Программа по вариативному направлению - художественно-эстетическое развитие кружка с элементами театральной культуры "Чебурашка"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Евдокимова Ирина Юрьевна

Представленна программа кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида»

Программа кружка

"Чебурашка"
с элементами театральной культуры

логопед Евдокимова Ирина Юрьевна

1 квалификационная категория

Пояснительная записка

     Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых нарушений у детей была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, являясь необходимым условием увлекательной деятельности.

Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке, способствуют объединению детей, умению взаимодействовать между собой и педагогом; раскрывают их творческие способности, обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; развивают внимание, усидчивость, слухоречевую  память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

С учетом выше сказанного была разработана программа кружка “Чебурашка” с элементами театральной культуры.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, ответственность, самостоятельность.

Цель программы: 

знакомство дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.

    Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, умений и включает в себя следующие разделы:

  • Общение. Речевой этикет
  • Театральная игра
  • Ритмопластика
  • Культура и техника речи
  • Основы театральной культуры

Задачи программы 

Общение. Речевой этикет

  • Учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно.
  • Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении в разных речевых ситуациях.
  • Учить владеть своим голосом, понимать когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т.д.
  • Учить внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего.
  • Совершенствовать невербальные средства общения.

Театральная игра

  • Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству.
  • Воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика

  • Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
  • Развивать координацию движений, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
  • Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
  • Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений.
  • Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи

  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи.
  • Развивать, связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Активизировать и расширять  словарный запас детей.

Основы театральной культуры

  • Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства.
  • Совершенствовать артистические навыки.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

Основные формы работы:

1. Мастер-класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

- культуры речи,

- сценического движения,

- кукловождения,

- работы над художественным образом,

- пантомимические этюды и упражнения,

- режиссерской игра (со строительным и дидактическим материалом).

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники.

6. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

7. Изготовление образных игрушек, кукол-бибабо, фигурок, вылепленных из пластилина и глины, игрушек из киндер-сюрпризов.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

         Курс  начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения отчетного (в конце учебного года) театрального представления или спектакля, где обучающиеся принимают активное участие.

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10–12 человек, 2 раза в неделю по 25 – 30  минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Программа “Чебурашка” с элементами театральной культуры может быть включена в качестве дополнительного курса в любую программу дошкольного образования и воспитания или же как отдельная программа для кружковой работы

Планируемые итоговые результаты освоения Программы

1. Дети должны знать:

  • некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей, театр теней и др.);
  • особенность театрального искусства;
  • основы актерского мастерства;
  • театральную терминологию;
  • культуру зрителя;
  • некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.

2. Дети должны уметь:

  • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
  • общаться с людьми в разных ситуациях, выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией;
  • разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
  • с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов;
  • делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;
  • выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
  • составлять предложения с заданными словами;
  • сочинять этюды по сказкам.

Материально-техническое обеспечение

  • Музыкальный зал (для показа театрального представления или спектакля)
  • Звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр
  • А/записи
  • Декорации
  • Театральные костюмы
  • Маски
  • Перчаточные куклы
  • Куклы – бибабо
  • Плоскостной театр
  • Конусные куклы
  • Мягкие игрушки
  • Книги со сказками
  • Ширма
  • Фотографии, картинки, иллюстрации.

Литература:

  1. Курцева З.И. “Дошкольная риторика”. – М.: Баласс, 2007.
  2. Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду». – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  3. Машевская С.А. “Риторика + Театр”. – И.: “Исток”, 2005.
  4. Чурилова Э.Г. “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”. – М.: Владос, 2005.
  5. Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду”. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  6. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». М.,2000

7. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.

8. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.

9. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»

10. Чистякова М. «Психогимнастика»

11. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

12. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002.

13. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2003

14. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М., Просв., 1991

15. Алексеевская «Домашний театр» М., Лист, 2000

16. Мирясова В.И. «Играем в театр» М., Гном-Пресс, 1999

17.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам» М.,1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (рисование с элементами аппликации)» на тему: "Снеговик"

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению«Художественно-эстетическое развитие (рисование с элементами аппликации)»...

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...

Дополнительная общеразвивающая программа «Пряничный домик» направление: художественно – эстетическое (пластелинография) возраст детей: 3-5 лет

Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...