Представление педагогического опыта Сулакиной С.Е.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

В данном материале обобщенна работа по самообразованию на тему: " Приобщение детей дошкольного возраста через сказку к культуре народов Поволжья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического  опыта  Сулакиной С.Е.,

воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения городского округа Саранск

«Детский сад №94»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

 «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

                                                                                           Э.К. Суслова.

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку.

   Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, мордва, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, т.д. И маленький ребёнок должен иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства.

Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, развития и жизнедеятельности ребенка. Таким образом, можно предположить, что для малыша приобщение к культуре народов Поволжья - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Формированию патриотических чувств у дошкольников будет способствовать включение в содержание образовательной работы материала о культуре и быте народов Поволжья; приобщение детей и родителей к культуре и традициям разных народов Поволжья.

Для реализации данной идеи: 

  • сформулировано понятие "историческая культура дошкольников" - качественное новообразование личности, которое предполагает единство эмоционально-чувственного отношения и осознанной практической деятельности, базирующихся на его представлениях о культуре изучаемых народов;
  • обоснована возможность целостного восприятия и познания ребенком - дошкольником истории и культуры народов Поволжья на основе личностно - ориентированного подхода;
  • формирование культурологических представлений у детей дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта.

Знакомство детей с разными видами искусств, с историческим прошлым, с национальными традициями народов мира воспитывает уважение к культуре разных народов.

В отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к культуре разных стран занимались Н.Б Кутьина, разработала методы и этапы ознакомления детей с различными видами искусств. Т.Н. Панкратова, Т.В. Чувалова разработали содержание и методику проведения музейных занятий. И.Ф. Мулько разработала основные содержательные линии нравственного, патриотического и умственного воспитания детей, способствующие развитию представлений детей об основах социального и правового сознания, месте человека в истории, культуре, роли в техническом прогрессе. Т.Н. Карачунская, исследовала процесс интеграции музейной педагогики, изобразительной деятельности и других видов детской деятельности.  Л.В. Кокуева создала систему работы по приобщению детей к истокам народной культуры.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками.

Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира

Для реализации данной инновационной работы имеется определенная теоретическая база:

Литература для воспитателей:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2004

2. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 2002.

3. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе, 2011

4. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М,2010.

5. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. ТЦ «Сфера», 2011

6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2010

7. Князева О.А., Маханева М.Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -СПб: Детство - Пресс,2000.

8. Лупоядова Л.Ю. В гостях у истории. «Русич», 2000г.

9. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 2003

10. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой. М., 1995.

11. Региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем».

12. Система патриотического воспитания в ДОУ. /Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007

13. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ «Сфера»,2005

14. Фольклор и мы. Ульяновск, ООО "Корч", 2001г.

15. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008

Литература для чтения с детьми:

1. Афоньшин С.В. Сказки и сказы нижегородской земли. Москва, «Современник», 1976г.

2. Волшебный сундук. Сказки народов России. АСТ-Пресс Книга, 2002 г.

3. Киркина Е.Н. «Хрестоматия к региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Саранск, Мордовское книжное издательство 2004г.

4. "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней". - Саратов: "Надежда". - 1996.

5. Хрестоматия для детей 5-7 лет по краеведению. Самарская Лука. Часть 1. Тольятти.2007г. Д/В № 11, 2003г., стр.14-27.

6. Волга родная: Сказки народов Башкирии, Татарстана и Чувашии. / Составитель Юхма М.Н./. -Лениздат, 1986.

7. Сказки народов России: Для дошкольников. /Составитель Ватагин М.Н./ - Минск, «Юнацтва», 1988.

 Технология опыта.

Цель: 

расширить представления старших дошкольников о народах населяющих Поволжский регион, их обычаях, традициях, фольклоре. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через народные сказки.

Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна программы.

Новизна, её отличительные особенности заключаются в том, что:

1)  Специфика программы состоит в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорно - этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение народов Поволжья;

2) в программе соединены воедино народное творчество, народные промыслы, национальные подвижные игры;

3) программа предполагает проведение не только большого количества практической деятельности, которые позволят воспитанникам лучше познакомиться с традициями, обычаями и культурой Поволжского региона, но и этнографическую, исследовательскую деятельность;

4) результатом комплексного подхода программы будет являться заключительное мероприятие «Фестиваль народов Поволжья».

Задачи: 

  • Познакомить старших дошкольников с особенностями культур разных народов, живущих в Поволжье, познакомить с их обычаями, традициями, фольклором; развитие национального самосознания;
  • формированию нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной культуре народов Поволжья;
  • воспитывать у детей чувство толерантности, чувство уважения к культуре и традициям своего и других народов.

Принципы реализации:

1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

4. Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Концептуальность.

Состоит в том, что дети успешно накапливают знания о культуре, быте народов Поволжья в процессе комплексного воздействия разных видов детской деятельности. У ребенка появляется желание познавать историю окружающего мира. Для выбора наиболее эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста необходимо выявить уровень их познавательного развития. С этой целью в начале и конце оздоровительного периода проводится диагностика. Анализ полученных результатов позволяет выявить несколько подгрупп детей с разным уровнем развития представлений о человеке в истории и культуре.

Так же необходимо создать соответствующую развивающую среду, соответствующую требованиям комплексного воздействия на основе плана работы. Подобрать материал и подготовить рекомендации для родителей по культурно - историческому развитию детей дошкольного возраста. Определить пути взаимодействия со специалистами детского сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре), определить пути взаимодействия с учреждениями дополнительного образования (музеем изобразительных искусств, детской библиотекой, художественной школы)

В основу инновационной работы положена идея приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Поволжья посредством сказок.

Система работы по внедрению данной технологии направлена на погружение ребенка в атмосферу изучаемой эпохи, для формирования потребности в духовном развитии, так, как полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт воспитания культурой благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, создает нравственные основы его отношения к окружающему миру. Все это происходит через комплексное воздействие на ребенка разных видов детской деятельности.

Оптимальность и эффективность средств

У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего значения и в наши дни, - любовь к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Эти ценности легли в основу работы. Работа построена в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогает заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.

Формы и средства работы:

1) литературно-краеведческие викторины, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Поволжью с использованием литературной карты;

2) прослушивание и изучение легенд и сказаний,

3) развитие устной речи, формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.

Виды деятельности дошкольников:

1. совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);

2. театрализованные представления на основе сюжета сказок, усвоенного детьми;

3. дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира;

4. подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;

5. настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения.

Ожидаемый результат.

1. Ребенок должен знать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, иметь представление о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа.

2. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

3.Уметь играть в народные подвижные игры. Использовать считалки.

4. Знать истории народного костюма, головных уборов народов Поволжья.

5. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

Технология

1 модуль. «Диагностика»

Диагностика для выявления у детей знаний о национальной культуре старшего возраста

Ф.И. ребенка

Уровни

Примечание

I

II

III

Диагностика позволила определить наиболее важные  направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.

Результатами проведенной работы являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2.Умеют играть в народные подвижные игры. Используя считалки.

3.Знание сказок и сказочных героев Поволжья, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

4.Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание народных костюмов Поволжья, головных уборов.

6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

2 модуль. «Педагогические условия для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных сказок».

Педагогические условия это:

  • обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка;
  • обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида;
  • среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Анализ основных психолого-педагогических исследований показывает, что не всякий педагогический процесс в одной и той же мере способствует поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Следовательно, встаёт вопрос об определении комплекса педагогических условий, наиболее эффективно обеспечивающих процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю.

3 модуль. «Игра»

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

4 модуль. «Праздники и развлечения»

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. В течении года проводятся народные праздники: «День Республики», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Фестиваль народов Поволжья».

5 модуль. «Речевое творчество»

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.

6 модуль «Музейная педагогика»

Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция  «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.

Наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта.

В рамках данного модуля были организованы:

1) выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества;

2) выставка «Пасхальных яиц», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему;

3) выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста, папье-маше;

4) выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;

5) выставка кукол «Куклы наших бабушек», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).

6) посещение музея, выставочных залов.  

7 модуль «Семья»

Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.

В группе  велась работа в рамках семейных проектов "Саранск – любимый город", "Мы с Поволжья..."

Цель данных проектов сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях.

8 модуль. «Планирование»

Был составлен план мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных сказок.

Анализ результативности.

Успешная реализация данной программы предусматривает и условия создания соответствующей развивающей среды, включающие наличие необходимо материально-технического обеспечения: мультимедийного оборудования для просмотра презентаций, необходимых пособий, игр и игровых материалов, условий для художественно – эстетического развития, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявиться задатки и способности ребенка, а также условия, способствующие развитию мыслительной и речевой деятельности.

Данный подход к проблеме дает положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования познавательного развития ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей, состояние здоровья и выявить уровень их познавательного и речевого развития. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностику. Анализ полученных результатов позволил выявить несколько подгрупп детей с разным уровнем усвоения программных задач. Имея предварительные данные об уровнях развития детей, осуществляется дифференцированный подход, проводятся занятия по подгруппами: дети с низким и средним уровнем познавательного развития, дети с высоким уровнем развития. Диагностирование детей позволяет сделать вывод об уровне усвоения и наметить пути развития ребенка и группы в целом.

В процессе обучения и воспитания детей отслеживались результаты роста уровня сформированности умений и навыков. Дети познакомились с природой и климатом изучаемого региона, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте народов Поволжья. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Рекомендации по использованию.

Обобщение педагогического опыта реализовано в авторской программе по патриотическому воспитанию детей «Приобщение детей дошкольного возраста через сказку к культуре народов Поволжья». Обобщение и распространение результатов программы происходило посредством выступления на педсовете, были разработаны методические рекомендации, программа размещена в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."

Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения....