улыбкой, в детский сад иду без слез"

Возможно,данная работа и опыт поможет при приеме малышей в детский сад....

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...