Организация занятий по воспитанию положительной эмоциональной отзывчивости на изобразительной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Климанова Инна Владимировна

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, а так же и на занятиях в детском саду.

Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация занятий по воспитанию положительной эмоциональной отзывчивости на изобразительной деятельности

В моей группе дети старшего дошкольного возраста. Все они очень разные и свои эмоции они передают так же по-разному. Дети стали меньше радоваться и больше грустить, обижаться и т.п. На занятиях у них редко встретишь заинтересованность в начале занятия и чувство удовлетворенности в конце занятия. И мне захотелось, чтобы дети стали выражать свои эмоции от проделанной работы и заинтересовать их в начале занятия.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства – переживания – плод жизни.

Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т.е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действия ребенка.

Занятия, проводимые в игровой форме,  захватывают детей, повышают их эмоциональную отзывчивость и стремление выполнить красивую работу т. к. их объединяет общее дело.

Игра  особенно близка изобразительной деятельности, т.к. обе  по своей сущности - проявление детского творчества. И когда изобразительная деятельность связана с игрой, то она становится для  ребенка более привлекательной и вызывает эмоциональный отклик, что, безусловно, сказывается на качестве рисунков и поделок. Поэтому на занятиях  изобразительной деятельностью  необходимо как можно больше применять игровых приемов.

Дети на занятиях становятся художниками, исполняют роль народных мастеров: создают картины, расписывают игрушки, посуду, изготавливают маски для героев сказок, создают свои скульптуры. Хочется отметить, что специфической чертой изобразительной  деятельности является то, что рисунки, вылепленные фигурки сразу же  стимулируют детей к игровым действиям: ребенок  начинает передвигать фигуры по столу, сопровождая речью действия, что наполняет лепку ребенка реальной динамикой, делает вылепленные фигуры участниками воображаемого эпизода.

Дошкольники живо и заинтересованно  принимают предложения веселого петрушки нарисовать ему товарищей, помочь детенышу (щенку, козленку) отыскать его маму и т.д.  когда изображения, готовы  с удовольствием наблюдают за тем, как игрушечный петрушка «знакомится» с новыми друзьям: Этот петрушка веселый, он танцует, а этот забавный  и радуются вместе с  козленочком, что он нашел маму.

Полученные от наблюдений впечатления, на занятиях опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в необычные условия(рисунки, лепка, аппликация, конструирование по замыслу)-в самостоятельно-игровую деятельность. У детей возникает желание что-то нарисовать, сконструировать собственными руками: они украшают групповую комнату к празднику, помогают подклеивать книжки для малышей, готовят пособия  для занятия. Так же охотно занимаются изобразительной деятельностью на участке, рисуют мелками на асфальте, палочкой на песке; выкладывают  из осенних  листиков коврики; из камушков - животных, солнышко, людей, а зимний участок  цветными льдинками.

Приемы и методы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности:

1. Эмоциональный настрой

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

2. Художественное слово

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Пластика

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр

Элементы театра органично входят в занятия изобразительной деятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

6. Игра

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".

Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.

На занятиях по изобразительной деятельности используются игры:

  • художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" и др.;
  • дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее";
  • графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.

Необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («овощи для игры в магазин», «угощение для любимых игрушечных животных» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: «Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!» и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Так же на занятии, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т. д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок.

Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо еще и целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

Подготовка к занятию по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация):

  • Отбор игр в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • Подготовка необходимого материала и оформления
  • Заранее подготовиться к данному занятию
  • Подготовка сюрпризного момента занятия
  • Красочно-оформленная итоговая работа занятия, выполненная воспитателем (мною)
  • Подготавливаю детей: обогащая их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения задач.

Список литературы

  1. Под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. и др. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2014.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., 2014.
  3. В. Б. Косминская и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.
  4. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.-2004.
  5. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М., 2010.
  6. Л. С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
  7. В. С. Мухина Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
  8. Н. П. Сакулина Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.
  9. Г. Г. Григорьева Изобразительная деятельность дошкольников, учебное пособие для студентов средних педагогических учеб. заведений. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по теме "Познавательное развитие дошкольника в изобразительной деятельности"

Практическое занятие по теме "Познавательное развитие дошкольника в изобразителной деятельности" состоит из трех этапов: аппликация "Цыпленок", лепка "Мышарик - друг Цыпленка" и рисование "Домик для д...

Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

               Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективн...

«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»

Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...

Развитие импрессивной и экспрессивной эмоциональности дошкольников в изобразительной деятельности.

Развитие импрессивной и экспрессивной эмоциональности дошкольников в изобразительной деятельности. ...

Конспект организованной образовательной деятельности (занятия) в подготовительной группе (6-7) по изобразительной деятельности Тема: «Снегирь»

Мотивация ( подвижная игра, загадка).  Ребята, послушайте загадку и отгадаете?Птички на деревья сели,Посчитай-ка: раз, два, три…На зимовку прилетелиС красной грудкой (Снегири)Воспитат...