Русские народные сказки, как средство нравственного эмоционального развития детей
статья по теме

Егорова Светлана Вячеславовна

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с приобщением детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekrasen_skazok_mir_vozdushnyy.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные сказки, как средство нравственного эмоционального развития детей

Автор:

                                                        Егорова Светлана Вячеславовна

воспитатель ГБДОУ д/с № 85

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует 
душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

В. Д. Берестов

Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста

        В работе с детьми дошкольного  возраста большое место занимает художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, потешки, стихи, рассказы.

        Произведения художественного слова, прежде всего, несут ребёнку радость, увлекают его своим содержанием, силой воздействия художественных образов, красотой, выразительностью языка. И в то же самое время они имеют большое воспитательное значение. Воспитание ребёнка начинается с первой песенки, с первой сказки, которые он услышит в детстве.

        Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребёнка. Рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребёнка одной из форм познания окружающего мира, учат его мыслить,  чувствовать,   с каждым днем расширяя его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.

Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь ребёнка, помогает формированию его нравственных качеств. События, о которых идёт речь в литературном произведении, затрагивают чувства ребёнка, волнуют. его. Слушая рассказ или сказку, ребёнок живёт жизнью героев, как бы сам становится участником событий, сочувствуют положительному герою, осуждает зло.

        Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В.Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки.

Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (ясное солнышко, быстрая реченька, кудрявая рябина), чувствует красоту поэтической метафоры:

Туча по небу идёт…

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые…

К нам на длинной, мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке…

А.М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребенка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках.

Прекрасен сказок мир воздушный…

        Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Дети любят сказку. Созданная в давние времена, она живёт до сих пор, увлекая детей и содержанием и художественной формой. сказка всегда поучительна. она первая знакомит ребёнка с искусством своего народа, его культурой.

Сказка – это устное народное произведение. Она возникла в устах талантливых сказителей, в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название своё она получила от слова «сказывать». В течении долгого времени сказка, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, приобрела традиционные, устойчивые формы композиций и меткость, выразительность языка. Убедительней звучат интонации народной речи в устной передачи сказки, а не в чтении её по книге, поэтому сказку лучше ребёнку рассказывать, а не читать.

Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, простой, меткий, лаконичный. Например в сказке «Репка» рассказывается: «Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут» Слов мало, а действие рисуется убедительно, зримо.

За многовековое существование в устном звучании сказка приобрела традиционные приёмы повествования: повторность действия, наличие рифмованных, ритмичных мест, песенок. Так, в сказках часто какой-либо момент действия повторяется трижды. Такой действенный повтор нравится детям.

Воспитательная ценность русских народных сказок.

Дети любят народную сказку не только за увлекательный сюжет и поэтическую форму. Торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя сказки вызывают сочувствие ребёнка. сказка – первый и мудрый учитель ребёнка, она наглядно и увлекательно показывает ему «что такое хорошо и что такое плохо». Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в   них  запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие,  природный ум, настойчивость, упорство достижение цели.  

 Сказка разговаривает с детьми  языком искусства - светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия,  это особая реальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни,  только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими  явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих  явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота  проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те  уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для  маленьких.

Дети очень любят сказки, потому, что в них «естественное пространство  их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток  действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая  жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях  людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через  сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных  ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые  переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему  предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной  жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого - что  выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше. На примере судеб  сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного  жизненного выбора человека.    

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство  окружающего Мира, у него возникает множество вопросов к взрослым.  Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить  ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а  что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные  ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует  для себя картину Мира и от этого он будет воспринимать  различные ситуации и действовать различным образом.    

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство  психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все  заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на  долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и  мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой  поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через  все  испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!    

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко  чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным  эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление  различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать  выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по  сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от  стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в подсознании страхи, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети  становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям,   окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела,  принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же  мировоззрение своего народа.

Система работы с дошкольниками по русским народным  сказкам.

Эмоциональное погружение детей в сказку.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все  труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй,  один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать  им возможность понять друг друга. Цель педагогов: дать  ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не  сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие  сказок. Сделать так, чтобы сказка была средством эмоционального погружения  ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, мы, педагоги, даем новые знания, которым  будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми  друзьями - сказочными героями. Я ставлю перед собой следующие задачи:

- Использовать сказочную форму:

- для интеграции личности ребенка;

- для психо-речевого развития;

- для совершенствования вербального языка;

- для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;

- для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;

- для развития креативного мышления, фантазии, воображения;

- для расширения сознания и совершенствования взаимодействия

с окружающим миром;

- для развития сенсорики, мелкой моторики;

-  как базы для развития речи, интеллекта;

- для развития творческих способностей ребенка.

В своей работе с детьми я использую два варианта знакомства ребенка со  сказкой: 1. Сказка для чтения.

 2. Сказка для театрализации.

 Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При  рассказе от педагога требуется выражения  подлинных эмоций и чувств, так  как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время  чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они  могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так  как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от  прочтения.

При чтении необходимо следить не только за своим исполнением, но и за восприятием,  за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как  необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в  процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты  его взволновали. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей  усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс  вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться  своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания,  призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать  события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут  себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и  направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами  должны быть предварительно отработанны. Работая с куклами, звуки речи  должны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о  достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следить за тем, чтобы её  движения соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации.  Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми,  когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я  преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к  решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы  действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Драматизация сказок дошкольниками

Завершающим этапом работы со сказкой является её драматизация. которая является одним из видов театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста, цель которой -  раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как  актера. В любом случае драматизируя сказку, дети  проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в  их образе. Процесс переживания и воплощения образа, который, безусловно, носит  творческий характер, зависти от индивидуальности каждого ребенка: его  индивидуально-эмоционального отношения к тому или иному сказочному  персонажу, предпочтения, определенного способа творческого самовыражения  ( музыкальное, речевое, двигательное и т.д.) поэтому, нам педагогам, не стоит  сковывать творчество детей, навязывая им определенные схемы воплощения  образа. Именно поэтому должно быть место для импровизации. Очень важно  поощрять детей к импровизации в драматизациях, стимулировать их  творческую инициативу и активность.     Для того, чтобы ребенок проявил творчество,  необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными  впечатлениями, сформировать необходимые представления, навыки. Ведь чем  богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных  видах деятельности. Использование народных сказок в качестве основы  театрализованной деятельность детей дошкольного возраста позволяет сделать  их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,  интересными делами, радостью творчества.

Литература:

1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - СПб.: Паритет, 2006.

2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Изд-во АСТ, 2007.

 3.  Материалы сайта http://www.portal-slovo.ru/

4. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей

     Содержание: 1.     Подбор и изучение методической литературы.2.     Подбор дидактических игр.3.     Развитие дете...

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...