Народный фольклор в трудовой деятельности
учебно-методический материал на тему

Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnyy_folklor_v_trud_deya-ti.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Тема:

«Народный фольклор

в трудовой деятельности дошкольников».

Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.

Была бы охота – заладится всякая работа.

  • Доброе начало – половина дела.
  • Кто труда не боится, того и лень сторонится.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
  • В полплеча работа тяжёлая, оба подставишь – легче справишь.

Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения:

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, поди я ложка?

  • Люди жать, а мы с поля бежать.
  • В работе разгар, а он на базар.
  • У лодыря Егорки всегда отговорки.
  • Люди пахать, а он руками махать.
  • В одиночку не одолеешь и кочку.
  • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг надруга, пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию, побудить ребёнка к поиску другого решения конфликта:

  • Не велик, а грозен.
  • Раздулся, что мышь на крупу.
  • На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
  • Сила – хорошо, а ум – лучше.
  • А доброе сердце всё покрывает.
  • Кто в нраве крут, тот никому не друг.
  • На что с тем дружиться, кто охоч браниться?

Ссора может привести к потере друзей:

  • Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Без друга в жизни туго.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Согласье крепче каменных стен.

Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она получилась качественной:

  • Какие труды, такие и плоды.
  • Золотые руки -  золотые дела.
  • Каков мастер – такова и работа.
  • Кто работы не боится, у того и работа спорится.
  • Дело мастера боится.

Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой, жестом. Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?». Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности.

  • И по малу делу большая дума.
  • Голова научит – руки сделают.
  • Семь раз примерь – один раз отрежь.
  • Чем больше науки – тем умнее руки.
  • Ум хорошо, а два лучше.

Если дети робки в работе, их нужно поддержать:

  • Лиха беда начала.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Смелый города берёт.

Воспитатель может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень, вода не течёт.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.
  • Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
  • Не замоча рук, не умоешься.
  • Волков бояться – в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.

  • Умел начать, умей и оканчивать.
  • Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
  • Не мудрено начать, мудрено кончить.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из детей до окончания работы готов похвастаться результатами работы, педагог предупреждает, что лучше сделать, а не обобщать:

  • Хвастливое слово гнило.
  • Говорить легко, делать трудно.

Тем, кто отвлекается во время работы:

  • Где много слов, там мало дела.
  • Большой говорун – плохой работун.
  • Дела не вершок, а слов с мешок.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.
  • Меньше бы говорил, а больше бы делал.
  • Работа с зубами, а лень с – языком.
  • Один пашет, а семеро руками машут.
  • Люди за дело, а мы за безделье.
  • Играй, играй, да дело знай.

В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда:

  • Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок.
  • Горька работа, сладок хлеб.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Над чем постараешься, тому и порадуешься.
  • За один раз и дерева не срубишь.
  • Всякое уменье трудом даётся.
  • Дело учит, и мучит и кормит.

Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:

  • Делом спеши, а людей не смеши.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Тише едешь, дальше будешь.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Авось да как-нибудь до добра не доведут.
  • Кто делает все на авось, у того всё хоть брось.

А о бойком, ловком, все успевающем умельце педагог говорит:

  • Наш пострел везде поспел.
  • Один глаз, да зорок – не надо сорок.
  • Мала птичка, да коготок востёр.
  • Мал телом, да велик делом.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:

  • Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь; Не смейся, горох, над бобами: Будешь и ты под ногами.
  • Не смейся, квас, не лучше нас!
  • Не смейся, горох, не лучше грибов: грибы пожарим и тебя оставим.

Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог поощряет:

  • Одной рукой и узла не завяжешь.
  • Один в поле не воин.

Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить:

  • Делавши смеялись, а сделавши плачем.
  • И криво, и косо, и на сторону побежало.
  • И готово, а  бестолково.
  • Сбил, сколотил – вот колесо!

          Сел, да поехал – ах хорошо!

          Оглянулся назад – одни спицы лежат!

  • Тяп, ляп готов корабль

           Хотел прокатиться,

           Да боюсь утопиться.

По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть веселее:

  • Без труда и отдых не сладок.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Конец венчает дело.
  • Добрый конец – делу венец.
  • Наработался – за ложку берись.
  • Лентяй – без ужина спать ложится.
  • Работнику – медовые пышки.

          А лодырю – еловые шишки.

  • Горька работа, да сладок хлеб.
  • На чужую работу гдядя, сыт не будешь.
  • Работай до поту, так поешь в охоту.
  • Ешь досыта, а работай до пота.

Пословицы создают атмосферу уважения к трудолюбивому:

  • Всякий человек у дела познаётся.
  • Всякое дело человеком ставится, человеком славится.
  • Занятого человека и грусть-тоска не берёт.
  • Всякому молодцу ремесло к лицу.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.
  • Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.
  • Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Пчела мала, а и то работает.
  • Кто любит трудиться, тому и на месте не сидится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.

Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие умственных способностей детей...

Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"

Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....

СТАТЬЯ Применение русского народного фольклора в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ФГСТ.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?...

Русский народный фольклор в практической деятельности учителя-логопеда

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....