Практикум для педагогов "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Черная Валентина Владимировна

практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_pozn_aktivn.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 79

Практикум для педагогов

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста"

                                                                  Составила:

                                                                  педагог-психолог МДОУ д/с №79

                                                                  Черная Валентина Владимировна

        

г. Комсомольск-на-Амуре

2015

План практикума:

  1. Упражнение «Пожелания на сегодняшнее занятие».
  2. Прослушивание рассказа «Невротический ребёнок».
  3. Обсуждение рассказа, ответы на вопросы.
  4. Упражнение «Узнай новое о предмете, лежащем на столе».
  5. Упражнение «Мотивация».
  6. Упражнение «Методы развития познавательной активности».
  7. Обмен впечатлениями в свободной форме.

Предварительная работа: была проведена консультация для педагогов «Познавательная активность».

Психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшнее занятие. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшнее занятие.

Педагоги высказывают пожелания (успеха, активности и пр.)

Психолог: Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

«Невротический ребёнок».

Цель: формирование у педагогов представлений о негативном влиянии ограничений на развитие познавательной активности.

Маленькая Маша с матерью пришла на берег моря.

-  Мама, можно я поиграю в песке?

-  Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.

- Мама, можно я побегаю по воде?

- Нет. Ты намокнешь и простудишься.

- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?

- Нет. Ты затеряешься в толпе.

Маленькая Маша начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:

- Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка?

Психолог:

- Был ли ребенок действительно невротичным?

- Что спровоцировало негативную реакцию ребенка?

- Какие ошибки допустила мама?

- При наличии таких ограничений будет ли развиваться познавательная активность ребенка?

- Как бы вы развивали познавательную активность ребенка, окажись вы в этот момент на месте мамы?

Педагоги отвечают на вопросы.

Психолог: Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, способствовать развитию его познавательной активности.

Но и сам педагог должен быть постоянно открыт новому опыту, стремиться к самосовершенствованию. Поэтому предлагаю вам выполнить упражнение «Узнай новое о предмете, лежащем на столе».

Цель: совершенствование познавательной активности педагогов.

Условия игры: на столе - бытовые предметы или детские игрушки. Участники игры формулируют вопросы об этих предметах, ведущий отвечает.

Правила игры: не задаются вопросы о видимых внешних признаках предмета.

Педагоги задают вопросы, психолог отвечает. Вопросы могут быть об истории изготовления предмета, новых способах применения, разновидностях предмета и пр.

Психолог:

- Что нового вы узнали о предмете?

- Что способствовало получению знаний о предмете? (правильно заданный вопрос)

- Что помешало некоторым участникам практикума получить новые сведения о предмете? (неумение сформулировать свою мысль, некорректный вопрос, отсутствие активности)

Психолог подводит педагогов к выводу, что прежде чем развивать познавательную активность ребенка в процессе какой-либо деятельности нужно самим научиться четко формулировать вопросы, ясно представлять цель собственной деятельности, научить детей добывать информацию.

Психолог: Познавательная активность ребенка во многом зависит от созданной мотивации. Разбейтесь на группы по 4 человека и придумайте, какую мотивацию вы используете в процессе образовательной деятельности с детьми, чтобы у ребенка появилось желание выполнять задания, узнавать новое (предлагаются конспект).

Педагоги выполняют задание, рассказывают, дополняют ответы коллег.

Психолог: Большое значение для развития познавательной активности имеет выбор методов и приемов, которые применяет педагог на занятии. Мы предлагает вам в тех же группах за 10 минут придумать, как с помощью одного метода выполнить поставленные задачи и способствовать развитию познавательной активности дошкольников (проект, моделирование, клуб знатоков, просмотр видеофильмов, эксперимент). Тема: Огород на окне.

Педагоги выполняют задание, рассказывают, дополняют ответы коллег.

Психолог:

- Что каждый из вас вынес с сегодняшнего практикума?

- Какие образом вы будете внедрять в работу полученные сегодня знания?

- Сбылись ли ваши пожелания на сегодняшний практикум?

- Над какими вопросами в русле этой теме вы еще хотели бы поработать?

Участники отвечают. Проходит обмен впечатлениями в свободной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...

( Педагогический практикум)Тема: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» ( Лаборатория открытий)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...