Методический материал по патриотическому воспитанию.
презентация на тему

Королева Нина Борисовна

Методическая разработка экскурсии в историко- природный музей поселка Вахтан

на тему: «У войны не детское лицо…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Вахтанский Детско-юношеский центр

Конкурс «Ступени роста»

Номинация: «Лучший методический материал по патриотическому и физическому воспитанию»

Методическая разработка экскурсии в                             историко-природный музей поселка Вахтан

на тему: «У войны не детское лицо…»

Выполнил:

Королева Нина Борисовна

МБОУДОД Вахтанский ДЮЦ

Вахтан

2014 г.

Методическая разработка

Экскурсии в историко-природный музей поселка Вахтан на тему:                                        «У войны не детское лицо…»

Место проведения: музей.

Дата проведения: 21 января 2015 год.

Возраст: 5 – 6 классы.

Форма проведения: экскурсия.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесный, объяснительно – иллюстративный, развивающий.

Экспозиции музея: книги, альбомы, фотографии, репродукция, подлинные предметы и вещи участников Великой Отечественной войны.

Техническое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Стихотворения поэтов: В. Суслова, М. Вайцмана, Ю. Воронова,                                                                              И. Малышева, Р. Рождественского.

Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «Священная война» муз. А. Александрова, слова В. Лебедева – Кумача, Метроном.

Предварительная работа: посещение выставок, бесед в библиотеке на тему: «Память», «Никто не забыт, ничто не забыто»,

Подготовка детей: разучивание стихотворений детьми для данного мероприятия.

Вид ресурса: презентация, текстовой документ.

Цель мероприятия: расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной войны и ее героях, создание атмосферы сопереживания за свой народ, за свою Родину.

Цель

для педагога:

- создание условий для развития у детей патриотических чувств и представлений о героизме.

для обучающихся:

- ознакомление с историей Великой Отечественной войны и героическими подвигами детей.

Задачи:

Воспитательные:

- содействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности.

Развивающие:

- способствовать развитию бережного отношения к истории своей страны, ее наследию, развитию чувства гордости за свой народ, за его силу духа.

- продолжать способствовать развитию любознательности, внимательности, наблюдательности, воображения.

Здоровье  сберегающие:

- закрепление правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах.

Ход мероприятия

(1 –  2 слайд)

Педагог: Дорогие ребята, нам с вами довелось родиться в мирное время, в мирной стране. Мы не знаем, что такое война. Но было тяжелое суровое время, которое выпало на долю нашего народа.

(3 слайд)

22 июня 1941 года на рассвете войска фашисткой Германии без предупреждения напали на нашу Родину.

Началась Великая отечественная война.

Ах, война, что же ты сделала подлая

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры…

Страна цвела.

Но враг из-за угла

Свершил налет,

пошел на нас войною

В тот грозный час

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

(4 слайд)

Долгие 3 года 10 месяцев 17 дней до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

Да, война не детское дело. Но война, которая длилась долгие почти 4 года, была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна от мала до велика поднялась на защиту любимой Родины.

В те горестные годы дети быстро взрослели и уже в свои 10 – 14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте в действующей армии.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не уступать и побеждать.

(5 слайд)

Вместе с взрослыми сотни подростков воевали в партизанских отрядах. Они ходили на разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады.

Жил мальчик на хуторе,

За дальним кардоном лесным,

Когда появились фашисты

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий по селам

С холщевой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – связной.

Он пережил осень и зиму

Его расстреляли весной…

(6 – 7 слайд)

Не смотря на трудности военного времени, дети очень ответственно относились к учебе. Учеба в школе во время войны начиналась с октября месяца. В сентябре школьники работали, убирали урожай, работали в подсобном хозяйстве завода. Зимой  по пояс в снегу заготавливали дрова в лесу для школы, писали письма на фронт, помогали раненым, собирали посылки на фронт.

Условия были тяжелые: не хватало оборудования, книг, тетрадей, топлива. Большинство школ работало в две, а то и в три смены. Летом школьников, кому из них исполнялось 16 лет, вместо летних каникул направляли в военные лагеря. Дети изучали оружие, рыли окопы, несли караульную службу.

Девчонка руки протянула

И головой на край стола

Сначала думали, уснула,

А оказалась

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья -

 После похорон.

(8 – 9 – 10 слайд)

После войны весь мир узнал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. С сентября 1941 года по январь 1944 года,                  900 дней и ночей, Ленинград был в блокаде. 640 ленинградцев погибло от голода и холода. Таня Савичева не совершила военный подвиг. Ее подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Блокада отняла у нее родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей.

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг

Пионерка Ленинграда,

Потрясает твой дневник

Таня, Савичева Таня,

Ты в сердцах у нас жива,

Затаив на миг дыханье

Слышит мир твои слова.

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 15.00 часов дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 15.00 дня 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 16.00 дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

А потом умерла и Таня. Она была вывезена с другими детьми в Горьковскую область (сейчас эта наша Нижегородская область.) Сильное истощение и нервное потрясение сломили девочку. Умерла она 23 мая 1944 года.

Этот дневник был документом

Страшным и веским.

Плакали люди, строки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

Вновь не должно это все повториться!

(11 слайд)

Во время войны на земле погибло 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети – граждане мира.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Ученик (1): По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом,

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом,

По рассказам и книжкам я вижу войну.

 По рассказам и книжкам я слышу войну,

Слышу грохот орудий и раненных крик,

Слышу вздох партизан замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

 Я не знаю войны. Да зачем это мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде,

Понаслышке лишь знали бы о войне.

Ученик (2): Помните! Через века, через года, -

Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем
будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну,
люди земли.
Убейте войну, прокляните войну,
люди земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
заклинаем, - помните!

(12 слайд)

Ученик (3): Как хорошо проснуться на рассвете,
                     Как хорошо, что ночью снятся сны,
                     Как хорошо, что кружится победа,
                     Как хорошо на свете без войны.

(13 слайд)

Ученик (4): Все помните, ничто не забыто,

Все помните, никто не забыт.

И днем и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит

Педагог:      Войны не хотим мы нигде,

Никогда.

Пусть мир будет в мире

Везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светит мир в глазах открытых.

О, не разрушь и не убей –

Земле, достаточно убитых!

(14 слайд)

 Педагог:      К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, не шагу, не ступив назад,

И имя есть у этого героя

Великой Армии простой солдат.

(15 слайд)

Затем педагог предлагает учащимся пройти в другие комнаты музея и рассмотреть подлинные предметы, вещи, репродукции, фотографии военных лет.

- В музее школьники не только рассмотрели репродукции, книги, альбомы, подлинные вещи, предметы военных лет, но и смогли потрогать своими руками некоторые экспонаты и даже примерить на себе, а так же определенные правила поведения в музее зажгли в сердцах учащихся искорки уважения к истории нашей страны.

- данная методическая разработка может использоваться для проведения экскурсии в музей или для беседы в рамках внекружковой работы.

- планирую в будущем продолжить работу в этом направлении и разработать ряд бесед для учащихся 2 – 4 классов.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

для педагога

  1. С. Алексиевич «У войны не женское лицо».
  2. С. Алексиевич «Последние свидетели».
  3.  Б. Васильев «Завтра была война» 1991 год.
  4. Д. Медведев «Это было под ровно» 1985 год.
  5. Школьная роман-газета «Четыре шедевра о войне» 1997 год.
  6. http://pobeda1945-2010.narod.ru/
  7. http://1941-1945.at.ua/
  8. http://www.libozersk.ru/
  9. http://uchkopilka.ru/

Для учащихся

  1. Лев Кассиль «Дорогие мои мальчишки» 1961 год.
  2. Б. Байер «До свидания мальчики» 2007 год.
  3. В. Голявкин «Рисунки на асфальте» 2007 год.
  4. Л. Воронкова «Девочка из города» 2004 год.
  5. В. Катаев «Сын полка» 2010 год.
  6. http://edufiles.ru/
  7. http://www.chuvrdub.ru/



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\фото в музее\IMG_1869.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\фото в музее\IMG_1862.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\фото в музее\IMG_1871.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\фото в музее\IMG_1868.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\DSC08531.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\DSC08532.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\DSC08533.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\фото в музее\IMG_1865.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\DSC08534.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\DSC08536.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\DSC08537.JPG

C:\Users\USer\Desktop\Королева Н\фото в музее\IMG_1875.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников

Данный материал может быть использован в практической работе с детьми старшей группы.Актуальность:Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспита...

материал по патриотическому воспитанию

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой ...

Методический материал по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка посвящена патриотическому воспитанию дошкольников. Может быть полезна и использована воспитателями и родителями детей старшего дошкольного возраста....


 

Комментарии

Королева Нина Борисовна

ЭКСКУРСИЯ ПРОШЛА ИНТЕРЕСНО,СОВЕТУЮ ПРОВЕСТИ С ДЕТЬМИ.

Разумовская Ольга Владимировна

Интересная идея! Обязательно воспользуюсь!