" Использование Монтессори-педагогики в качестве средства подготовки детей к школе"
статья по теме

Сущность педагогики Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_montessori-pedagogiki.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИКИ МОНТЕССОРИ.

Монтессори-педагогика – целостная образовательная система, эффективность которой подтверждено многолетним опытом успешной практической работы с детьми. Создателей этой системы слала выдающийся итальянский педагог-гуманист, врач и общественный деятель Мария Монтессори (1870-1952).

Особый интерес представляют как центральный метод, так и уникальная методика работы с материалами, которые детально разрабатывались самой Монтессори и её последователями в течение десятилетий.

В чём заключается суть метода Монтессори? Коротко говоря, это свободная работа детей в подготовленной среде при ограничении прямого воздействия педагога. Под работой понимается целесообразная деятельность с автодидактическими, т.е. самообучающими материалами, а свободной она является потому, что ребёнку предоставляется право выбора материала, а также ряд других свобод.

Подготовленная среда - это предметно-пространственная среда, созданная педагогом, с расположенными в ней в открытом доступе разнообразными, привлекательными и интересными для детей материалами.

Подготовительная среда – условие развития, обучения детей – позволяет каждому ребёнку развиваться в своём индивидуально темпе. Задача педагогика – прежде всего, предоставить в распоряжение ребёнка средства саморазвития и показать, как сними обращаться. Такой показ называется презентацией материала. Ребёнок работает с материалом сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим упражнения.

Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и хорошо проработанную технологию. Помощь саморазвитию ребёнка в возрасте от трёх до шести лет осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму, чтению, математике, а так же раздел, посвящённый так называемому космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой.

Работа с детьми проводится преимущественно индивидуально или с небольшими группами, в то время как остальные занимаются самостоятельно с теми материалами, которые им известны.

ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ МОНТЕССОРИ.

Философские взгляды Монтессори базируются на «космической теории», представленной ею в ряде поздних работ. Согласно второй теории все в мире: растения, животные, человек – существуют и действуют в соответствии с космическим планом развития Вселенной.

Смысл жизни – не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, но оказать влияние на окружающую среду и достичь в ней определённой цели. Человек выполняет в природе преобразующую функцию, оставляя на земле след своего существования. Человек многое сделал для украшения и улучшения земли. Но созданная им «сверхприрода» может легко выйти из-под контроля и привести к мощным экологическим катастрофам. Человечество должно осмыслить свою космическую задачу, осознать своё единство перед лицом опасности социальным потрясений, воин и выработать «Вселенское сознание», создать единое гармоничное общество. Как это сделать? Посредством воспитания, считает Монтессори. Главная задача науки – изучать жизнь человека.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ.

Монтессори отмечает, что ребёнок обладает «воспитывающим мышлением» - другой формой разума, отличной от разума взрослого. Он впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. Мышление ребёнка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Как губка впитывает в воду – чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, точно так же детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные». Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребёнка.

Взрослый должен создать для ребёнка такую среду, в которой он мог бы найти всё необходимое и полезное для него – своего развития, получить богатое и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приёмные способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения и способы рациональной деятельности с предметами.

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ.

«Что же такое сенситивные периоды?» Это периоды особой чувствительности, которая встречается в детском возрасте. Сенситивные периоды служат для того, чтобы ребёнок имел возможность развивать способности приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения, и проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован их внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определённых психических свойств и процессов.

Сенситивные периоды являются универсальными, т.е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий. Они индивидуальны, так же как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

На тему «Прятки с водой.

Освобождение бусинок из плена

(II младшая группа)

Программные задачи:

1.Формировать умения посыпать крупу тремя пальчиками, а рисовать – одним пальчиком;

2.Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; подвести к пониманию того, что вода ожжет изменять цвет;

3.Развивать речь детей, активизировать их словарь: бесцветная, разноцветная, прозрачная; лёд холодный;

4.Формировать умение понимать инструкцию воспитателя и действовать в соответствии с ней; развивать внимание; воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и со сверстниками в решении игровых и познавательных задач, умеет поддерживать беседу, имеет представление о свойствах воды.

Материал: стаканчики с водой, краски, манная крупа.

Словарная работа: бесцветная, жидкая, прозрачная, разноцветная.

НОД

Воспитатель предлагает поиграть с детьми в волшебные прятки. Дети закрывают глаза. Лисичка прячет игрушки в прозрачную воду.

- 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать и игрушку искать.

Дети быстро находят игрушку.

Лисица: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?

Дети: Вода прозрачная, игрушка в ней хорошо вида.

Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде, чтобы она была не видна?

- Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться? (вода должна быть тёмной, покрасить воду).

Дети садятся за столы. Лисичка отворачивается. Дети окрашивают воду, прячут игрушки.

Вывод: чем темнее, вода, тем менее видна игрушка.

Лиса подходит к каждому ребёнку и ищет игрушку, выясняет у детей, почему их не видно.

Выводы:

- мы добавили в воду краску, она стала не прозрачной и игрушек не видно;

- тёмная водичка спрятала игрушки;

- в тёмной водичке игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.

- Хорошо, молодцы!

- А теперь послушайте стишок:

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода –

Неподвижна и тверда.

- Что же случилось с водой?

Дети: Она превратилась в лёд; это было зимой, и она замёрзла; вода превратилась в лёд от мороза.

- Вот и я несла в садик бусы, уронила в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен.

Дети подходят к столу.

- Как же нам быть? Как освободить бусинки из плена?

- Можно погреть в руках, они теплые, лёд растает.

- Можно отогреть в варежках.

- Можно положить на батарею.

- Можно оставить просто в группе, у нас тепло.

- Положить в тёплую воду.

Выводы:

- быстрее всего бусинки освободила тёплая вода;

- я своим теплом согрела, и бусинки оттаяли, только руки замёрзли;

- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.

- Все наши бусинки освободились и мы их подарим лисичке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе  для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Формирование элементарных математ...

Театрализованная деятельность,как средство подготовки детей к школе.

В статье рассматриваются аспекты влияния театрализованной деятельности на психологическую готовность детей к образованию....

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

"Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

1.Показать родителям актуальность работы по данному направлению.2.Научить родителей использовать рекомендованные игры и упражнения в домашних условиях....

Консультация для родителей «ФЭМП как одно из средств подготовки детей к школе»

Консультация для родителей«ФЭМП как одно из средств подготовки детей к школе»...

План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...