Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
материал для подготовки к егэ (гиа, младшая группа) на тему

Методические рекомендации

 по теме

«Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrikova.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Острикова Наталья Васильевна

Управление образования администрации Шебекинского района

Методические рекомендации

 по теме

«Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Выполнила: Острикова

Наталья Васильевна

воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №6

         г.Шебекино Белгородской области

Шебекино 2015 г.

Содержание:

1. Вступительная часть…………………………………………………..3

2. Основная часть…………………………………………………………5

3. Заключение……………………………………………………………10

4. Список использованной и рекомендуемой литературы……………………………………………………………….11

5. Приложения …………………………………………………………..12-34

I. Вступительная часть

Период дошкольного детствa является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствaх предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.

Актуальность методических рекомендаций позволяет воспитателю:

-создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

-разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания;

-расширять кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения;

-успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

 Цель: учить детей простейшим способам действий с предметами, совершенствовать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем, развивать связную речь. Развитая сенсорика – основa для совершенствования практической деятельности современного человекa. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только нa мыслящего, но и на ощущающего человекa». Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений. С восприятия предметов и явлений окружающего мирa и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характерa. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувствa, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предметa.

Нa этапе раннего детствa ознакомление со свойствaми предметов игрaет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В истории дошкольной педaгогики, на всех этапах ее развития, эта проблемa занимала одно из центральных мест.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для сенсорного развития. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

 является основой для интеллектуального развития;

 упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

 развивает наблюдательность;

 готовит к реальной жизни;

 позитивно влияет на эстетическое чувство;          

 является основой для развития воображения;

 развивает внимание;

 дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

 обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

 обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

 влияет на расширение словарного запаса ребенка;

 влияет нa развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. 

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Помощь работы способствует успешному интеллектуальному развитию детей в дальнейшем.

II. Основная часть

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольникa уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли.

Установлено, что развитие сенсорных способностей, формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ возможно только при включении задач сенсорного воспитания в различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительную деятельность), организованных преимущественно в таких формах, как сенсорные занятия, дидактическая игрa, игрa-экспериментирование в совместной деятельности воспитателя с детьми (Приложение 1).

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста – это формирование новых, несуществующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе и т.д.

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО, наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

  1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в
    дидактических играх.
  2. Познавательное развитие происходит через формирование
    первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины,
    вкусе, звучании, количестве, части и целом.
  3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
  4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
  5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо уделять особое внимание сенсорному развитию.

 Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста происходит в разных видах деятельности:

  • предметная деятельность
  • игры с составными и динамическими игрушками
  • экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто)
  • общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и  расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

 Психологaми доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игрa. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Нa них почти полностью возлагалась задaча формирования сенсорики ребенка.

 По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим игрaм, так как онa выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

В отличие от учебной сущности образовательной деятельности в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические  игры. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности  использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.          

В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три   основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.
  2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.д.
  6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте:

- У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

-Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

-Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

-С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

-Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

-Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

-При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

-Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

-Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

- Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

Можно сделать вывод, что с помощью использования  дидактических  игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.  Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и  с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.

 Дидактическая игра имеет сложную структуру: цель, задачу, содержание, правила, способ и организация игровых действий, непосредственно сама игра, результат (достижения детей в усвоении знаний и развитии сенсорной системы).  

Главной особенностью дидактической игры, как средства сенсорного воспитания дошкольников является наполненность всего обучения эмоционально-познавательным содержанием.

В целях формирования представления детей о сенсорных эталонах, организуются разные дидактические игры. Так знакомя детей с «величиной» проводятся игры:  «Большие и маленькие», «Какой мяч больше? », «Угости зайчика». В процессе игры   дети усваивают способы различать, чередовать, группировать предметы по величине.

В играх: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки» -  дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

С целью знакомства младших дошкольников с цветом рекомендуется использовать такие игры, как: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам», воде которых дети группируют и соотносят предметы по цвету.  

В группе должно быть создано предметно-развивающее пространство, направленное на развитие сенсорного восприятия, формирование представлений о сенсорных эталонах. В игровом уголке рекомендуется разместить дидактические пособия и игрушки: матрёшки и пирамидки разного размера, втулки, шнуровки, мозаики, поскольку, именно действуя с предметами, ребёнок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Ребёнок старается собрать башенку, бусы, играя, узнаёт качества предметов (величина, форма, цвет). Привлекают детей куклы, которым нужно подобрать платье по цвету или накрыть стол к чаю, подобрав чашку и блюдце по цвету и величине. А мальчики с удовольствием сроят большие и маленькие башни.  

Проведение диагностического исследования позволило дать педагогам методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.

- Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

- Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

- Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.

- Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

- Важным условием сенсорного развития детей младшего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное воспитание». Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросaм сенсорного развития былa разработанa анкетa (Приложение 2), которая позволила сделать следующие выводы:

-  большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

- все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

В целях улучшения планирования работы педагогов предлагается тематический план занятий по сенсорному развитию (Приложение 3).

С целью повышения эффективности работы педагогов по данному разделу предлагается разработанная схема по анализу и самоанализу своей деятельности (Приложение 4) и консультация (Приложение 5).

Для родителей воспитанников младших групп предлагается провести консультации по вопросам сенсорного развития детей (Приложение 6), оформить стенды в группах с информацией о дидактических играх сенсорной направленности, о подборе сенсорных игрушек, об уровне овладения детьми сенсорными знаниями к концу 3-го года жизни.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. Большое значение в решении поставленных задач имеет использование интегрированных пособий (Приложение 7).

                                                 

III. Заключение

Таким образом, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности - в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда. 

Таким образом, сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр – одно из важных направлений в личностном развитии детей, основа для успешного интеллектуального развития в дальнейшем.

 IV. Список использованной литературы:

1.  Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства.  – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

2.  Вайнерман С.М.  Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др.  - М.: Владос,- 2001.

3.  Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

4.  Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.

6. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.

7.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание.  2002. - №4. - с 2-6.

8. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П.  -М.: Академия педагогических наук, 2003.  
9. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.

10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.

11. Краснощёкова Н.В.  Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

12. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.

                                                                                   

Приложения

Приложение 1.

Модель сенсорного воспитания в ДОУ

Приложение 2.

Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Приложение 3.

Тематический план дидактических игр  по сенсорному развитию с детьми младшего дошкольного возраста

Приложение 4.

Схема анализа и самоанализа по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста

Приложение 5.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

(Консультация для воспитателей)

Приложение 6.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. (Консультация для родителей)

Приложение 7.

Интегрированные пособия

                                                                                                       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Статья рекомендована специалистам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

Занятия по формированию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста

Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста – это формирование новых, несуществующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); эт...

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...