Психологический занимательный тренинг "смелые индейцы" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Батищева Елена Ярославовна

Цель: гармонизация посредством сказкотерапии психо-эмоциональной сферы детей.

Задачи:

- сплочение детей;

- профилактика агрессивного поведения;

- мышечное расслабление;

-  снижение уровня тревожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение
центр развития ребёнка -

детский сад № 158 города Тюмени

Психологический занимательный тренинг

для детей старшего дошкольного возраста

 

Смелые индейцы.

  Педагог-психолог

                                                      Батищева Елена Ярославовна

                                         

г. Тюмень - 2015

Цель: гармонизация посредством сказкотерапии психо-эмоциональной сферы детей.

Задачи:

- сплочение детей;

- профилактика агрессивного поведения;

- мышечное расслабление;

-  снижение уровня тревожности.

Звучит музыка для входа детей в зал.

- Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Скажите ребята какое у нас сейчас время года? (Весна)

_ Правильно, весна. Весной природа просыпается и всё оживает после долгого зимнего сна. А знаете ли вы ребята какой  гордый и своболюбивый народ больше всего любил природу, понимал её, рассказывал о её чудесах истории и сказки?

(Индейцы)

- Давайте поприветствуем друг друга как индейцы. Будьте внимательны: на один хлопок трёмся о своего соседа плечами, на два колнками, а на три спинками и громко кричим «Хей!»

- Верно, ребята! И сегодня я предлагаю вам сесть поближе друг другу вокруг огня (включается презентация огонь в камине) и послушать об удивительных приключениях юноши Атиохо, чьё имя означает храброе сердце.

На подносе с песком появляются герои сказки.

- Это было давным-давно. Жил в те далёкие времена храбрый юноша по имени Антиохо (ставлю фигурку индейца) он жил в прекрасных лесах северной Америки, там было много высоких деревьев, быстроногих диких мустангов, ярких ящериц, и даже разноцветных лягушек. Со всеми животными и людьми жил Антиохо в мире, потому что был он индейцем, а индейцы очень любят природу, всех животных от самых маленьких и до самых больших и очень бережно к ней относятся. Но вот в те прекрасные места пришла беда, наступила засуха, совсем перестали идти дожди и орошать землю. Начал погибать урожай, людям и животных грозил голод.  Индейцы начали говорить, что во всё виноват пожиратель туч! Это злобное чудовище живёт далеко за горами,  высоко в небе, и питается одними тучами и облаками. Тогда храбрый юноша Антиохо решил собрать своё племя, чтобы позвать их сразиться с ужасным пожирателем туч. Но как только его сородичи услышали о предстоящей опасности они в ужасе разбежались. И остался Антиохо один.

И тогда он посмотрел по сторонам и нашёл много храбрых ребят девочек и мальчиков! Хотите ребята стать частью большого и дружного индейского племени?  Готовы сразиться с ужасным пожирателем туч?

- Тогда в путь! Путь предстоял долгий и трудный. Много сил и выносливости требуется для него! (Дети идут вокруг музыкального зала) И много препятствий предстоит преодолеть! Сначала вам вместе с Антиохо прдестоит пробраться сквозь дикие густые чащи. (Дети проходят испытание через верёвочки). Чтобы сразиться с пожирателем туч нужно много сил. И тогда Антиохо решил обратиться к силам природы. Давайте попробуем отгадать к каким силам природы он решил обратиться? Что это за четыре стихии?

(Дети слушают звуки четырёх стихий природы: воды, огня, земли, воздуха).

Но обратиться за помощью к этим стихиям не так-то просто, они не понимают обычную речь, они понимают только язык танца.

Танец в парах

Не разнимая рук дети танцуют в парах по пять человек, по три, по два, и все вместе в одном общем кругу под различные стили музыки.

- Теперь силы у Антиохо значительно прибавилось! Но на такую опасную битву нельзя идти неприкрытым без щита. Нам нужно изготовить для Антиохо и себя волшебные щиты которые не сможет сокрушить никакое чудовище!

Упражнение выкладывание щита

Дети выкладывают из камушек щиты в группах по пять-семь человек.

- Долго ли коротко но добрался Антиохо до логова страшного чудовища — пожирателя туч! Он был огромен и страшен из пасти его шёл огонь, а дышал он удушающим дымом.

Антиохо  вступил с ним в смертельную схватку, но его сил всё равно оказалось недостаточно и тогда он решил обратиться за помощью к своим друзьям то есть нам!

Игра дракон кусает за хвост

- Одержал Антиохо славную победу! И сразу же полил леса и реки, утолили жажду все звери и люди! Дома Антиоху ждали его сородичи его родители. Дом его был просторным и красивым, высоким и широким. Как он   назывался? (Вигвам).

- Хотите посмотреть как он выглядел?

Упражнение «Дом»

- Дома Анитиоху ждали его родители, его братья и сёстры, его племя. Посмотрим как они выглядели?

Просмотр презентации.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158

     Психологический занимательный тренинг

        для детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы

                «Здравствуй солнце! Путешествие в Африку»

                                                                                                                                         

                                                                                                   

                                                                    Педагог-психолог Батищева Е.Я

                                     город Тюмень 2015

Цель: гармонизация психо-эмоционального состояния детей.

Задачи:

- сплочение детей, развитие эмпатии

- развитие эмоциональной сферы, отреагирования чувств, свободы самовыражения

- развитие способности к рефлексии

- профилактика и коррекция тревожности

Оборудование:

- клёнки для рисования 5-6

- заготовки шаблонов для марморирования

- 3 блюда с водой для марморирования

- краски для марморирования

- цветные атласные ленты (жёлтая, красная, зелёная, оранжевая, фиолетовая, синяя, белая)

- заготовки свечи из бумаги

- три воздушных шара

- краски для марморирования

- три маленьких обруча

- светомузыка/ генератор мыльных пузырей

- заговки кругов для африканских тарелочек, шаблоны животных Африки, крупы, пластилин, клей

- музыкальное сопровождение

- презентация.

Дети входят в зал под музыку (сандали снимают перед входом в му. Зал), делают круг по залу    

двигаясь в свободном танце вслед за воспитателем.

1. Приветствие

Дети садятся вокруг африканского ковра.

Садитесь ребята вокруг нашего ковра мира. Как вы думаете почему он так называется?

Наш ковёр может объединять вокруг себя совершенно разных и непохожих друг на друга людей. Как вы думаете чем люди могут отличаться друг от друга? Присмотритесь друг к другу.

(Внешностью: цвет глаз, кожи,  волос, черты лица, рост, характер, настроение и национальностью)

После долгой зимы и не слишком жаркой весны, так хочется, тепла, солнца и ярких красок! А знаете ли вы ребята страну где всё это есть в избытке?

(Африка)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в  солнечную Африку! Сейчас зазвучит музыка закройте ненадолго глаза и попробуем представить себя в удивительной стране жаркого солнца, разнообразия необычных животных, рек, водопадов, лесов, гор, и пустыни. А теперь давайте поприветствуем друг друга как жители Африки. В Африке не только солнца жаркое, но и люди, добрые и с горячими любящими сердцами, поэтому при встрече увидев знакомого они его крепко обнимают.

Звучит музыка дети свободно двигаются по залу. На один хлопок дети объединяются по двое и обнимают друг друга, на два по трое, а на три быстро делают один дружный круг и обнимают друг друга за плечи.

Дети присаживаются вокруг африканского ковра.

2. Вводная часть

Африка страна жёлтого дружелюбного солнца (дети по очереди подходят к блюду с водой и  по капле добавляют  жёлтую краску для марморирования в воду).

Африка страна  оранжевых как плоды апельсина горячих песков и величественных пустынь (дети по очереди подходят к блюду с водой и  по капле добавляют  оранжевую краску для марморирования в воду).

Африка страна тропических  вечно зелёных джунглей там растёт много удивительных, полезных,  растений, деревьев. Обитает множество разнообразных животных, птиц, насекомых. (дети по очереди подходят к блюду с водой и  по капле добавляют  зелёную краску для марморирования в воду).

Африка страна которую окружают величественные горы разнообразных оттенков среди которых  преобладает коричневый  цвет  (дети по очереди подходят к блюду с водой и каждый по капле добавляют  коричневую краску для марморирования в воду).

Африка страна прекрасных полноводных рек, озёр, водоёмов, водопадов и омывающих её морей, океанов.

 (дети по очереди подходят к блюду с водой и  по капле добавляют  голубую краску для марморирования в воду).

Чтобы у вас осталась долгая память о нашем путешествии я предлагаю унести частичку яркой Африки с собой. (дети по очереди макают заговки круги в воду с краской для марморирования, затем кладут работы на заранее приготовленную клёнку в конце зала сушиться).

3. Интелектуальная разминка

Мы с вами сейчас узнали, что Африка это страна самых ярких и разнообразных красок (на ковре растилаются в форме лучей атласные ленты)

А сейчас я предлагаю немного подвигаться и  побольше узнать друг о друге.

- Встаньте на тот цвет, который вам больше всего нравиться.

- Встаньте на тот цвет ленты который подходит к вашему настроению.

- А сейчас узнаем у кого когда день рождения. Если у вас день рождения зимой встаньте на белую ленту, если весной на зелёную, если летом на красную, если осенью на оранжевую.

А теперь посмотрим насколько вы хорошо знаете Африку. Слушайте внимательно вопрос и варианты ответа, и встаньте на тот цвет который будет обозначать правильный ответ.

1. Самое большое животное на суше  которое обитает в Африке?

Жираф — жёлтый цвет ленты

Обезьяна — оранжевый цвет ленты

Слон — синий цвет ленты

2. Самая большая пустыня в мире которая находится в Африке?

Сахара — оранжевый цвет ленты

Колахари — зелёный цвет ленты

Намиб — жёлтый цвет ленты

3. Как называются леса в Африке?

Берёзовые рощи — красный цвет ленты

Тропические джунгли — зелёный цвет ленты

Хвойные леса — синий цвет ленты

4. Как называется произведение Корнея Чуковского в котором заболевшие звери писали в письме доброму доктору, что они живут на Зазинбаре в Калахари и Сахаре?

 Мойдодыр — красный цвет ленты

Айболит — зелёный цвет ленты

Федорино горе — синий цвет ленты.

4. Основная часть

(Ленты убираются, дети садятся вокруг африканского ковра.)

В Африке как и в любой другой стране мира, очень любят сказки. А вы любите сказки? В каждой сказке как вы знаете есть доля правды, просто когда проходит много времени многие правдивые истории кажутся сказкой.

Сказка про баобаб мира.

В далёкой и прекрасной Африке давным давно жило  племя масаи. (1 слайд) Жили они между собой дружно, никогда не ссорились, друг друга любили, помогали если кому-то из племени  нужна была помощь, все споры решили мирным путём. Племя масаи не знали бедности, голода, засухи или болезней так как даже сама природа видя их отношение друг другу помогала им. Было у племени масаи волшебное дерево — баобаб мира. (2 и з слайд)  Баобаб мира был широким, могучим деревом, каждую весну он радовал племя масаи удивительно вкусными и питательными плодами. Они придавали особую силу мужчинам масаи (4 5 6 слайд) Баобаб мира  был секретом масаи, если возникали соры, обиды, непонимание, то вождь племени мудрый Дакарей отводил ссорящихся к волшебному баобабу мира, помогал забраться внутрь дерева где было просторное и тёплое дупло (7 и 8 слайд) и оставлял их сидеть там и мириться, договариваться друг с другом, просить прощение если обидели друг друга. Через какое-то время вождь приходил и если вокруг волшебного баобаба была радуга это означало, что ссорящиеся уже не держат друг на друга зла. Так внутри чудесного дерева мира решались любые конфликты. Поэтому масаи были одним из самых сильных и здоровых племён. Ведь как извесно если в сердце человека есть злость, обида или горькая зависть эти чувства отравляют всё тело и человек начинает болеть.

Соседями племени масаи было племя мурси. ( 10 и 11 слайд) Это племя было очень злым, они постоянно ссорились между собой, не умели делиться, договариваться, прощать друг друга. Мурси были страшно завистливы и сильно не  любили племя масаи которые всегда были в хорошем настроении, были красивыми, здоровыми и ни в чём не знали нужды. М вот однажды вождь племени мурси Абрафо подслушал в чём секрет масаи и решил уничтожить волшебный баобаб мира. Он подкрался к дереву ночью когда все спали и начал ругать баобаб, ругал его сильно, до самого утра произнося над ним обидные, злые слова. На утро когда масаи проснулись они увидели, что баобаб мира, сморщился, его густая листва опала и дерево начало засыхать. (11 слайд)  И тут же люди племени масаи начали упрекать друг друга, что недосмотрели за волшебным баобабом, началась ссора. И только мудрый вождь масаи Дакарей сразу догадался в чём дело. Он сказал, что помочь баобабу мира могут только сами масаи если они помирятся и все вместе пройдут три испытания. Готовы    

ли вы ребята помочь племени масаи пройти все испытания и спасти волшебный баобаб?

Упражнение головомяч

Для начала сказал мудрый вождь масаи Декарей вам нужно принести как можно больше целебной воды из озера к баобабу мира. Но помните сказал вождь, донести эту воду не так то просто, вы не должны прикасаться к сосуду с водой руками, вы должны донести её в парах удерживая сосуд только с помощью ваших голов и плеч.

танец разных частей тела

Когда люди племени масаи принесли сосуды с целебной водой к дереву мудрый вождь Декарей сказал, что этого недостаточно для того чтобы восстановить дерево нужно попросить силы природы о помощи послать дождь и питание из недр земли  для волшебного баобаба.

Танец который нам предстоит исполнить необычный. Все части тела у нас будут танцевать по очереди. Пробовали  ребята когда-нибудь так танцевать?

Сначала танцуют ноги (включается светомузыка)

потом танцуют руки

затем голова и шея

и в конце танцует всё тело, двигаемся так как хочется (включается генератор мыльных пузырей)

африканская тарелочка

Теперь, сказал мудрый Декарей для того чтобы дерево окончательно восстановилась и вновь начало давать свои вкусные и питательные плоды, люди племени должны проявить заботу друг о друге и изготовить самую красивую, прочную и необычную тарелочку для своих  близких и родных.

свеча мира

Чтобы мир и любовь больше никогда не покидали племя масаи вождь Декарей предложил всем людям племени подарить друг другу необычную свечу — свечу мира которая бы всегда напоминала людям о том любви, доброте и радости, что живёт только в дружных серд. Комплименты.цах.

Дети передают друг другу свечу говоря какие-то добрые пожелания

окончание сказки

Пройдя все испытания мудрого вождя люди  племени масаи поняли, что главная сила их была не в волшебном баобабе мира или его плодах, а в их сердцах, в их умении не поддаваться плохим эмоциям гневу, раздражении, их сила была в их дружбе, умении прощать и заботиться друг о друге. С тех пор уже никто не мог украсть мир и процветания у этого великого племени.  Давайте ещё раз полюбуемся этим замечательным плменем и удивительной Африкой.

Просмотр презентации

Рефлексия

Понравилась ли вам ребята сказка? Чему она нас может научить? Почему волшебный баобаб стал погибать от ругательств вождя племени мурси? В чём была  настоящая сила племени масаи? Как урок этой сказки мы можем использовать в нашей жизни?

Прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг общения для детей старшего дошкольного возраста

Занятия по развитию коммуникативных навыков...

Планирование занимательной продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

СрокТемаСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРазвивающая средаРабота с родителямиСентябрь «До свидание, лето»...

Спортивно-патриотическая игра "За правое дело сражайся смело" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к Российской армии, любви к Родине.Образовательные задачи:- расширить и систематизировать знания детей о Российской армииРазвивающие задачи...

Развлечение «Сильные, ловкие, смелые!» (для детей старшего дошкольного возраста).

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста....

Спортивная развлекательно-игровая программа на свежем воздухе «Космос покориться смелым» для детей старшего дошкольного возраста.

Спортивная развлекательно-игровая программа на свежем воздухе «Космос покориться смелым» для детей старшего дошкольного возраста.Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширят...

Спортивная развлекательно-игровая программа на свежем воздухе «Космос покориться смелым» для детей старшего дошкольного возраста.

Спортивная развлекательно-игровая программа на свежем воздухе «Космос покориться смелым» для детей старшего дошкольного возраста.Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширят...

Конспект спортивного досуга «Зима для сильных, ловких, смелых». Для детей старшего дошкольного возраста (старшие и подготовительные возрастные группы).

Конспект спортивного досуга для старших и подготовительных групп, приуроченный к неделе зимних игр и забав.Разработала : Лоскутова Алина Вадимовна , инструктор по физической культуре (плавние)...