"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)
консультация на тему

Сусла Нина Александровна

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдви­гают новые требования к организации образования детей до­школьного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств. Дошкольное образование уже не то, каким оно было даже 5 лет назад: совершенно поменялись ценности, возросли требования к организации содержания, питания детей в детском саду, к обновлению педагогических технологий и развитию ин­формационных и материально-технических ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_15.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ

 д/с «Черемушки» г. Балашова

Сусла Нина Александровна

Консультация для педагогов

ЧТО ТАКОЕ ФГТ

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств. Дошкольное образование уже не то, каким оно было даже 5 лет назад: совершенно поменялись ценности, возросли требования к организации содержания, питания детей в детском саду, к обновлению педагогических технологий и развитию информационных и материально-технических ресурсов.

Существует общемировая тенденция к стандартизации образования как деятельности по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья участников образовательного процесса, повышения качества образования, экономии всех видов ресурсов, единства измерения результатов образовательного процесса.

В ноябре 2009 года вышел приказ Минобразования науки России № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Федеральные государственные требования в целом отражают современные подходы к разработке общеобразовательной программы дошкольного образования (Программы), причем не только к ее структуре, но и к содержанию. Они задают единую основу для разработки вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое). В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. Содержание образованияобогащается новыми процессуальными умениями, формированием устойчивых профессиональных компетен гностей, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ для воспитанника ДОУ.

Что такое «федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования»?

Федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования - это нормы, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки детей, уровень подготовки выпускников дошкольных образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Каково назначение государственных требований дошкольного образования?

Федеральные государственные требования дошкольного образования обеспечивают:

• равные возможности для всех детей в получении качественного образовании;

  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственности образовательных программ на ступенях дошкольного и начального образования;
  • социальной защищенности детей;
  • социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информации" о государственных нормах и требованиях к содержанию дошкольного образования и уровню подготовки выпускников дошкольных образовательных учреждений;
  • основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области дошкольного образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере дошкольного образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к дошкольным образовательным учреждениям, реализующим государственные требования в сфере дошкольного образования.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ внес в статью 9 закона РФ «Об образовании» новый пункт 6.2.:

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. П. 4 ст. 7 ФЗ «Об образовании».

Какие концептуальные подходы явились основой для разработки ФГТ?

Современные концептуальные подходы к разработке ФГТ:

•        Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

  • Деятельностный (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и Др.)-
  • Личностный (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.).

Каковы условия внедрения ФГТ в ДОУ?

Условия эффективности внедрения ФГТ в ДОУ: обеспечение психологического комфорта субъектов, индивидуальный подход, непрерывность процесса, практико-ориентированная направленность, построение развивающей образовательной среды в ДОУ.

Что является основой содержания дошкольного образования?

Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: познавательно-речевое; физическое; социально-личностное; художественно-эстетическое.

Что является содержанием дошкольного образования?

Содержание дошкольного образования - совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации.

Что является целевым ориентиром современной системы дошкольного образования?

Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5-7 лет) выступает как целевой ориентир современной системы дошкольного образования.

В ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (тридцать пять), желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника (6,5-7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования.  В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании).

Какими принципами руководствовались разработчики ФГТ к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Принципы ФГТ:

  1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ.
  2. Принцип интеграции образовательных областей.
  3. Принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому).
  4. Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

Какие образовательные области выделены в ФГТ? Какие из них новые?

В ФГТ выделены следующие образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество». Образовательная область «Безопасность» впервые выделена как самостоятельная, до этого 15-20 лет реализовывалась в ДОУ, но через .парциальные программы как дополнение к базисным.

Как образовательные области связаны между собой в ФГТ?

Основной принцип взаимосвязи образовательных областей -принцип интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу предметному принципу.

Каковы организационные формы (модели) дошкольного образования на основе ФГТ?

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

•        1-я модель - только инвариантная, обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также группы кратковременного пребывания);

  • 2-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования), дошкольное образовательное учреждение детский сад - центр развития ребенка;
  • 3-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных

учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

  • 4-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
  • 5-я модель - только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
  • 6-я модель - обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков и их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким и.травлениям развития детей, таким как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для  обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную и образовательную программу дошкольного образования).

Как осуществляется оценка результативности освоения основной общеобразовательной программы и качества деятельности на основе ФГТ?

Результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования производится в следующей системе:

1)        текущие (промежуточные) результаты освоения прог раммы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью;

2)        итоговый результат освоения программы - физическая
и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования.

Формы оценки - мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др.

Каковы подходы к диагностике результатов освоения основной   общеобразовательной   программы   дошкольного

образования?

Психолого-педагогическая диагностика освоения дошкольной образовательной программы должна состоять из педагогической диагностики, психолого-педагогической и психологической диагностик, включающих диагностические методики для детей, опросники (об особенностях развития ребенка) для педагогов-воспитателей, схемы наблюдения за ребенком для педагогов-воспитателей. Психологическую часть диагностики должны проводить психологи (например, диагностику на психологическую готовность к школе); психолого-педагогическая диагностика развития детей должна быть доступна воспитателям.

Специфика предлагаемого подхода оценивания результатов освоения дошкольной образовательной программы через новые качества, возникающие у ребенка, заключается в том, что используемая    психолого-педагогическая    диагностика    должна строиться по принципу диагностики развития, то есть должны проводиться обследования детей «на входе» (до образовательной работы) и «на выходе» (после образовательной работы). При этом диагностика должна быть критериально-ориентированной (ориентированной на некоторые качественные характеристики), а не нормативной (ориентированной на статистическую норму). Использование в  качестве  критерия развития  социально-психологического норматива выдвигает на первый план качест-пенный способ обработки результатов диагностического обследования.

Предложенные как результат освоения дошкольной образовательной программы качества ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста, диагностируются перед тем, как ребенок уходит из детского сада в школу (то есть один раз, весной, перед

поступлением в школу). Но на протяжении всего дошкольного возраста проводится мониторинг развития ребенка, которое в итоге должно привести к появлению указанных в программе качеств. Промежуточная диагностика проводится дважды в каждом возрастном подпериоде (в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте) - в начале и конце подпериода. При этом должны определяться следующие параметры развития ребенка:

  • доминирующая направленность интересов;
  • активность;
  • инициативность;
  • общительность;

•        доминирующий тип общения со взрослым (ситуативно-деловое общение, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное);

  • уровень владения ведущей деятельностью;
  • уровень владения различными видами детской деятельности;
  • существование детской самодеятельности;
  • определенные интеллектуальные и поведенческие навыки, адекватные возрасту;
  • кругозор, адекватный возрасту;
  • сенсомоторика;

•        формирующиеся универсальные генетические предпосылки учебной деятельности.

Эти параметры выступают в качестве ориентиров на пути продвижения ребенка к намеченной образовательной программой цели его развития, обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные и интеллектуальные). Обозначение пени развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития целостной личности, а не по отдельным составляющим (отдельно интеллект, отдельно социально-личностное развитие, отдельно физическое развитие - в результате чего развития не получается). Предложенное разбиение качеств на физические,  личностные и интеллектуальные - весьма условное, поскольку качество задается как системное образование. Для его

возникновения требуется системное развитие ребенка: физическое- (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

Педагогическая часть диагностики состоит из диагностических методик для детей, опросников для воспитателей, схем наблюдения за ребенком для воспитателей.

Психологическая часть направлена на определение психологической готовности к школьному обучению (проводится психологом).

Необходимо уделить особое внимание созданию диагностического инструментария, позволяющего определять результаты освоения образовательной программы:

  • критерии развития в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом;
  • критериальные нормы развития в дошкольном возрасте в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом;

•        базовый комплект методик для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования (с учетом положения о преемственности обучения детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе).

Согласно ФЗ «Об образовании» (ст. 15, п. 3) «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся».

Что является целью, объектом, содержанием мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГТ?

Реализация ФГТ определяет необходимость осуществления мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств. Формирование интегративных качеств выступает объектом мониторинга. Каждое интегративное качество, определенное в ФГТ, представлено рядом мониторинговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки которых разработаны оценочные шкалы. Мониторинговые индикаторы, по сути, являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный (с возрастной точки зрения) характер. Совокупность мониторинговых индикаторов составляет содержание мониторинга. Например, планируемые  результаты   формирования   интегративного   качества        любознательный, активный» в средней группе выявляются через следующие мониторинговые индикаторы: познавательные интересы, познавательные вопросы, познавательное экспериментирование, самостоятельность, обращение за помощью ко взрослому, участие в образовательном процессе. В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. На основе оценки уровня достижения ребенком планируемых результатов динамики формирования интегративных качеств проектируется индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Какие психолого-педагогические требования должны предъявляться к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Главные компоненты образовательной среды ДОУ:

  • Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (дети - сотрудники ДОУ - родители воспитанников).
  • Предметная среда.
  • Освоение содержания дошкольного образования.

Примерные психолого-педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей

и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.        ,

  1. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).
  2. При создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
  • принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;
  • принцип трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих (по ситуации), вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
  • принцип вариативности, сообразно которому характер  современного образовательного процесса должен быть представлен как рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, а конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений - как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

4. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

5 Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и ходе реализации других областей

6.        В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

7.        Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.

  1. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
  2. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
  • Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества,   воображения,   знаковой  символической  функции мышления и др.
  • Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия -коллективные постройки, совместные игры и др.
  • Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и т. д., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки.
  • Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

10   Подбор материалов и оборудования должен осуществляться исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

Наполняемость предметно-развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметно-развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию).

  1. Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
  2. индивидуально, и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
  3. Предметно-развивающая среда должна быть направлена па реализацию образовательного модуля «Коммуникация» и включать материалы и оборудование для совместной деятельности детей.
  4. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения оно должно быть разделено На 3 части:
  • зону для спокойной деятельности;
  • зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием   пространства   (активным   движением,   возведением иных игровых построек и т. п.);

•        рабочую зону.

Какова основная модель организации образовательного Процесса детей дошкольного возраста?

Нормативно зафиксирована реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:        

  1. совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  2. свободную самостоятельную деятельность самих детей. Совместная деятельность  взрослого и детей - основная

модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

-        непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных ^моментов и направленную на осуществлении функций присмотра и (или) ухода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"

В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ...

Консультация для педагогов ДОУ "Что такое ФГТ?"

Консультация для педагогов ДОУ "Что такое ФГТ?"...

"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдви­гают новые требования к орган...

"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдви­гают новые требования к орган...

Что такое ММД? Консультация для педагогов

Минимальные мозговые дисфункции у детей являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных исследователей частота встречаемости ММД у де...

Консультация для педагогов«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Моральные нормы и нравственные ценности детей...