Рисование на песке как способ развития дошкольников
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Гуськова Марина Евгеньевна

В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город, подводный мир и много интересных вещей. Приезжая из отпуска с моря дети делятся впечатлениями какие фигуры они делали на пляже. Чтобы продлить их увлекательную игру и фантазию, развивать мелкую моторику рук, я решила сделать световой короб для рисования на песке. Моя идея очень понравилась детям.

Рисуя на песке дети развивают мелкую моторику рук, что необходимо для развития речи. У детей развивается абстрактное мышление и пространственное восприятие, мы развиваем мастерство речи, потому что каждый раз придумываем каждый раз новые истории. Песок снимает нервное напряжение, стресс, лечит депрессии, улучшает настроение и приносит много удовольствия. А занятия по рисованию песком способствуют изменению настроения жизни в целом: все становится более спокойным и уравновешенным.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Рисование песком -новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. В занятиях по рисованию песком я решила использовать здоровьесберегающие технологии.Ведь детям нравится играть, рисовать. А если дыхательная или пальчиковая гимнастика будет проходить в такой необычной форме – в виде рисования на песке, любом ребенок это оценит. Наша дыхательная гимнастика проходит в такой форме: дети стоят вокруг светового стола для рисования песком, я предлагаю детям представить, что перед нами пустыня, а мы станем сильным ветром-сделаем глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постараемся одним выдохом подуть на песке пустыни (выдох – «шарик сдувается»). А теперь мы тихий ветерок. Сделаем вдох и задуем пески пустыни маленькими порциями выдоха. «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у», вою ветра («в», писку комара («з», произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Хочу заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.

Еще один пример упражнения для глаз, который мы проводим (Дети стоят вокруг светового стола для рисования песком) - Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом плавают маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (на кисть руки ребенку одевается «рыбка», и ребенок глазами следит за движением рыбки на своей руке, повторяя движения за мной. Рыбки резвятся – В воде кружатся! Пузыри пускают, Весело ныряют, Друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда-сюда, Глядишь, и нет их следа. Или я начинаю рисовать палочкой на песке рыбку, ребенок повторяет тоже самое смотрит только глазами).

Еще одно упражнение для глаз «Письмо носом» (Дети стоят вокруг стола для рисования песком) –Мы сейчас с вами будем Буратинками, будем использовать нос как длинный карандаш, вы будете повторять движения носом линий которые я буду проводить на световом столе.

Еще применяем метод «Зеркальное рисование»:

- дети стоят вокруг светового стола для.Начнем рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Другой пример использования психогимнастики на занятиях по рисованию на псеке: «Путешествие в лес» Дети стоят на ковре рядом со световым столом для рисования (под звуковое сопровождение «Голоса леса» Мы в лесу. Под ногами мягкий мох. Идем по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной, пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за другом. После сильного ветра повалились деревья, нам придется через них перелезть. Ой, я обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Мы с ребятами подходим световому коробу и при помощи ежика- массажера резинового с колючками начинаем рисовать круговые движения при помощи ладони( - также развиваем мелкую моторику рук, самомоссаж). Моим детям нравятся эти занятия, т. к. мы всегда отправляемся путешествовать все дети выполняют движения, учавсвуют в процеесе игры и в конце занятий- сюрпризный момент- рисование на песке. Свет гаснет, дети с нетерпением ждут разминать руки и пальчики одновременно рисуя на песке и создавая игровую сказку.
Еще один вариант который любят мои дети- Упражнения на самомассаж мышц языка: Наверняка, любой воспитатель замечал когда ребенок рисует он высовывает язык, я решила этот метод рисования с движением языка воплотить на занятиях (дети стоят ковре рядом с световым столом для рисования на песке) Ребята сейчас мы отправляемся в гости к зубной фее, но сначала поучимся выполнять такие движения «Поглаживание языка губами» - просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта; постепенно убирать язык в полость рта, - «Пошлепывание языка губами» - просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта, - «Покусывание языка зубами» - легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта. Молодцы все справились, а теперь отправляемся в путешествие (подходим к столу для рисования на песке) и будем рисовать с вами зубки и язычок, при этом проводя линию тем же движением будем проводить высунув язычок) - это упражнение на укрепление мышц языка.

Когда мы рисуем на песке мы играем, вместе с детьми мы придумываем истории и рисуем героев этой сказки, фотографируем рисунки, делаем из них презентации и обучающие видео, детям нравится учавствовать в этом процессе, еще недавно попробовали сделать мультфильм (дети были в восторге). Рисуя на песке дети развивают воображение, речь, развивается тактильная чувствительность, восприятие, мышление.

В своей работе я попыталась показать, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно интересно и увлекательно обучать дошкольников рисованию на песке. Результатом всей целенаправленной работы считаю и тот факт, что мои воспитанники стали с интересом и вниманием работать на занятиях по рисованию на песке, они учатся сами создавать новые интересные сказки с применением движений рук, языка, ног. Реализация проекта «Пески времени» позволила разработать практические пособия для педагогов ДОУ по обучению детей рисованию на песке и приемам рисования.

Данные пособия имеют практическую значимость и широко используется воспитателями, так как их использование помогает расширить представления о современных формах и методах работы по художественно-эстетическому

воспитанию детей дошкольного возраста. На сегодняшний день результат воплощающейся проектной деятельности радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Наступит лето и мы отправимся с детьми в большую песочницу – на улице, здесь возникнет возможность реализовать свои фантазии для будущих сказок в большом пространстве с участием всех ребят.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра с песком как способ развития ребенка.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидате...

«Рисование песком - как способ развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»

дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж...

Игры с кинетическим песком, как способ развития дошкольников (по технологии Андреенко Т.И.)

Пособие поможет педагогам в увлекательной форме организовать образовательную деятельность с детьми во время пребывания в детском саду в НОД, в совместной деятельности в свободное время, в период адапт...

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидате...

Мастер - класс для родителей Рисование на песке как средство развития мелкой моторики рук.

Уважаемые родители, сегодня мы вас приглашаем отправиться в песочное путешествие. Сегодня наши мастера научат вас создавать картины из манной крупы. Ваш ребенок выступит в роли мастера....

Игры с песком как способ развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К. Д. Ушинский...

Проект " Песочная терапия, рисование на песке, как способ развития мелкой моторики руки у детей с нарушениями речи

Представлен проект для старшей группы "Песочная терапия, рисование на песке, как способ развития мелкой моторики руки у детей с нарушениями речи"....