Консультация "Социальная адаптация как один из факторов социализации ребёнка"
консультация (младшая группа) на тему

заломнова мария ивановна

Адаптация - один из важных этапов социализации ребёнка. Как помочь ребёнку быстрее  привыкнуть к новым условиям? Как научить его общаться с другими членами коллектива? Попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_adaptatsiya_kak_odin_iz_faktorov.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация как один из факторов

социализации ребёнка»

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально-коммуникативное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как  член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателем, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей:

  1. социально-коммуникативное развитие;
  2. познавательное развитие;
  3. речевое развитие;
  4. художественно-эстетическое развитие;
  5. физическое развитие.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Именно об этой области мы и будем сегодня с вами говорить.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие включает в себя следующие разделы:

  1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
  2. Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание;
  3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
  4. Формирование основ безопасности.

Задачи социально-коммуникативного развития:

  • Формирование у детей опыта поведения в среде сверстников, воспитывать чувства симпатии к ним.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость (ребёнок должен обращать внимание на другого ребёнка, проявлять заботу о товарище, уметь пожалеть, посочувствовать).
  • Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Развивать умения играть, не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
  • Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения (умение здороваться, прощаться, обращаться за помощью спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».)
  • Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в

нескольких направлениях:

1.«Здравствуйте, это я!» (включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе).

2.«Давайте жить дружно» (направлено на приобретение детьми навыков                  сотрудничества внутри группы, предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя внутри группы).

3.« Я, ты, он, она – вместе целая страна!» (направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, спортивных развлечений, концертов, праздников)

4.«Мы вместе» (включает в себя работу с родителями).

Эти социальные навыки особенно необходимы детям в процессе адаптации.

Что же такое адаптация?

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке ( в нашем случае – привыкание к МБДОУ).

Что же такое социализация?

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Источниками социализации являются: передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние детей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве.

Следующим из основных понятий, которым будем руководствоваться в нашей работе это социальная адаптация – приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами. Адаптация связана с принятием индивидом различных социальных ролей, адекватным отражением себя и своих социальных связей. Она играет решающую роль в социализации личности.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

К основным критериям адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:

* поведенческие реакции;

* уровень нервно - психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая адаптация:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает опыт детских психологов, дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

-наличие у ребенка своеобразных привычек,

-неумение занять себя игрушкой,

-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Но главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми  и сверстниками. Родители должны стремиться помочь своему ребёнку быстрее преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми, способствовать развитию навыков общения. Для этого надо привлекать внимание ребёнка к действиям других людей, совместно рассматривать результаты их действий, вызывать у него положительную оценку.

 Итак, социализация ребенка – это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные игры. 

Занятия с использованием игротерапии – могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в группе.

Занятия с использованием сказкотерапии дают возможность увидеть свои проблемы как в зеркале, проработать их через сказочный сюжет, на уровне поведения.

Сказочный сюжет облегчает принятие и выход из проблемной ситуации раскрывает скрытые внутренние ресурсы через проигрывание сказочных сюжетов.

Занятия с использованием с элементами релаксации – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Таким образом, социально - коммуникативная адаптация детей к ДОУ - сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребёнка по-разному, успех которого обусловлен рядом объективных и субъективных факторов - возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития, характеристика нервной системы, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИГРЫ

«Делай, как я»

Воспитатель показывает разные движения и предлагает детям повторить их, адресуя друг другу: «Внимательно смотрите, что я буду делать, и повторяйте за мной, а потом то же самое покажите друг другу». Взрослый комментирует каждое новое движение, напоминая детям последовательность действий: «Сейчас я улыбаюсь. Теперь вы улыбнитесь мне. Молодцы. А теперь улыбнитесь друг другу». Репертуар действий чрезвычайно широк: можно нахмурить брови, дотронуться до носа, «посмотреть в подзорную трубу», сложив руки трубочкой, высунуть язык, надуть щеки и т.д.

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать мыльные пузыри. (Примечание: напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи)

«Солнечные зайчики»

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимательно рассмотрите таблицу и прочитайте пояснения к ней. Не волнуйтесь, не все дети попадают под стандарты. Если ваш малыш что-то не умеет, то с приходом в ясли, в социальную среду, ему будет легче приобрести тот или иной навык, а вы дома поможете закрепить его. Если отставание или опережение в развитии большое, нужно обязательно проконсультироваться у детского психолога.

В данной таблице отражено развитие социальных навыков и эмоций малыша, предваряющих их становление. Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая способность ребёнка. При работе с таблицей мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия. Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те способности, которыми должен обладать ребёнок в его возрасте. Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития. Если большая часть навыков ребёнком усвоена, то можете делать вывод, что он развивается нормально. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени. Если ребёнок, наряду с нормативными требованиями, усвоил также и большую часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по всем показателям. Если задержка или опережение в развитии происходят частично и только в одной или двух областях, тогда может идти речь о негармоничном развитии.

14. Легко расстается с мамой на некоторое время.

13. Застегивает пуговицы.

12. Сам одевается.

11. Одевается под присмотром взрослых.

10. Помогает в работах по дому.

9. Моет и вытирает руки.

8. Сам одевает некоторые вещи.

7. Сам раздевается.

6. Подражает взрослым в работе по дому.

5. Пытается есть ложкой.

4. Пьет из кружки.

3. Указывает пальцем на желаемый предмет.

2. Играет в мячик с родителями.

1. Хлопает в ладошки в игре с взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации"

Данная статья  предназначена для воспитателей работающих в системе общественного воспитания...

Консультация для родителей: «Семья – один из главных факторов социализации ребенка».

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни...

Из опыта работы "Предметно – пространственной развивающей среды в группе, как фактор социализации ребёнка"

Организация среды  должна служить удовлетворению потребностей и  интересов ребёнка....

Адаптация - как один из факторов сохранения здоровья детей раннего возраста

О правилах адаптации для малыша раннего возраста...

Выступление на семинаре «Адаптация- как один из факторов сохранения психологического здоровья детей раннего возраста»

      «От здоровья, жизнерадостности детей зависят  их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...

Самостоятельность один из факторов успешной адаптации ребёнка в детском саду.

Как влияет самостоятельность ребёнка на его успешную адаптацию в детском саду. Советы родителям по воспитанию самостоятельности в ребёнке....

Статья «Музыкальная деятельность как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Аннотация. Статья посвящена традиционным и современным подходам к социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в детском саду. Ключевые слова:...