Проект " Песочная терапия, рисование на песке, как способ развития мелкой моторики руки у детей с нарушениями речи
проект по рисованию (старшая группа)

Неделько Оксана Вячеславовна
Представлен проект для старшей группы "Песочная терапия, рисование на песке, как способ развития мелкой моторики руки у детей с нарушениями речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «МАЛЫШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГО ЗАТО КОМАРОВСКИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект: «Песочная терапия, рисование на песке  как способ развития мелкой моторики руки у детей с нарушениями речи».

Выполнила: Неделько Оксана Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ «Д/с  №6 «Малышка»

2021

        Учитывая современные тенденции развития модернизации дошкольного образования, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.  Главная особенность организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ на современном этапе - это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми:  проектной деятельности, и нетрадиционных игровых приёмов (песочная терапия) в рамках интеграции образовательных областей.

        Тип проекта: образовательный, творческий, краткосрочный.

        Участники:   дети логопедической группы, учитель логопед.

        Актуальность: Коррекция речевых дефектов относится к числу наиболее сложных видов оказания комплексной  помощи детям. Сложность эта обусловлена, прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л.С. Выготский).

        Проблемная ситуация

  • В ряде исследований (М. М. Кольцова, М. С. Рузина) отмечается значительное влияние пальцевой моторики рук на функционирование речевых зон коры головного мозга. Вместе с тем недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в логопедии.  
  • Развитию тонких движений пальцев рук уделяется недостаточное внимание, в основном используются упражнения на движение сжатия, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, что приводит к дополнительному повышению тонуса пальцев рук.
  • При проведении привычного набора занятий по развитию мелкой моторики логопедами используются в основном упражнения, тренирующие движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Два последних пальца — безымянный и мизинец обычно пассивны.
  • Работе по развитию мелкой моторики не придается должного значения. Так, пальчиковые игры включаются в занятия как небольшой элемент, что-то вроде физкультминутки. Недостаточно применяются игры с разнотипными движениями, которые развивают резервные возможности головного мозга.

        Методологические принципы.

        Концепция Л. С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей, в структуре речевого дефекта.

        Методологические принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р. Е. Левиной , Л. С. Выготским , В. И. Лубовским : квалификации главного, первичного звена в структуре дефекта; системного анализа картины нарушения.

 Взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребёнка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова).

        Цель: Разработка и апробация  модели организации моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с ОВЗ.

        Задачи: оказать позитивное воздействие на речь и здоровье детей с ОНР; содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус; совершенствовать навыки пространственной ориентации;  способствовать развитию внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе.

        Объект. Моторные и речевые функции у детей с ОВЗ и их взаимодействие.

        Предмет. Развитие мелкой моторики руки в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с ОВЗ.

        Гипотеза:  Коррекционно-развивающая работа  с детьми с  ОВЗ будет эффективнее, если она учитывает:

  • взаимосвязь развития речи с моторным праксисом;
  • принципы природосообразности, развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями. Внутренние и внешние условия развития речевой практики дошкольников.

        Методики обследования.

        Для обследования мелкой моторики руки использовались методики А.Р. Лурии и Л.В. Лопатиной.

  • Исследование развития кинестетической основы движений руки.
  • Исследование оптика – кинестетической организации движений.
  • Исследование  кинетической основы движений руки.
  • Исследование артикуляционной моторики.

        Характеристика выборки

        Первый  этап –  исследование выборки детей: 8 детей старшей группы с ОНР. Заключение ПМПК: ОНР 2-3уровня. 8 детей – с ФФН контрольная группа.

        Заключительный этап – исследование 8 детей старшей группы с ОВЗ, 8 детей с ФФН, сравнительный анализ результатов.

        Результаты обследования.

        У детей с ОНР отмечается симптом несформированости двигательных процессов – динамического праксиса и реципрокной координации. Отмечается замедленность, трудности в переносе программы на другую руку, желание быстрее закончить движение. Отмечаются трудности в пространственной и квазипространственной ориентировках.

           У детей с ФФН большинство детей выполнили задание правильно, но в замедленном темпе. Двум детям потребовалась помощь взрослого.

        План работы с детьми с ОНР

  • Период проведения: 2 месяца (октябрь 2016г. – ноябрь 2016 г.);
  • Количество занятий: 16 занятий;
  • Форма работы: индивидуально, группами по 2  ребёнка;
  • Режим работы: 2 раза в неделю;
  • Время проведения: первая половина дня;
  • Продолжительность занятий 20 – 25  минут

 Развивающие средства.

Кинетический песок.

Световой стол – песочница.

         Преимущества песочной терапии: высокая эффективность и полная безопасность (неправильное применение, не вызывает побочных реакций и осложнений);  универсальность и простота; «терапевтический эффект» – снятие напряжения, релаксация.

        

Тематический план проекта

Октябрь – 1 неделя. Лексическая тема «Осень»

Октябрь – 2 неделя. Лексическая тема «Овощи».

Октябрь – 3 неделя. Лексическая тема «Фрукты».

Октябрь – 4 неделя. Лексическая тема «Грибы и ягоды».

Ноябрь – 1 неделя. Лексическая тема «Одежда».

Ноябрь – 2 неделя. Лексическая тема «Обувь».

Ноябрь – 3 неделя. Лексическая тема «Игрушки».

Ноябрь – 4 неделя. Лексическая тема «Посуда».

Занятие 1 – 2 . Лексическая тема «Осень».

  1. Работа с кинетическим песком. Логопед учит ребёнка сплющивать песок, делать блинчик и выдавливать используя шаблон кленовый лист, расчищая песок по краям. Ребёнок выполняет задание заучивая стих на лексическую тему.
  2. Ребёнок  прокладывает дорожки из песка называя признаки осени.
  3. Упражнение «Листочки»  логопед раскладывает  листочки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о их местоположении относительно друг друга.
  4. На световом столе. «Упражнение прогулка в осенний лес».  Ребёнок рисует следы «идут медвежата»  - ребёнок кулачками и ладонями надавливает на песок. «Ползут змейки» - ребёнок пальцами рук делает дорожку волнистой. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Занятие 3 – 4. Лексическая тема «Овощи».

  1. Работа с кинетическим песком:  лепка разных по форме овощей ( шарообразные, овальные, конусообразные) с проговариванием стиха на лексическую тему.
  2. Упражнение «Найди овощ» . Логопед зарывает в песке мини фигурки овощей, ребёнок находит называет  овощ  ласково (большой огурец, а маленький огурчик и т. п.).
  3. Создаём рисунок на световом столе. Ребёнок рисует овощи, разными пальцами.
  4.  Логопед рисует часть овоща, ребёнок  дорисовывает  недостающие детали.

Занятие 5 – 6. Лексическая тема «Фрукты».

  1. Работа с кинетическим песком: лепка фруктов, скатывая песок между ладонями круговыми движениями. Логопед показывает приёмы вдавливания, оттягивания для получения нужной формы. Ребёнок лепит, заучивая стих на лексическую тему.
  2. Упражнение «Кто больше назовёт». Ребёнок находит в песке спрятанные логопедом фигурки фруктов  и подбирает прилагательные ( слова-признаки).
  3. Рисование фруктов  разными пальцами двумя руками одновременно.
  4. Упражнение «Чего не стало?». Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребёнка назвать, что изменилось.

          ребёнок называет и дорисовывает картинку.

Занятие 7 – 8. Лексическая тема «Грибы и ягоды».

  1. Работа с кинетическим песком: лепка грибов и ягод, скатывая песок между ладонями круговыми движениями. Логопед показывает приёмы вдавливания, оттягивания для получения нужной формы. Ребёнок лепит заучивая стих на лексическую тему.
  2. Упражнение «Соберём урожай».  Ребёнок находит в песке фигурки ягод         и грибов, сортируя их, называя основные признаки.
  3. Создаём рисунок на световом столе . Ребёнок рисует гриб разными пальцами руки одновременно.
  4. Упражнение «Каких деталей не хватает». Ребёнок называет, что не хватает и дорисовывает недостающие детали.

Занятие 9 - 10. Лексическая тема «Одежда».

  1. Работа с кинетическим песком: лепка предметов одежды.  Логопед учит передавать форму предметов, соединять отдельные части, прижимая их к друг другу, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета одежды. Ребёнок лепит заучивая стих на лексическую тему.
  2. Упражнение «Назови части одежды».  Ребёнок находит в песке картинки с изображением одежды, называя её. Логопед делает акцент на  основных частях одежды: воротник, рукава, манжеты и т.п.
  3. Упражнение «Разложи по местам». Ребёнок находит в песке картинки с изображением одежды, сортирует их: летняя, зимняя,  женская, мужская, детская.
  4. Создаём рисунок на световом столе. Ребёнок рисует одежду разными пальцами руки одновременно.
  5. Упражнение «Нарисуй, где скажу». Ребёнок рисует одежду по инструкции логопеда. В левой верхней части светового стола. В нижней правой, в центре и т.п.

Занятие 11 - 12. Лексическая тема «Обувь».

  1. Работа с кинетическим песком: лепка предметов одежды.  Логопед учит передавать форму предметов, соединять отдельные части, прижимая их к друг другу, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета одежды. Ребёнок лепит, заучивая стих на лексическую тему.
  2. Упражнение «Назови части обуви».  Ребёнок находит в песке картинки с изображением обуви, называя её. Логопед делает акцент на  основных частях обуви: подошва, носок, задник, застёжка и т.п.
  3. Упражнение «Разложи по местам». Ребёнок находит в песке картинки с изображением обуви, сортируя их: летняя, зимняя, спортивная.
  4. Создаём рисунок на световом столе. Ребёнок рисует обувь разными пальцами руки одновременно.
  5. Упражнение «Нарисуй, где скажу». Ребёнок рисует обувь по инструкции логопеда: в левой верхней части светового стола.  В нижней правой, в центре и т.п.

Занятие 13 - 14. Лексическая тема «Игрушки».

  1. Работа с кинетическим песком: лепка игрушки.  Логопед учит передавать форму предметов, соединять отдельные части, прижимая их к друг другу, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета одежды. Ребёнок лепит, заучивая стих на лексическую тему.
  2. Упражнение «Мой клад».  Ребёнок зарывает в песок игрушку, даёт ей описание. Важно игрушку не называть. Тот, кто догадается о какой игрушке идёт речь, откапывает её в песке.
  3. Упражнение «Большой, маленький». Ребёнок находит в песке игрушки, называя их в уменьшительно – ласкательной форме: большой самолёт, а маленький самолётик и т.п.
  4. Создаём рисунок на световом столе, упражнение «Нарисуй и расскажи».  Ребёнок рисует игрушки и сопровождает свои действия речью.
  5. Упражнение «Нарисуй, где скажу». Ребёнок рисует игрушку по инструкции логопеда: в левой верхней части светового стола. В нижней правой, в центре и т.п.

Занятие 15 - 16. Лексическая тема «Посуда».

  1. Работа с кинетическим песком: лепка посуды, скатывая песок между ладонями круговыми движениями. Логопед показывает приёмы вдавливания, оттягивания для получения нужной формы Ребёнок лепит, заучивая стих на лексическую тему.
  2. Упражнение «Назови части посуды».  Ребёнок находит в песке картинки с изображением посуды, называя её. Логопед делает акцент на  основных частях посуды: донышко, крышка, стенка и т.п.
  3. Упражнение «Разложи по местам». Ребёнок находит в песке картинки с изображением посуды, сортируя её: столовая, чайная.
  4. Создаём рисунок на световом столе. Ребёнок рисует посуду разными пальцами руки одновременно.
  5. Упражнение «Чего не стало?». Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребёнка назвать, что изменилось.  Ребёнок называет и дорисовывает картинку.
  6. Упражнение «Нарисуй, где скажу». Ребёнок рисует посуду по инструкции логопеда: в левой верхней части светового стола. В нижней правой, в центре и т.п.

        Итоговая диагностика. Результаты обследования.

        У детей с ОНР уменьшилось количество ошибок при переключении движений, отмечена положительная динамика в смене положения рук. Отмечены улучшения  в пространственной и квазипространственной ориентировках.

                    У детей с ФФН результаты те же:  большинство детей выполнили задание правильно, но в замедленном темпе. Двум детям потребовалась помощь взрослого.

Заключение.

        Анализ полученных нами результатов показал значимость и необходимость подобных занятий с детьми.

        Таким образом,  использования в логопедической практике методов песочной терапии способствует  развитию ручного праксиса и стимуляции систем соответствия, речевых зон коры головного мозга. Песочная терапия  выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетические затраты, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

        Цель  достигнута, задачи решены. В дальнейшем планируется работа над включением песочной терапии в коррекционный процесс. Использовать песочную терапию как часть коррекционного занятия (по всем лексическим темам) по преодолению ОНР.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"

Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

В консультации для воспитателей младшего и старшего дошкольного возраста освещен теоритический аспект зависимости уровня развития речи детей от степени развития мелкой моторики рук, сформированности о...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей и...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А.  Сухомлинский...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем б...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста...