Статья на тему "Взаимодействие детского сада с родителями"
статья на тему

Новицкая Виктория Викторовна

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада»
Н.К. Крупская «Педагогические сочинения».

Статья посвящена формам взаимодействия детского череждения и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvi_s_roditelyami.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада»
Н.К. Крупская «Педагогические сочинения»

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Семья – закрытая ячейка, традиционная установка «не выноси сор из избы» приводит к тому, что семьи, особенно молодые, считающие себя достаточно грамотными (а иногда именно поэтому!) сталкиваясь с типичными проблемами воспитания, воспринимают их как наказание посланное только им. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания и обучения детей. Они, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Не смотря на эти проблемы, на данный момент семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Только в одном случае процесс воспитания и обучения ребёнка может быть максимально эффективен – когда родители малыша и ДОУ сотрудничают самым тесным образом. Коллективные обсуждения всех событий жизни малыша помогут сформировать правильный подход к воспитательному процессу.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:
- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
- информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность о целях дошкольного образования;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями ) детей вопросы, связанные с реализацией Программы.
- обсуждать с родителями (законными представителями ) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Формы работы с родителями в детском саду могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать единственную цель – помочь ребёнку раскрыть свои способности и таланты.
Традиционные формы
• Родительское собрание - форма работы группы людей объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.
• Лекция – форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в начале встречи и в большой аудитории.
• Педагогическая беседа – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
• Тематическая консультация – (индивидуальная или групповая) – обсуждение различных аспектов воспитания и обучения детей, получение от родителей необходимой информации о ребенке.
• Информационный стенд – сведения об администрации, направлениях деятельности ДОУ, достижения коллектива, мероприятия на месяц, режим дня, расписание занятий.
• Тематические выставки – отражают направления работы ДОУ
• Тематические папки – рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей.
• Открытые занятия и дни открытых дверей – ознакомление родителей с жизнью детей в ДОУ.
• Субботники – объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственно й среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.
• Праздники и развлечения – привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе.
• Анкетирование родителей – выяснение знаний о методах воспитания детей, об удовлетворенности деятельностью ДОУ, об индивидуальных особенностях детей и т. п.
• Фотовыставки – знакомство родителей с мероприятиями проводимыми в ДОУ.
Нетрадиционные формы
• Проекты – привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.
• Конференции – обобщение, систематизация и пропаганда психолого – педагогических знаний.
• Дневник – обеспечение постоянного общения между педагогом и родителями.
• Информационный листок – содержит полезную информацию на каждый день.
• Газета – рассматривает широкий круг проблем воспитания, знакомит родителей с темами деятельности ДОУ, содержит статьи по организации детского досуга и т. п.
• Экскурсии и туристические походы – способствуют объединению усилий ДОУ и родителей в воспитании детей, формировании у них духовно – нравственных начал, ценностных ориентиров, экологическому воспитанию, привитию любви к Родине.

 В семье необходимо закреплять знания, полученные в детском саду. Домашние задания уже доказали свою эффективность и вызывают интерес как у детей, так и у родителей.
Для успешной социализации, развития ребенка-дошкольника необходимо подкрепление в семье, т.е. единство и согласованность воспитательных воздействий всех взрослых на ребенка, начиная с первых дней нахождения его в детском саду, а это возможно только при наличии активной родительской позиции.

Еще один важный аспект в отношениях между родителями и ДОО занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Такое внимание ДОО к физическому развитию дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д. И даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности и в его сознании этого понятия.

Общие принципы взаимодействия семьи и ДОО в сфере сохранения и укрепления здоровья
Укрепление здоровья ребенка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Если с раннего детства приучать ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, прививать полезные привычки, можно быть уверенным, что ребенок вырастет здоровым, что несомненно поможет ему добиться больших успехов в любой сфере жизни. Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных задач родителей. ДОО может оказать помощь родителям в решении этих задач.
Детский сад и семья являются важными социальными структурами, главным образом определяющими уровень здоровья детей. Вся работа по сохранению и укреплению здоровья должна осуществляться совместно с семьей, для чего необходимо создание детско – взрослого сообщества «дети – родители – педагоги».
Организуя сотрудничество с семьей необходимо уделять внимание следующим положениям:
- единство ДОО и семьи в вопросах сохранения здоровья достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны воспитателям и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы в ДОО;
- систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в ДОО;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей;
- взаимное доверие;
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима ;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно - оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания );
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОО.
Итак, можно сказать, что только комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с родителями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Выставочное дело в детском саду". Статья для работников детских учреждений, заинтересованных родителей.

Мною подготовлена статья для педагогов, работающих с детьми, также для увлеченных людей оформительским искусством, для изодеятелей образовательных учреждений и для творческих, заинтересованных родит...

Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

статья из опыта работы"Взаимодействие детского сада и родителей учебном и воспитательном процессе"

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования  направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно в свою очередь во многом зависит от согласования действий семьи и ДОУ....

Статья на тему: адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду, рекомендации родителям

Эта статья адресована в первую очередь родителям, которые отдают своего ребенка в детский сад, а также работникам ДОО.В статье подробно описываются психологические особенности детей 2-3 лет. В данной ...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Статья «Взаимодействие детского сада с родителями по формированию навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность, как стержень качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов и эффективных путей развития этого ...