Отчёт по самообразованию
статья (старшая группа) на тему

Тема: Краеведческая деятельность дошкольников посредством рабочей тетради «Югорчата».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2014 – 2015 учебный год

Тема:

Краеведческая деятельность дошкольников посредством рабочей тетради «Югорчата».

В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективных форм патриотического воспитания дошкольников. Поэтому для развития будущей личности стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для ребёнка – жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родных, дети начинают понимать связь времен, свою причастность к историческим событиям, преемственность поколений. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком сопричастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, понимание своей значимости, неповторимости.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда он делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Так же огромное значение имеет ознакомление детей с историей, культурой, бытом родного города и округа. А краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Краеведческая деятельность дошкольников является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. Правильно организованный педагогический процесс интегрирует основные стороны воспитания (нравственное, трудовое, эстетическое, физическое), а также значительно расширяет кругозор детей – происходит их интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы краеведческой деятельности включены в непосредственно-образовательную деятельность (НОД) и образовательную деятельность (ОД) в режиме дня. Закрепить и продолжить эту деятельность можно в рамках дополнительной образовательной услуги, на базе которой происходит непосредственное «столкновение» обучающихся с окружающей их социальной средой и действительностью.

Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста познавательной направленности «Югорчата» поможет формированию у детей целостного представления о своём городе, ХМАО-Югре, России, а также сохранению и развитию социальных и культурных достижений и традиций.

Дополнительно к Программе «Югорчата» разработана «Рабочая тетрадь по краеведению». Главная цель этого жанра учебных пособий – преподнести детям необходимые сведения, закрепить их через увлекательные и интересные задания для самостоятельной работы. Рабочая тетрадь «Югорчата» – инновационное пособие при ознакомлении дошкольников с малой Родиной. Она содержит особую мотивацию обучения. Всем своим содержанием, заданиями и вопросами тетрадь направлена на «соавторство» ребенка и взрослого. Рабочая тетрадь создает благоприятные условия для умственного развития дошкольников: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель.

Широко используемые в рабочей тетради занимательные и творческие задания, игры, стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Решая проблемные задания познавательно-практической направленности, дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности. Отобранный материал позволяет формировать мышление дошкольников на основе актуализации личного социального опыта ребенка. Преодолевая трудности вместе со взрослыми, дети приобретают возможность самостоятельно искать ответ на сложный вопрос, видеть в обыденном, привычном что-то новое, удивительное, понять многое из того, что было загадочным и непонятным.

Особенностью рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Задания побуждают ребенка вступить в диалог с автором и художником доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором тетради по ее «оформлению». Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.

Первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Задания включают игровой момент и построены в увлекательной для дошкольника форме. Графические задания (дорисуй, раскрась, приклей) развивают не только мелкую моторику рук, но и пространственное видение, цветовое восприятие, мышление. Переживаемые положительные эмоции, в случае удачного решения задачи – удивление, радость успеха, гордость, создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Рабочая тетрадь по краеведению «Югорчата» составлена с учётом возрастных и психологических особенностей восприятия ребёнком краеведческого материала. Работа с тетрадью предполагает общение дошкольника с воспитателем, родителями, сверстниками. Тем самым решаются проблемы детского общения, формирования и развития правильной речи, приобретается первичный социальный опыт. Работа в тетради значительно обогащает опыт ребенка и позволяет еще раз осмыслить информацию, полученную в различных видах деятельности. Ребенок учится самостоятельно делать умозаключения и закрепляет их через практическую деятельность в тетради.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать в детях любовь к родному городу, округу, России в целом. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества маленького гражданина. Малая Родина ребенка – это природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это памятные места города Нижневартовска и ХМАО-Югры, их исторические и культурные центры и, конечно, это люди.

Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста познавательной направленности «Югорчата» помогла формированию у детей целостного представления о своём городе, ХМАО-Югре, России, а также сохранению и развитию социальных и культурных достижений и традиций. Краеведческий материал в рабочей тетради использовался как основа для патриотического воспитания дошкольников.

Результаты работы

Познакомились:

• с особенностями природы ХМАО-Югра (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения);

• с символикой города и округа;

• с национальным составом округа, обычаями, играми, видами жилищ, предметами быта, элементами народного творчества;

• с наиболее важными историческими событиями Нижневартовска и ХМАО-Югра;

• с творчеством писателей, поэтов, художников-иллюстраторов ХМАО-Югра;

умеют:

• вести самостоятельные наблюдения в природе;

• узнавать изученные растения и животных;

• использовать предметы и элементы народного творчества в продуктивной деятельности;

• применять игры ханты и манси для организации собственного досуга;

• творчески мыслить и рассуждать.

Повысился уровень:

  • развития мелкой моторики рук;
  • навыков и практических умений;
  • коммуникативных способностей детей;
  • социализации воспитанников (дети являлись активными участниками творческих конкурсов муниципального, регионального и федерального  уровня)
  • активности родителей (родители привлекались  к творческо-образовательному процессу).
  • возрастных характеристик возможностей обучающихся (целевых ориентиров): «Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях», «Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу».

Накопленным педагогическим опытом щедро делюсь с коллегами:

  • На секционном заседании ресурсного методического центра воспитателей по направлению: «Выявление и поддержка одарённых детей»  обобщила тему: «Методическое обеспечение по иллюстрированию литературных произведений Югры».
  • Методическая работа «Методическое обеспечение по иллюстрированию литературных произведений Югры» опубликована в Всероссийском журнале для работников образования «Метод-сборнике», на сайте ЦРО г. Нижневартовска. На Всероссийском (с международным участием) конкурсе на приз научно-методического журнала «Наука и образование: новое время» «Лучшая научная и методическая статья – 2014 года» заняла Диплом 1 степени
  • Опубликовала в социальной сети работников образования nsportal.ru  учебно – методический материал из опыта работы по краеведению «Югорчата»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Мой отчёт по самообразованию

Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...