Что такое ММД? Консультация для педагогов
консультация
Минимальные мозговые дисфункции у детей являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных исследователей частота встречаемости ММД у детей дошкольного возраста достигает 5 - 20%. Педагогам, работающим с ребенком с ММд, необходимо понимать, что представляет собой ММД, каковы симптомы и прогнозы данного нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Минимальная мозговая дисфункция - это замедление роста мозга, нарушение диффузно-церебральной регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах. Это понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего органической природы.
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 20% . ММД не является болезнью – это некоторая незрелость ЦНС. В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД чаще находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Причины, влияющие на возникновение ММД: соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации, острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности, внутриутробные инфекции, наследственные заболевания и нарушения обмена веществ, .патологическое течение беременности, вредные воздействия окружающей среды, интоксикации, патологическое течение родов, недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.
Симптомы ММД: повышенная умственная утомляемость; отвлекаемость внимания; затруднения в запоминании нового материала; плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты; укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты; возможны головные боли. У многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости, двигательной расторможенности. Как правило, характерно слабое развитие речи, аграмматизмы. Обычно слабо развита мелкая моторика.
Как правило, нарастание симптомов ММД возникает к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.
Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение.
Для педагогов важно понимать, что ребенок с ММД не виноват в обусловленных органической ослабленностью мозга трудностях и не может произвольно управлять ими.
Прогноз для детей с ММД:
Прогноз в целом благоприятен, существуют несколько вариантов:
- со временем симптомы исчезают и дети становятся подростками, взрослыми без отклонения от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25% до 50% детей “перерастают” этот синдром.
- Симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития психопатологии. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются некоторые проблемы в повседневной жизни. Их постоянно сопровождает чувство “нетерпеливости и неугомонности”, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни.
- В некоторых случаях развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальных изменений, алкоголизма.
Самым важным для педагогов, работающим с ребенком с ММД является индивидуальный подход к его обучению. Важно не отбить у ребенка желание учиться. Необходимо понимать особенности такого ребенка, учитывать их на занятиях и в воспитании вообще. У большинства таких детей мозг «созревает». Обычно это происходит к 8-9 годам. Симптомы уходят, и ребенок перестает испытывать трудности в обучении. Если же его особенности не учитывались, к ребенку проявлялись повышенные требования, не учитывающие его проблем, то у ребенка вырабатывается отвращение к учебе, негативизм и так далее. Поэтому на педагогах ДОУ и начальной школы лежит большая ответственность в этом плане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"
В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Указаны поведенческие реакции ...
"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)
Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к орган...
"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)
Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к орган...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-275786-1670242801.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Что такое литературное слушание?" воспитатель Григорьева Е.В. МБДОУ ЦРР - детский сад №7 г.Рассказово
Консультация для педагогов ДОУ "Что такое литературное слушание?"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-657016-1440416771.jpg)
"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)
Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к орган...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/05/picture-235162-1620198494.jpg)
Консультация для педагогов«Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Моральные нормы и нравственные ценности детей...