Психологическая готовность к школьному обучению.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Тимофеева Людмила Борисовна

В презентации Вы сможете  найти материал для проведения групповых консультаций для родителей по вопросу психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu1.pps842.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор-составитель: Педагог-психолог Тимофеева Людмила Борисовна Психологическая готовность к школьному обучению

Слайд 2

Психологическая готовность к школе Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Слайд 3

Параметры школьной готовности: Интеллектуальная готовность к школьному обучению Эмоционально-волевая и личностная готовность Мотивационная готовность к учению в школе (наличие учебной мотивации )

Слайд 4

Интеллектуальная готовность 1. Наличие широкого кругозора и запаса знаний 2. Сформированность начальных умений учебной деятельности 3. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями) 4. Логическое запоминание 5. Развитие мелкой моторики 6. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности 7. Развитие фонематического слуха

Слайд 5

Фонематический слух Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы (звуки в слове). Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук « л » в слове « лунка », то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Слайд 6

Эмоционально - волевая и личностная готовность 1. Произвольное управление своим поведением. 2. Принятие новой социальной позиции. 3. Эмоциональная устойчивость. Умение ограничивать свои эмоциональные порывы. 4. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности. 5. Отсутствие страха учебной деятельности. 6. Развитие познавательных интересов.

Слайд 7

Мотивационная готовность Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Слайд 8

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

Слайд 9

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.

Слайд 10

Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.

Слайд 11

Истоки учебной мотивации Интерес к информации (познавательная потребность). Интерес к способу действия. Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации. Потребность в самопознании и (или) самовоспитании. Актуализация творческой позиции. Осознание значимости происходящего для себя и других. Потребность в социальном признании. Избегание наказания (физического или морального). Получение материальных выгод и преимуществ.

Слайд 12

РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Поддерживать и формировать интерес к информации 2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия 3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения 4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации 5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании

Слайд 13

6 . Актуализировать творческую позицию детей 7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других 8. Создавать ситуацию успеха и социального признания 9. Использование мотивов: избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ .

Слайд 14

Об успехах В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.

Слайд 15

Достижение успеха и недопущение неудачи Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности.

Слайд 16

Что делать? - Избегать разговоров на тему, что в семье все были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам. Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжем, дворником и т.п. Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставила.

Слайд 17

Рекомендации В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано. Не требуйте долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр. Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок.

Слайд 18

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к шко...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....